Пояснительная записка.
«Сказки учат нас, что мечты сбываются.
И обязательно нужно отстаивать то,
во что ты веришь. »
История Золушки (A Cinderella Story)
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Литература помогает раскрыться ребенку в неформальной обстановке. Она также является источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте является сказка. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, а это в свою очередь способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Изучив опыт работы педагогов других детских садов, по развитию творческих способностей через театральную деятельность мы поняли, что для достижения цели необходима комплексная целенаправленная работа через различные формы организации с дошкольниками, в тесном контакте с педагогами-специалистами и родителями. Поэтому было принято решение о создании группового долгосрочного творческого проекта «Добрые сказки – мудрые дети».
Инновационным в нашей работе мы считаем то, что работа над сказкой проходит в течение месяца и реализуется через все образовательные области, в организованной учебной и внеучебной деятельности, в вариативной части. Именно комплексное решение запланированных задач является основой нашего проекта.
При этом мы широко используем многообразные формы работы:
- игры:
- дидактические на развитие речи (развитие словаря, формирование грамматического строя речи, на развитие дикции);
- дидактические на развитие психических процессов (мышление, память, внимание);
- настольно печатные;
- подвижные;
- хороводные;
- пластические этюды;
- развлечения:
- музыкальные;
- спортивные;
- литературные досуги;
- изодеятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- ручной труд:
- с бумагой;
- с бросовым материалом;
- из природного материала.
Используя универсальную методику работы со сказкой Л.Б.Фесюковой, которая предлагает опыт работы для старших дошкольников, мы позаимствовали некоторые методические приемы, применив их для детей 3-4 лет. Особенно эффективными из них были:
- «Сказки с новым концом», где детям предлагалось придумать новый конец сказки, например: «Курочка ряба» - снесла новое яичко, «Теремок» - построили новый большой терем или теремок для каждого и т.п.;
- «Сказка продолжается» - дети фантазировали продолжение к сказкам «Три медведя», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т.п.;
- «Спасательные ситуации в сказках» - где необходимо было придумать спасательные моменты, ситуации, которые помогли бы избежать грустного или опасного конца сказки, например в сказке «Колобок» - колобка спасает какое-то действие или какой-либо герой, «Три медведя» - Машеньке приходит на помощь какой-либо герой и т.д.
Данные методические приемы помогают детям мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, и даже вводить непредвиденные ситуации, что оказалось вполне доступным для детей 3-4 лет.
Ценность проекта состоит еще и в том, что он решает задачи по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в окружающей жизни, через сказки: «Колобок», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко» и др.
Особое внимание уделили воспитанию нравственных чувств детей, потому что именно сказка несёт в себе искорки добра, честности, смелости и справедливости. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться.
Наряду с приобщением детей к культуре, воспитанию нравственных чувств наш проект развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом передаваемого персонажа заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельностью происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй. Улучшается диалогическая речь.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь оказывают театрализованные игры.
Таким образом, трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни. А театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Инновационной является и структура перспективного плана проекта, в котором четко обозначена интеграция всех областей, слаженность действий и деятельности всех участников проекта.
Проблема:
- Недостаточное развитие связной речи дошкольников;
- Недостаточный уровень коммуникативных навыков;
- Низкая самооценка;
- Традиционные методы и формы организации работы не дают высокий результат.
Цель проекта: Развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей через художественную литературу, театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к процессу познания.
- Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на произведения детской художественной литературы.
- Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
Воспитательные:
- Прививать интерес к творчеству, умение слушать сказки.
- На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.
Ожидаемый результат:
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать).
Построение вариативного компонента:
1. Театр (различные виды)
2. Драматизация
3. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование)
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Доступность.
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (Организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, технические средства обучения, театральная деятельность разнообразных видов, наглядные пособия).
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развлечения, моделирование ситуаций, наблюдения).
3. Практические (самостоятельная и совместная театрализация, создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, дополнение театрального уголка, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование).