kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме: «Восприятие классической музыки как средство развития музыкальных способностей детей 4-7 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы Тема: «Восприятие классической музыки как средство развития музыкальных способностей детей 4-7 лет». Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка. Д. Кабалевский Введение. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора Д.Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Видный психолог Б.М.Теплов подчеркивал, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М.Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание, центром музыкальности является способность человека эмоционально откликаться на музыку. В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с классической музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Ребенок делается более восприимчивым к красоте и в искусстве и в жизни. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет на добрые поступки, или как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное побуждает доброе». Классическая музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздействия заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний, оттенки эмоционально-психических состояний человека. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и уже в раннем детстве важно дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, обогатить их яркими музыкальными впечатлениями. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, познавательная активность. В процессе рассказа о музыке и ее анализа у детей развивается речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной. Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и эмоционально-оценочного отношения к музыке ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения. Но наши дети в основном слышат современную музыку, которая культивируется средствами массовой информации. Ее ритмы, сильная громкость, сверхвысотные и сверхнизкие частоты оказывают отрицательное воздействие на слух, нервную систему, эмоциональное состояние детей. Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но, так как в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации классической музыки становятся все более привычными для слуха, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий вызывает у человека положительные эмоции. В своей работе я стремлюсь, формировать музыкальный вкус детей, знакомя дошкольников с классической музыкой. В содружестве с родителями, я даю возможность узнать и полюбить другую – классическую музыку. Систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомлю детей с музыкой, которую можно назвать искусством. Приоритетным в моей деятельности является раздел «слушание музыки». В своей работе, по этому разделу, я использую программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». Цель моей работы: приобщение детей дошкольного возраста к шедеврам мировой музыки. Задачи: -развивать музыкальные и творческие способности детей с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка; - сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. Полученный результат отслеживаю с помощью викторин, КВНов, музыкально-дидактических игр, концертов «Угадай-ка!», интегрированных, доминантных и комплексных занятий. Анализом результатов является диагностика О.П.Радыновой, которая помогает определить уровни развития каждой музыкальной способности. Обследование провожу в конце года. При определении уровня музыкального развития ребенка О.П.Радынова предлагает брать за основу следующие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «Восприятие классической музыки как средство развития музыкальных способностей детей 4-7 лет» »

Опыт работы

Тема: «Восприятие классической музыки как средство

развития музыкальных способностей детей 4-7 лет».


Музыка является могучим и ничем не

заменимым средством в формировании

духовного мира ребенка.

Д. Кабалевский

Введение.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора Д.Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

Видный психолог Б.М.Теплов подчеркивал, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М.Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание, центром музыкальности является способность человека эмоционально откликаться на музыку.

В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с классической музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Ребенок делается более восприимчивым к красоте и в искусстве и в жизни.

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет на добрые поступки, или как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное побуждает доброе».

Классическая музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций. Сила ее воздействия заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний, оттенки эмоционально-психических состояний человека. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и уже в раннем детстве важно дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, обогатить их яркими музыкальными впечатлениями.

При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, познавательная активность. В процессе рассказа о музыке и ее анализа у детей развивается речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной.

Общение с классической музыкой развивает интерес, любовь к ней, повышается музыкальная восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и эмоционально-оценочного отношения к музыке ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения.

Но наши дети в основном слышат современную музыку, которая культивируется средствами массовой информации. Ее ритмы, сильная громкость, сверхвысотные и сверхнизкие частоты оказывают отрицательное воздействие на слух, нервную систему, эмоциональное состояние детей.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но, так как в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации классической музыки становятся все более привычными для слуха, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий вызывает у человека положительные эмоции.

В своей работе я стремлюсь, формировать музыкальный вкус детей, знакомя дошкольников с классической музыкой. В содружестве с родителями, я даю возможность узнать и полюбить другую – классическую музыку. Систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомлю детей с музыкой, которую можно назвать искусством.

Приоритетным в моей деятельности является раздел «слушание музыки». В своей работе, по этому разделу, я использую программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры».

Цель моей работы: приобщение детей дошкольного возраста к шедеврам мировой музыки.

Задачи:

-развивать музыкальные и творческие способности детей с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;

- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.


Полученный результат отслеживаю с помощью викторин, КВНов, музыкально-дидактических игр, концертов «Угадай-ка!», интегрированных, доминантных и комплексных занятий.

Анализом результатов является диагностика О.П.Радыновой, которая помогает определить уровни развития каждой музыкальной способности. Обследование провожу в конце года. При определении уровня музыкального развития ребенка О.П.Радынова предлагает брать за основу следующие критерии.


2. Критерии диагностики.


Ладовое чувство

  1. Интерес к музыке:

- внимание;

- просьба повторить;

- внешние эмоциональные проявления (мимика, жест);

- высказывания о характере музыки.

2. Отличать правильное и е правильное пение или музицирование.

3. Определять закончилась ли мелодия.

4. Чувствовать эмоциональную окрашенность музыки, высказываться о настроении, чувствах, которые она передает.

5. Способность найти соответствующую певческую интонацию на заданный текст, или на одну мелодию, или к конкретному образу (грустный, веселый и т.д.).

Музыкально-слуховые представления:

  1. Точно воспроизводить мелодию голосом:

- петь с музыкальным сопровождением без помощи взрослого;

- петь без музыкального сопровождения с поддержкой голоса взрослого;

- петь без музыкального сопровождения и без сопровождения голоса взрослого.

2. Играть на детских музыкальных инструментах;

- по одному;

- в ансамбле.

3. Способность к запоминанию песен и мелодий для музицирования.

Чувство ритма:

  1. Воспроизводить точно ритмический рисунок;

- в хлопках, в притопах, на инструменте.

2. Ритмично двигаться в танцах, хороводах, в музыкальных играх.

3. Выразительно, эмоционально откликаться движением на музыку.

4.Уметь найти свои движения, мимику, жесты.

3. Теоретический раздел.


Что такое восприятие?


Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.

Музыкальное восприятие – это активный, творческий процесс.

Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский музыкальным восприятием называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». (20)

Роль классической музыки как материал для восприятия.


Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы.

В восприятии классической музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастет в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Б.М.Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При восприятии музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный слух – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, оценке музыки, когда ребенок более или менее отдает предпочтение тем или иным произведениям. Музыкальный вкус не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. (2)



Характеристика музыкальных способностей.


Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. К числу основных задач музыкального воспитания детей, можно отнести формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.(19)

Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.

Музыкальность – это совокупность музыкальных способностей. «Музыкальностью» - также называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки.

В.М.Теплов называл три основные музыкальные способности: Ладовое чувство. Музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Ладовое чувство – одна из основ музыкальной отзывчивости на музыку, это эмоциональное переживание, эмоциональная способность.

Ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения.

Ладовое чувство, Б.М.Теплов называет «эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно обнаруживается при узнавании детьми мелодии, определении, закончилась ли мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.

В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства является любовь и интерес к музыке.

Музыкально-слуховые представления.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя развитие памяти и воображения.

Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, эти основные музыкальные способности, которые составляют основу музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность развивается в различных видах музыкальной деятельности.


Возрастная градация по развитию музыкальных способностей.


Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активные, другие - менее. Музыкальные способности у всех детей развиваются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все основные способности проявляются ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности проявляются позже и развиваются труднее.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.п. Поэтому, если какая-то способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. (Б.М.Теплов).(9)


Диагностика музыкальных способностей.


Средняя группа.


Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1.

Внимание

Пение знакомой мелодии с сопровождением

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на инструментах ритмического рисунка мелодии

2.

Просьба повторить

Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

3.

Наличие любимых произведений

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

4.

Внешние проявления (эмоциональные)



5.

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)



6.

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту; определение, закончилась ли мелодия



7.

Определение правильности интонации в пении у себя и других





Старшая группа


Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1.

Внимание

Пение знакомой песни с сопровождением

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии

2.

Просьба повторить

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями

3.

Наличие любимых произведений

Пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

4.

Внешние проявления (эмоциональные)

Пение малознакомой мелодии без сопровождения


5.

Высказывания о музыке с контрастными частями

Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне


6.

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подбор по слуху мало знакомой попевки


7.

Определение закончилась ли мелодия



8.

Окончание на тонике начатой мелодии







4. Практический раздел.


Введение.


К числу основных задач, которые стоят перед нами - музыкальными руководителями, можно отнести формирование у детей музыкальности, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего запаса высокохудожественных впечатлений.

В последние годы появилось много новых программ по музыкальному воспитанию детей.

В числе этих программ – «Гармония», включающая все, пять видов музыкальной деятельности детей и построенная по возрастным группам, начиная со второй младшей (авторы – К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан).

В программе «Малыш», предназначенной для детей первой младшей группы, в которой представлены все виды музыкальной деятельности детей, в том числе - в качестве специального занятия – слушание классической музыки (автор В.А.Петрова).

Программа «Синтез искусств» посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств. Она включает произведения изобразительного искусства, художественной литературы, классической музыки и построена по возрастным группам, начиная со средней группы (авторы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан).

Программа «Играем в оркестре по слуху» посвящена одному виду музыкальной деятельности – игре на детских музыкальных инструментах, включает материал для всех дошкольных возрастов (автор М.А.Трубникова), в том числе партитуры для игры в ансамблях и оркестре.

Все перечисленные программы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Изучив эти программы, я использую их в своей работе.

Но за основу, музыкального воспитания детей 4-7 лет по разделу «Слушание музыки», взяла программу О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры».

Программа «Музыкальные шедевры» развивает музыкальные и творческие способности, формирует основы музыкального вкуса. Она полностью обеспечена пособиями – нотами, аудиозаписями, конспектами занятий, аудиопособиями досугов, развлечений. При этом можно с полной свободой проявлять творчество, т.к. один из главных принципов программы – гибкость, вариативность (и в выборе возраста детей, и во времени прохождения каждой темы, и в репертуаре).

Предлагаемые в программе конспекты занятий и записанные на кассетах произведения распределены по шести темам:

- «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»;

- «Песня, танец, марш»;

- «Музыка рассказывает о животных и птицах»;

- «Природа и музыка»;

- «Сказка в музыке»;

- «Музыкальные инструменты».

Содержание шести тем позволяет легко возвращаться от последней темы к первой в следующей возрастной группе, применять усвоенное на первом витке музыкального и общего развития детей, побуждать их к творческим проявлениям в разных видах музыкальной деятельности.

На основе программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», я составила модифицированную программу «Музыкальная палитра» для детей 4-7 лет, рассчитанную на 3 года.

Особенности данной программы:

- объединение различных видов искусств (музыка, поэзия, живопись);

- гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

- тематический принцип (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Раздел «Слушание музыки» проводится в ходе типового занятия. Продолжительностью по времени – в средней группе 5минут, в старшей группе 7-8 минут, в подготовительной -8-10 минут.

Знакомство с жизнью и творчеством композиторов, балетами и операми, инструментами симфонического оркестра и народными инструментами, музыкальными сказками, проходят в виде: бесед-концертов; тематических, доминантных, комплексных и интегрированных занятий, которые объединены в нашем саду в цикл бесед об искусстве «Встречи в музыкальной гостиной», для детей 4-7 лет.

«Встречи в музыкальной гостиной» проводятся в нашем саду с 1997 года. Мне хотелось бы поделиться тем, как «устроена» наша «музыкальная гостиная».

«Встречи в музыкальной гостиной» проходят в музыкальном зале, методическом кабинете или в «горнице», в зависимости от выбранной темы, в основном во вторую половину дня.

Готовясь к встрече, большое внимание уделяю оформлению «гостиной». Это могут быть: выставки о жизни и творчестве композитора (См. приложение №2); выставки репродукций картин русских и зарубежных художников (См. приложение №1); выставки детских рисунков, выставка из экспонатов переносного мини-музея музыкальных инструментов и т.д.

При «Встречах…», стараюсь создать необычную обстановку, например, зимой в зале горят только свечи в красивых подсвечниках и настольная лампа (См. приложение №3). Весной, в вазах стоят распустившиеся листочки и первые цветы. Осенью – букеты красивых осенних листьев.

Когда, дети приходят на «Встречу…», всегда приглушенно звучит красивая музыка, стульчики произвольно расставлены по всему залу и дети садятся там, где им больше нравится, кто-то садится поближе ко мне, кто-то предпочитает сесть подальше.

И, самое непременное условие на «Встречах…» - это доброжелательная и приятная обстановка. Я встречаю детей у входа, всегда с улыбкой на лице, приглашаю войти их в зал. Стараюсь всем своим видом, голосом показать детям, как я им рада. Это же «гостиная», в которой я хозяйка, а дети мои дорогие гости.

На первой встрече, в начале учебного года, традиционно проводится беседа об искусстве «Мир, в котором ты живешь». На этой встрече я рассказываю детям о том, как раньше на Руси, люди после тяжелого трудового дня, собирались на посиделки – пели песни, плясали, играли на народных инструментах. А во дворцах и больших красивых усадьбах собирались богатые люди. В гостиной при свечах звучала музыка, устраивались концерты. После рассказа, я предлагаю детям возродить старую русскую традицию «встречи в музыкальной гостиной».



Средняя группа.


Задачи первого года обучения:

- различать и определять словесно различный характер музыки;

- различать изобразительность в музыке, связывая ее с характером пьесы;

- различать средства музыкальной выразительности;

- расширять словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки;

- побуждать детей передавать характер музыки в танцевальных и образных движениях;

- дать представление о марше, танце, песне и их особенностях, научить воспринимать и различать эти жанры;

- познакомить детей с тембрами детских музыкальных инструментов.

При решении поставленных задач в этом возрасте, использую такие методы:

- наглядно-слуховой (исполнение музыки);

- наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий);

- практический метод (оркестровка музыкальных произведений, передача характера музыки в танцевальных и образных движениях, передача настроения музыки в рисунке).

Первая тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» - включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес (например «Весело-грустно», «Ласковая просьба» т.д.) Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению.

При слушании пьесы Л.Бетховена «Весело-грустно», определив характер и настроение контрастных частей пьесы, дети ее оркеструют. Когда звучат крайние «веселые» части, звенит колокольчик, а среднюю «грустную» часть сопровождает треугольник. В этом возрасте детям еще трудно самим выбрать тембр инструмента для оркестровки, поэтому я предлагаю детям использовать те или иные инструменты, объясняя, что короткий, отрывистый звук колокольчика соответствует звучанию «веселой» части, а нежный, продолжительный звук треугольника подходит для озвучивания «грустной» части. На следующих занятиях мы играем в музыкально-дидактическую игру «Солнышко и тучка», в которой дети уже самостоятельно определяют смену настроений в пьесе.

Слушая пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла» и «Болезнь куклы», дети учатся различать разные настроения человека, которые изображает музыка. В практической части занятия, я прошу детей передать характер пьес в движении. В «Новой кукле» - это радостный танец, а в пьесе «Болезнь куклы» - движения нежные, как будто девочка гладит и ласкает заболевшую куклу.

Тема «Песня, танец, марш» - дает детям представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Для закрепления представлений детей о разновидностях колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, была проведена тематическая концерт-беседа «Колыбельная».

В средней группе детей легче заинтересовать, если преподносить им знания в яркой, увлекательной форме, например в виде сказки. Было проведено доминантное занятие «Сказка о марше», на котором дети в сказочной форме закрепляли знания о различных маршах (сказочном, спортивном, шуточном, торжественном, джазовом, военном). После занятия, я предложила детям изобразить в рисунке, характер понравившегося марша. (См. приложение №31,32)

На доминантном занятии «Сказка о вальсе», дети узнали историю появления вальса, слушали вальсы И.Штрауса, П.И.Чайковского, Шопена, а после занятия, я дала детям задание на дом: «Сегодня дома вечерком

Вальс нарисуешь ты в альбом

Рисунки ваши соберем –

Оформим выставку потом».

Дети принесли замечательные рисунки, на которых каждый по- своему изобразил вальс. (См. приложение №29)

Для закрепления этой темы, изготовила музыкально-дидактическую игру «Песня-танец-марш». Детям раздаются по три карточки с изображением поющей девочки, пляшущей девочки и мальчика, который марширует – дети, прослушав произведение, определяют жанр музыки, показывая ту или иную карточку. Эта игра помогает систематизировать полученные знания о жанрах в музыке.

Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах», дает детям представление об изобразительности языка музыки, средствах музыкальной выразительности.

В практической части темы, дети учатся передавать в танцевальных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы.

Слушая пьесу С.Прокофьева «Шествие кузнечиков», определив, что музыка звучит то высоко, то низко и слышны «прыжки-полеты» кузнечиков, мы с детьми движениями рук показывали, как скачут кузнечики.

Детям очень нравится пьеса С.Майкапара «Мотылек», музыка замечательно передает образ стремительного и легкого мотылька, перелетающего с цветка на цветок. Дети, чувствуют настроение музыки и хорошо передают его в красивых, изящных движениях. Эту пьесу мы оркеструем, в исполнении детей, колокольчики звучат нежно, тихо, прозрачно. В старшей группе, мы повторно слушали пьесу «Мотылек» на интегрированном занятии «Мир, вокруг нас», дети образ мотылька воплощали в рисунке (См. приложение №4)

.

Встреча со сказкой всегда желанна. В средней группе мы поставили музыкальную сказку-игру «Колосок». В музыкальном оформлении, использовала, знакомую детям музыку, из аудиопособия к программе «Музыкальные шедевры». Дети с увлечением играли эту сказку, предавая образы смешных мышат и доброго, работящего петушка. (См. приложение №13)



Старшая группа.


В старшем возрасте решаются следующие задачи:

- систематизируются и закрепляются знания, полученные в средней группе;

- уметь определять характер произведения;

- определять изобразительные моменты, связывая с характером, настроением музыки;

- различать средства музыкальной выразительности;

- определять жанр произведения;

- знакомство с инструментами симфонического оркестра;

- обогащать словарь детей новыми музыкальными терминами;

-при оркестровке пьесы, уметь выбрать тембры инструментов, соответствующие характеру звучания;

- дать краткие сведения о биографии советских и зарубежных композиторов;

- развивать образную речь, музыкальное мышление.


В старшем группе, при решении поставленных задач, используются методы, применяемые в среднем возрасте, добавляются:

- метод контрастного сопоставления музыкальных произведений;

- метод сравнения произведений одного жанра;

- метод сравнения произведений, имеющих одинаковое название или близких по тематике.


Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах», имеет продолжение в старшей группе.

Мы слушали пьесы из замечательного произведения К. Сен-Санса «Карнавал животных», Это яркий пример изобразительной, программной музыки. Музыка предает не только характерные повадки, движения и настроение каждого персонажа, но и их голоса. Дети с удовольствием узнают и различают грозное рычание льва, приглушенный голос кукушки, назойливое кудахтанье кур. Слушая пьесы, дети учатся различать тембры музыкальных инструментов, которые создают образ того или иного персонажа. Им нравится передавать в движении понравившиеся музыкальные образы, девочки, например, очень любят изображать красивого и гордого лебедя. (См. приложение №10)

Итогом этой темы было интегрированное занятие «Карнавал животных» (См. приложение).

В старшей группе, дети знакомятся с новой, очень интересной, темой - «Сказка в музыке».

Знакомство со «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и волшебной музыкой Н. Римского-Корсакова, поразило воображение детей, музыка их буквально захватила. У каждого появился свой любимый музыкальный образ. Многим понравилась музыкальная картинка «Белка», дети так характеризовали ее: «Музыка легкая, смешная, высокие звуки, белка очень веселая».

Мальчиков просто заворожил музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря». Егор, так высказался о музыке: «Это какая-то могучая музыка и богатыри сильные и могучие».

Об отрывке «Лебедь», Вика сказала: «Музыка красивая, она переливается, как-будто Царевна Лебедь взмахивает крыльями».

Для лучшего запоминания этой музыки, я изготовила музыкально-дидактическую игру «Три чуда» (по три карточки для каждого ребенка, на которых изображены корона, орешек и богатырский шлем). Дети, слушая музыкальные фрагменты, самостоятельно определяют звучащий отрывок.

Итоговым было музыкально-комплексное занятие «Три чуда», на котором дети лепили «орешки» для белочки, выполняли аппликацию на коронах и богатырских поясах и, конечно же, слушали прекрасную музыку Н.Римского-Корсакова.

Хочется сказать, что детям очень нравится сказочная музыка Римского-Корсакова. Они с удовольствием слушают фрагмент «Море» из вступления к опере «Садко». На примере этой музыки дети учатся различать смену динамических оттенков, передающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих. Для закрепления знаний, я изготовила музыкально-дидактическую игру «Море». Детям раздаются карточки с изображением спокойного, взволнованного и бушующего моря, слушая музыку, они поднимают карточку, которая соответствует динамике звучания пьесы.

Тема «Музыкальные инструменты и игрушки, знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов (музыкальных табакерок, шарманок и т.д.), с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными инструментами, выразительными возможностями тембровых красок.

При знакомстве с инструментами симфонического оркестра, использую дидактический материал «Музыкальные инструменты», который содержит иллюстрации инструментов, на обратной стороне которых дана информация об истории появления инструмента, как устроен инструмент и как им пользуются. (См. приложение №28)..

Схема знакомства с музыкальным инструментом:

- сообщаю название инструмента;

- указываю, к какой группе симфонического оркестра он относится;

- описываю характер звучания, особенности тембра, специфику окраски звука;

- описываю внешний вид инструмента, показываю фотографии или рисунки, если есть возможность настоящий инструмент, рассказываю, из какого материала изготовлен инструмент;

- о возможных способах звукоизвлечения, о том, как возникает звук, об устройстве инструмента;

- рассказываю об истории его создания.

Беседы сопровождаю прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей, упоминаю имена известных композиторов и исполнителей, названия музыкальных произведений, объясняю детям сопутствующие понятия, такие, как симфонический оркестр, ансамбль, дирижер, концертный зал, филармония, группа инструментов, концерт и т.д.

В нашем саду создан переносной мини-музей музыкальных инструментов, в котором собраны музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, аккордеон, домра и др.), детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, иллюстрации музыкальных инструментов, книги о музыкальных инструментах, фотографии инструментов. Инструменты мини-музея используются как демонстрационный материал при слушании музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра, при знакомстве с инструментом. Естественно, что не все инструменты мы смогли собрать в нашем мини-музее. В этом случае, большую помощь мне оказывает детская музыкальная школа, которая, если есть возможность, любезно их предоставляет.

Для работы по теме «Музыкальные инструменты и игрушки», составила цикл занятий познавательной направленности «В мире музыкальных инструментов».

По этой теме были проведены музыкальные беседы:

- «История маленькой скрипочки»;

- «Знакомый незнакомец» (история появления фортепиано);

- «Арфы волшебные звуки…»;

- «Симфонический оркестр»;

На этих беседах, дети в увлекательной форме знакомились с историей появления инструмента, с его внешним видом и устройством, слушали звучание инструмента, узнали имена великих исполнителей.

Например, на беседе «История маленькой скрипочки», дети узнали о великом мастере скрипичных дел Антонио Страдивари, о знаменитом виртуозе-скрипаче Никколо Паганини, слушали звучание скрипки в сольном выступлении и в ансамбле (аудио и видеозапись). Ребята с восхищением слушали «Вокализ» Сергея Рахманинова в исполнении ансамбля скрипачей «Виртуозы Москвы» (видеозапись). После занятия, в группе, дети в рисунках, выразили свои музыкальные впечатления. (См. приложение №30)

В конце этой темы, мы знакомимся с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк». По моему мнению, это произведение эталонное с точки зрения ознакомления с инструментами симфонического оркестра. На примере этой музыки, дети узнали о разновидностях медных и деревянных духовых инструментов, научились различать их по звучанию.

Тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Произведения подобраны в контрастных сопоставлениях (разные настроения в картинах утра, вечера, разные дождики и т.д.). На таких сопоставлениях легче учить детей различать выразительные средства музыки, находить черты сходства и различия настроений, образы природы в рисунке, движениях, оркестровке.

Например, слушая произведения «Весною» Майкапара и «Весной» Э.Грига, мы с детьми говорили о том, что весна, как и вся природа, бывает разная (солнечная и теплая, бурная и взволнованная), читали стихи о весне поэтов Ф.Тютчева и И.Бунина. Слушая пьесы, дети нашли различия и определили, что первая пьеса более нежная, спокойная, а вторая – более громкая, бурная. Свои художественные впечатления дети передавали в рисунке, они изобразили разные картины весенней природы, переданные в музыке Э.Грига и С.Майкапара.

Итоговым занятием по этой теме было тематическое занятие «Это русская сторонка, это Родина моя», на котором дети слушали музыку П.И.Чайковсого, Э.Грига; рассматривали репродукции картин русских художников Левитана, В.Соколова, А.Саврасова (См. приложение №1); слушали и читали стихи Ф.Тютчева, И.Бунина, А Майкова. Все эти замечательные произведения были объединены одной темой – «весеннее пробуждение природы».


На «Встречах в музыкальной гостиной» в старшей группе, мы слушали чудесную музыку П.И.Чайковского. Была проведена беседа-концерт, посвященная творчеству П.И.Чайковского. На которой я рассказала о композиторе, мы слушали его произведения, рассматривали выставку, посвященную жизни и творчеству П.И.Чайковского. (См. приложение №2).

Была проведена тематическая беседа концерт «Детям о Чайковском». На ней я рассказала о детских годах П.И. Чайковского, и мы познакомились с произведениями из его «Детского альбома».


В старшей группе, мы с детьми поставили музыкальные спектакли-игры: «Белоснежка и семь гномов» (См. приложение № 12-1), «Кошкин дом» (приложение №17), «Муха-Цокотуха» (приложение №12-2). Музыкальное оформление спектаклей было осуществлено на материале аудиопособия к программе «Музыкальные шедевры».



Подготовительная группа.


В подготовительной группе решаются следующие задачи:

- обогащать представления детей о различных чувствах и настроениях, выраженных в музыке;

- различать оттенки настроений, выраженных в музыке;

- слышать процесс развития музыкального образа;

- познакомить с различными видами искусства: балет, опера;

- закреплять умение определять на слух звучание музыкальных инструментов;

- продолжать учить детей определять средства музыкальной выразительности (лад, темп, динамику и т. д.);

- обогатить словарь детей новыми музыкальными терминами (вокальная и инструментальная музыка, прелюдия, ноктюрн, симфония и др.);

- развивать умение передавать характер музыки в танцевальных и образных движениях, в рисунке, в игре на детских музыкальных инструментах.

В подготовительной группе, тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» имеет продолжение.

Мы продолжаем учиться различать самые разнообразные чувства и оттенки настроения, выраженные в музыке: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование. Работая по этой теме в подготовительной группе, я применяю такой дидактический материал, как пиктограммы. Мною была изготовлена музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик», состоящая из различных геометрических фигур (глаза, брови, рот), которые выкладываются на лицо гномика, на котором нарисован только нос. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения (См. приложение №33).

Для развития творческого воображения, мною была придумана игра «Что тебе приснилось?». Во время звучания музыки ребенок придумывает сон, рисует его в своем воображении. После «пробуждения», я задаю каждому ребенку вопрос: «Что тебе приснилось?». Дети рассказывают о своих «снах».

В подготовительной группе я применяю наглядный прием «цвет-настроение». Это карточки разного цвета: светлые тона (голубой) – музыка с нежным, спокойным характером; яркие тона (красный) – решительная, торжественная музыка; мрачные тона (темно-коричневый) – музыка с мрачным, тревожным характером. Дети, слушая музыку, поднимают соответствующую карточку. Передавая настроение музыки в рисунке, дети не просто передают музыкальный образ, как в средней и старшей группе, а связывают настроение музыки с определенным цветом. Мы обсуждаем с детьми их рисунки, смотрим, соответствует ли выбранный цвет характеру музыки.

В подготовительной группе, чаще применяется словесный метод. Детям даются знания о средствах музыкальной выразительности, словарь детей обогащается новыми терминами. При повторных прослушиваниях дети уже могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ, начинают вслушиваться в музыкальные интонации, находить кульминацию, различать форму произведения.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность слышать процесс развития музыкального образа. Для решения этой задачи, мы слушаем программные произведения, музыку опер и балетов. В основе такой музыки лежит определенный сюжет, последовательность событий.

При знакомстве с балетом С.Прокофьева «Золушка», мы слушаем фрагмент «Па де шаль». Мы знакомимся с сюжетом фрагмента и его основными темами («Вышивание шали», «Ссора», «Жалоба», «Танец»). При повторных прослушиваниях, дети с радостью узнают и комментируют развитие музыкального образа: «сестры вышивают шаль», «дерутся», «упали», «жалуются», «танцуют».

В числе основных, остается и метод сравнения. На комплексно-тематическом занятии, посвященному творчеству Р.Шумана «Зимняя дорога», дети слушали и сравнивали две пьесы о зиме. Это пьесы «Зима» и «Дед Мороз». Дети, слушая музыку, подбирали карточки с нужным цветом и раскладывали их на полу. К пьесе «Зима», были разложены карточки теплых, нежных тонов – мы определили характер музыки, как грустный, печальный, задумчивый. В пьесе «Дед Мороз», тона красок были холодные, темные. О музыке дети высказались так: страшная, колючая, холодная (См. приложение №3).

В подготовительной группе рассказываю детям о композиторе Ф.Шуберте. Мы слушаем с детьми его замечательное произведение «Аве Мария» - гимн добру любви. Перед прослушиванием, мы рассмотрели репродукцию картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», рассказала детям, что произведение, которое мы будем слушать это песня-молитва, обращенная к Богоматери деве Марии. Дети слушали это произведение в исполнении Робертино Лоретти и в исполнении симфонического оркестра. Далее, слушая «Аве-Марию» Баха - Гуно, мы сравниваем оба произведения.

Тема «Песня, танец, марш», так же имеет продолжение в подготовительной группе. В этом возрасте общее понятие «танец» конкретизируется в жанрах вальса, польки, народного танца. Мы знакомимся с «Танцами кукол» Д.Шостаковича. Дети получили представления о вальсах различного характера, познакомились с танцами гавот, полька. Дети различали оттенки настроений в пьесах, оркестровывали их, самостоятельно выбирая музыкальные инструменты, согласовывая характер музыки с тембрами музыкальных инструментов.

И, конечно же, выражали характер пьес в танцах. Под музыку «Вальса-шутки», танцевали прекрасные дамы и бравые гусары (См. приложение № 7). Изящно кружились пары под музыку «Лирического вальса» (См. приложение №8). Девочки-куклы исполнили озорную польку (См. приложение №9).

Тема «Сказка в музыке», вернулась в подготовительной группе, но репертуар стал более сложным.

Мы познакомились с тремя сказками – балетами П.И.Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Перед знакомством с балетами была проведена предварительная работа: мы знакомились с содержанием сказок, рассматривали иллюстрации, смотрели мультфильм «Щелкунчик», с прекрасной музыкой Чайковского. На «Встрече в музыкальной гостиной», было проведено тематическое занятие «Сказочный мир превращений», на котором я рассказала детям об искусстве балета (См. приложение).

После такой предварительной работы, мы начинали знакомиться с музыкой балетов, с самыми яркими фрагментами.

Слушая музыку, дети определяют характер и настроение музыки, находят средства музыкальной выразительности, различают тембры музыкальных инструментов. В практической части, передаем музыкальные образы в движении, оркеструем фрагменты. Затем, смотрим фрагменты балетов в видеозаписи.

После знакомства с балетом «Лебединое озеро», в «Музыкальной гостиной», было проведено комплексное занятие «Лебединое озеро». На занятии дети закрепили знания о балете; вспомнили о другом произведении посвященному лебедю («Лебедь» Сен-Санса); читали отрывок из «Сказки о царе Салтане»; передавали в движении музыкальные образы. Дети выразили в движении боль, тоску, печаль девушек-лебедей, пользуясь в танце выразительными жестами и мимикой. В конце занятия дети воплощали музыкальный образ с помощью красок, выбирая темные тона, для злых, жестоких персонажей и светлые тона – для того, чтобы рассказать о добром (См. приложение).

Для повторения и закрепления пройденного, мы провели музыкальную викторину. Она позволила мне определить, в какой мере дети овладели материалом, какие произведения запомнили, а к каким стоит вернуться. Во время викторины, дети слушают музыку в записи и в исполнении.

Слушая музыку балетов-сказок П.И.Чайковского, ребенок окунается в мир прекрасного, где перед ним открываются мир чудес и фантазии. Дети проникаются музыкой, начинают более тонко чувствовать, движения их становятся красивыми и образными. На основе этих балетов мы поставили музыкальные сказки-игры «Щелкунчик» - в 2004 году, «Спящая красавица» - в 2006 году на музыку П.И.Чайковского, которые показали на Новогодних утренниках. При подготовке к сказкам, мы использовали игру, как самый любимый вид деятельности. В ходе игры, дети чувствуют себя более расковано, уверенно, не боятся забыть свою роль. Текст сказки читал воспитатель, дети произносили только отдельные реплики. Большую помощь, в постановке сказки оказали родители, которые с увлечением и выдумкой создавали костюмы для своих детей, помогали создавать декорации.

В 2007 году мы впервые поставили музыкальную сказку-пантомиму по балету С.Прокофьева «Золушка». Главным действующим лицом в сказке была музыка. Все действие, дети передавали через танец, образное движение, пантомиму. Детей увлекла работа над сказкой, они высказывались: «у нас как в настоящем балете». Дети с увлечением импровизировали, сами придумывали танцевальные и образные движения (См. приложение №16).

На «Встрече в музыкальной гостиной», была проведена беседа-концерт «Детям о Глинке». На этой встрече, я рассказала детям о композиторе, о его детстве. Дети познакомились с отрывками из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент «Марш Черномора» поразил их волшебством, сказочностью, красотой музыки. Ребята слушали стихи А.С.Пушкина, рассматривали иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила». Все были очарованы прекрасной музыкой «Жаворонка» (См. приложение).

На занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры, поэтому важно использовать все методы и приемы, чтобы дети получили высокохудожественные музыкальные впечатления, научились понимать «язык» музыки.

При знакомстве детей с музыкальным произведением. Использую схему, предложенную О.П.Радыновой:

Схема знакомства с музыкальным произведением на занятии.

При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагаю различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Сообщаю название пьесы, говорю, кто автор, предлагаю детям определить ее характер, исполняю пьесу целиком, дополняю ответы, исполняю ее повторно. В средней группе, если дети затрудняются в определении характера произведения, определяю его сама.

На втором занятии исполняю фрагмент этого произведения, дети вспоминают его название и автора. Затем даю повторную установку на определение характера произведения в целом, а также отдельных ее частей. Изобразительные моменты (если они есть) связываю с характером, настроением музыки. Исполняю произведение целиком и во фрагментах. Ответы детей уточняю, дополняю.

На третьем занятии предлагаю различить средства музыкальной выразительности. Жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа. Уточняем характеристику эмоционально-образного содержания. Произведение исполняю во фрагментах и целиком.

Эту схема может быть распределена на большее количество занятий (или «сжата» в меньшее их количество), в зависимости от сложности изучаемого произведения. Кроме того, дополняю схему знакомства с музыкальным произведением, разнообразными приемами (танцевальные и образные движение под музыку, оркестровка музыкальных произведений, сравнение произведений, чтение стихов, показ репродукций картин и др.)


Схема построения музыкальной беседы:

Первоначально даются сведения о музыке как виде искусства, о жанровой принадлежности исполняемого произведения, о композиторе. Далее музыкальная беседа строится, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

- Какие чувства передает музыка?

- О чем рассказывает музыка?

- Как рассказывает музыка? (Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь»).


В своей работе использую словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки, который предлагает О.П.Радынова.

Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки:


веселая спокойная строгая

радостная добрая уверенная

игривая приветливая храбрая

задорная неторопливая твердая

звонкая убаюкивающая взволнованная

Озорная колыбельная встревоженная

шутливая мягкая стремительная

бойкая плавная вьюжная

смешная напевная метельная

забавная протяжная ненастная

резвая хороводная тревожная

прыгучая торжественная беспокойная

скачущая праздничная торопливая

солнечная бодрая серьезная

сверкающая важная сдержанная

танцевальная маршевая таинственная

плясовая четкая сказочная

улыбающаяся отчетливая волшебная

грустная гордая колючая

печальная могучая пугливая

жалобная победная осторожная

тоскливая мужественная настороженная

скорбная бесстрашная загадочная

хмурая боевая отрывистая

обиженная отважная страшная

нежная решительная злая

ласковая сильная грубая

задумчивая богатырская тяжелая

мечтательная грозная сердитая

светлая солдатская недовольная

прозрачная суровая темная


Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. На занятии я разъясняю новые понятия, иллюстрирую их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей


Словарь музыкальных терминов.

Музыкальные жанры, виды музыки:

- песня, романс, серенада;

- танец (вальс, полька, полонез, мазурка, гавот, менуэт);

- марш (спортивный, военный, шуточный, траурный т.д.);

- балет, опера, симфония, концерт, квартет, и т.д.

- вокальная и инструментальная музыка;

- народная музыка.

Средства музыкальной выразительности:

- мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная, и др.);

-ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);

-пауза (долгая, короткая);

- акцент (легкий, сильный);

- интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая и др.);

- гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);

- лад (мажорный, минорный);

- темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.):

- динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

- регистр (высокий, средний, низкий);

- тембр (различная окраска звука: светлая, темная, звонкая и др.).

Музыкальная форма:

- одночастная, двухчастная, трехчастная;

- куплетная (куплет, запев, вступление, заключение);

Музыкальные инструменты:

- инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);

- инструменты клавишные (клавесин, фортепиано, пианино), орган;

- инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, аккордеон, гитара, деревянные ложки и т.д.).

Музыкальные профессии, специальности, коллективы:

- композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;

- оркестр, ансамбль, хор.

Характер исполнения, приемы:

- стаккато, легато, глиссандо;

- отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, светло, прозрачно, звонко и т.д.

Общие музыкальные термины:

- нота, звук, бас, аккорд, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т.д.




5. Классическая музыка в повседневной жизни.


Интересная, разнообразная по характеру классическая музыка, звучащая не только на музыкальном занятии, но и в другое время, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.


Классическая музыка в повседневной жизни детского сада.


В своей работе использую разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада - это использование классической музыки в быту детского сада, на занятиях других видов деятельности, на различных развлечениях и праздниках.

Классическая музыка в повседневной жизни детского сада используется:

- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по изобразительной деятельности;

- во время спокойных игр, свободного рисования;

- во время сюжетно-ролевых игр и драматизаций;

- на праздниках, развлечениях, беседах-концертах;

- на психологических тренингах.

В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее.

Так, слушание музыки на занятии, беседе-концерте - это активный процесс, который включает установку на восприятие, переживание музыки.

Во время же тихих игр и свободного рисования, когда классическая музыка звучит как фон, внимание ребенка может привлечь только наиболее понравившийся музыкальный фрагмент, мелодия. Но и такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке.


Использование классической музыки в семье.


Слушание классической музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и выражают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к классической музыке или увлечение только современной эстрадной музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, магнитофонных и дисковых записей классической музыки; просмотр записей балетов, музыкальных спектаклей; посещения оперных и драматических театров, филармоний.

В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классическая, он, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт.


Работа с родителями.


Использую разнообразные формы работы с родителями:

- беседы и консультации по вопросам музыкального воспитания на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы и консультации с родителями;

- проведение праздников и развлечений совместно с родителями (См. приложение);

- дни открытых дверей;

- консультации в форме папок-передвижек по темам:

«Классическая музыка и ее значение»;

«Классическая музыка в жизни ребенка»;

«Как помочь ребенку полюбить классическую музыку»;

«Музыкальные способности ребенка»;

«Театр в детском саду»;

«Как музыка может помочь ребенку преуспеть в учебе?»;

«Воспитание естественно поющего человека»;

«Звуковая среда».


Работа с воспитателями.


В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию детей. Для этого отработана система взаимодействия музыкальных руководителей с воспитателями.

С воспитателями и специалистами детского сада провожу различные консультации по музыкальному воспитанию детей. Даю рекомендации, какие произведения классической музыки можно включить в повседневную жизнь детского сада; прослушиваю с ними музыкальные произведения, советую, как лучше построить беседу, какие приемы лучше использовать; учу играть на детских музыкальных инструментах; показываю танцевальные и образные движения.

Консультации проводятся в виде информационных стендов, выступлений на педагогических советах и в личном общении.

Консультации в форме информационных стендов:

«Использование классической музыки в повседневной жизни детского сада»;

«Праздник приносит радость»;

«Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей»;

«Роль воспитателя на музыкальном занятии».

Выступление на педагогическом совете по темам:

« классическая музыка – средство эстетического воспитания»

«Театрализованная деятельность как средство развития креативности ребенка»;

«Роль музыкально-дидактической игры в музыкальном воспитании ребенка»;

При подготовке к праздникам и развлечениям, проводится работа с воспитателями по разучиванию ролей, песен, танцев.

Провожу «Встречи в музыкальной гостиной» для воспитателей по темам:

- «Портрет на фоне музыки: П.И.Чайковский»;

- П.И.Чайковский «Времена года» - музыкальная беседа.

- «Вальсы Шопена»;

- концерт-подарок учащихся ДМШ, бывших воспитанников детского сада - «Весенняя радость»;

- «Музыка В.А.Моцарта».

В каждой группе, совместными усилиями, мы с воспитателями создали музыкальные мини-центры, в которых находятся детские музыкальные инструменты и игрушки; музыкально-дидактические игры; магнитофон с кассетами и дисками с записями классической и народной музыки, музыкальных сказок и детских песен, с учетом возрастных особенностей.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем блокам:

- восприятие музыки;

- воспроизведение музыки;

- музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего возраста имеет сюжетную основу. Например, в форме «Теремка». В каждой «квартирке» живут, вместе с персонажами, музыкальные игрушки и инструменты: у мышки – колокольчики, у зайчика – погремушки и т.д.

В группах старшего возраста оформление мини-центров носит дидактический характер (портреты композиторов, музыкально-дидактические игры, репродукции картин русских художников и т.д.). Мини-центры представлены в виде модулей, имеющих целостность и тоже время трансформирующие детали.



Работа в социуме.


Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с Детской музыкальной школой. Учащиеся ДМШ, бывшие наши воспитанники, часто приходят к нам с концертами. Встречи с «живой музыкой» вызывают у детей яркий эмоциональный отклик и позволяют решать одну из задач музыкального воспитания – воспитание культурного слушателя и зрителя.

Педагоги ДМШ проводят музыкальные беседы.

Большая дружба связывает наш сад с детской библиотекой нашего поселка, тем более что она находится в здании нашего детского сада. Библиотекарь Ольга Геннадьевна, большая любительница классической музыки, часто приглашает нас в гости на беседы об искусстве (поэзия, живопись, музыка). Проводим мы и совместные мероприятия. Например, в прошлом году, в старшей группе, мы провели цикл семейных встреч «Взрослые и дети», на которых дети и их родители вместе слушали музыку, играли, драматизировали знакомые сказки. (См. приложение).

Сотрудничаем мы и с Пашийским Домом культуры. Принимаем участие в концертах посвященных «Дню поселка», «Дню пожилого человека», «Дню Победы», «Международному женскому дню». (См. приложение).


Заключение.


По диагностике О.П.Радыновой, отслеживаю результаты своей работы, проведя мониторинг (См. приложение).

В результате:

- дети различают и определяют словесно настроение и характер музыки;

- различают изобразительность в музыке, связывая с характером пьесы;

- различают средства музыкальной выразительности (темп, динамику, лад);

- различают эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием;

- различают жанры музыки: марш, песня, танец;

- знают инструменты симфонического оркестра;

- умеют предавать музыкальный образ в движении, в рисунке;

- выбирая самостоятельно тембры детских музыкальных инструментов, оркеструют пьесу;

- имеют представление об искусстве балета и оперы.

Дети, занимающиеся по программе, проявляют желание слушать классическую музыку, напевают полюбившиеся произведения в детском саду и дома, знают многих композиторов классиков, проявляют творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Называют любимые мелодии.


Многие выпускники нашего сада, стали учениками ДМШ по классу фортепиано, баяна, хореографии; студентами Пермского музыкального училища: Фахрутдинова Альбина, закончила фортепианное отделение и сейчас является студенткой музыкального факультета ТГГПУ, Черменина Лена закончила теоретическое отделение, сейчас студентка Санкт-Петербургской консерватории – все они до сих пор приходят к нам в гости, с выступлениями, концертами.

Дети, учащиеся ДМШ, бывшие воспитанники нашего сада, мои большие друзья. Они частые гости на «Встречах в музыкальной гостиной», помогают мне в проведении праздников, заходят, чтобы просто поделиться своими радостями или огорчениями. Я так же стараюсь не пропустить их выступления в музыкальной школе и в ДК, радуюсь их успехам.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Поэтому я, прилагаю все силы и знания для того, чтобы в душах детей зажечь хотя бы искорку любви к классической музыке.

Хотелось бы, выразить признательность О.П.Радыновой за ее программу, которая очень помогает в работе.

Планы дальнейшей работы:

- продолжить работать по программе «Музыкальные шедевры;

- изучать и реализовывать программу по ритмической пластике, А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;

- совершенствоваться в своей работе.




























Список литературы:


  1. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1997

  2. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000

  3. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.. 1990

  4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. Просвещение. 1989

  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968

  6. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981

  7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1989

  8. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1946

  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Избранные труды в 2т. – М., 1985. – т.1. с. 43

  10. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. / Избранные труды в 2т. – М., 1985. Т1. с. 16

  11. Журнал Музыкальный руководитель № 1-3, 2004

  12. Журнал Музыкальный руководитель №. 2, 2006

  13. Журнал музыкальный руководитель № 1, 2007

  14. Журнал Музыкальный руководитель №5, 2006

  15. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 1999

  16. Журнал Дошкольное воспитание № 6,2002

  17. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

  18. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004

  19. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского 1999

  20. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. В кн.,: «Восприятие музыки», - М., 1980










30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фахрутдинова Эльвира Данировна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Подготовка ученика к открытому выступлению "
    ["seo_title"] => string(47) "podghotovka-uchienika-k-otkrytomu-vystuplieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "217377"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433327813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства