kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к педсовету "Выбор методов обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор методов обучения

Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие:
      1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучении

особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;

цели и задачи содержания проводимого урока;

время на изучение программного материала;

материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды;

объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.
      2. Уровень сформированности мотивации учения:

степень развитости познавательной активности и интереса к учению;

уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт

 3. Тип урока и его структура:

учет специфики построение предшествующих уроков;

наполняемость класса учащимися.

 4. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.

Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.

Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.

Так, в начальных классах предпочтительнее использовать:

из словесных - рассказ и беседу;

из наглядных методов — преимущественно метод демонстрации;

В средних классах:

из словесных методов — беседу и рассказ;

из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.

По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковую. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, “что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования”.

Методы стимулирования учебной деятельности и познавательной активности, столь необходимые в начальных классах, становятся менее привлекательными в средних и старших классах, но срабатывает система противоречий между потребностями в знаниях и необходимостью преодоления познавательных затруднений.

Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.

Итак, методы обучения должны обеспечивать обоснованное чередование видов деятельности с целью, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья детей, ибо в практике школы из видов деятельности по значимости преобладают слушание, устная речевая деятельность, письмо, практическая, ручная деятельность. Их допустимо рассматривать как пассивные виды деятельности, усугубляющие застойные процессы и деформации в организме (сколиоз, ухудшение зрения, обмена веществ и т.д.).
      Изучение исторического педагогического опыта в области методов обучения позволяет констатировать, что изменение целей и содержания образования определяют изменение и развитие методов обучения. Методы обучения всегда находятся в зависимости от логики той науки и движения научной мысли, учебный предмет которой они обслуживают. Новые достижения в науке ведут к изменению содержания учебного предмета, а следовательно, и к развитию методов обучения.

 В основе обучения и развития личности находится развитие познавательных интересов, активности и способности, мышления и сознания, наличие умений и навыков самостоятельного добывания знаний и развитие творческого мышления. Методы обучения предполагают обеспечение такой организации обучения (возможно технологического уровня), такое развитие методической стороны учебного процесса, способствующей максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность. Развитие методов (авторских технологий В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили и других педагогов-новаторов) отражает тенденцию их постоянного совершенствования.

Перспективы демократизации и гуманизации школы и учебного процесса создают условия развития и совершенствования методов обучения в таких основных направлениях:

индивидуализация обучения;

формирование творческого отношения (познавательной активности, интереса, мотивации) к учению, добыванию знаний;

использование методов обучения, основанных на новейших разработках нейролингвистики, компьютерной техники и т.п.;

технологизация учебного процесса;

применение методов проблемного обучения, развивающего обучения, эвристического обучения, личностно-ориентированного обучения и ряда других направлений.

Последнее десятилетие XX века характеризуется чрезвычайным динамизмом развития науки, техники, космических технологий, познанием величайших секретов микро- и макромиров, достижениями культуры, ранее не существовавшими моделями социализации системы человеческих отношений, небывалым ускорением общественного развития, информационным “взрывом” и т.д.

Само собой разумеется, что классические словесные и наглядные методы не могут в полной мере обеспечить активное формирование творческого мышления, развитие творческой деятельности учащихся, познание действительности и гармоничное “вхождение” во взрослую самостоятельную жизнь. Идет процесс их развития в направлении совершенствования дидактических и особенно деловых игр, методов компьютерного обучения, видео наглядности в органическом соединении с традиционными методами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к педсовету "Выбор методов обучения" »

Выбор методов обучения

     

Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.

На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие:
      1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучении

особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;

цели и задачи содержания проводимого урока;

время на изучение программного материала;

материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);

средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды;

объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.
      2. Уровень сформированности мотивации учения:

степень развитости познавательной активности и интереса к учению;

уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);

особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт

 3. Тип урока и его структура:

учет специфики построение предшествующих уроков;

наполняемость класса учащимися.

 4. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.

Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.

Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.

Так, в начальных классах предпочтительнее использовать:

из словесных - рассказ и беседу;

из наглядных методов — преимущественно метод демонстрации;

В средних классах:

из словесных методов — беседу и рассказ;

из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.

По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковую. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, “что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования”.

Методы стимулирования учебной деятельности и познавательной активности, столь необходимые в начальных классах, становятся менее привлекательными в средних и старших классах, но срабатывает система противоречий между потребностями в знаниях и необходимостью преодоления познавательных затруднений.

Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.

Итак, методы обучения должны обеспечивать обоснованное чередование видов деятельности с целью, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья детей, ибо в практике школы из видов деятельности по значимости преобладают слушание, устная речевая деятельность, письмо, практическая, ручная деятельность. Их допустимо рассматривать как пассивные виды деятельности, усугубляющие застойные процессы и деформации в организме (сколиоз, ухудшение зрения, обмена веществ и т.д.).
      Изучение исторического педагогического опыта в области методов обучения позволяет констатировать, что изменение целей и содержания образования определяют изменение и развитие методов обучения. Методы обучения всегда находятся в зависимости от логики той науки и движения научной мысли, учебный предмет которой они обслуживают. Новые достижения в науке ведут к изменению содержания учебного предмета, а следовательно, и к развитию методов обучения.

 В основе обучения и развития личности находится развитие познавательных интересов, активности и способности, мышления и сознания, наличие умений и навыков самостоятельного добывания знаний и развитие творческого мышления. Методы обучения предполагают обеспечение такой организации обучения (возможно технологического уровня), такое развитие методической стороны учебного процесса, способствующей максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность. Развитие методов (авторских технологий В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили и других педагогов-новаторов) отражает тенденцию их постоянного совершенствования.

Перспективы демократизации и гуманизации школы и учебного процесса создают условия развития и совершенствования методов обучения в таких основных направлениях:

индивидуализация обучения;

формирование творческого отношения (познавательной активности, интереса, мотивации) к учению, добыванию знаний;

использование методов обучения, основанных на новейших разработках нейролингвистики, компьютерной техники и т.п.;

технологизация учебного процесса;

применение методов проблемного обучения, развивающего обучения, эвристического обучения, личностно-ориентированного обучения и ряда других направлений.

Последнее десятилетие XX века характеризуется чрезвычайным динамизмом развития науки, техники, космических технологий, познанием величайших секретов микро- и макромиров, достижениями культуры, ранее не существовавшими моделями социализации системы человеческих отношений, небывалым ускорением общественного развития, информационным “взрывом” и т.д.

Само собой разумеется, что классические словесные и наглядные методы не могут в полной мере обеспечить активное формирование творческого мышления, развитие творческой деятельности учащихся, познание действительности и гармоничное “вхождение” во взрослую самостоятельную жизнь. Идет процесс их развития в направлении совершенствования дидактических и особенно деловых игр, методов компьютерного обучения, видео наглядности в органическом соединении с традиционными методами.

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Материал к педсовету "Выбор методов обучения"

Автор: Головатая Галина Евгеньевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-soviet-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126297"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136497"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Через тесты к знаниям "
    ["seo_title"] => string(26) "chieriez-tiesty-k-znaniiam"
    ["file_id"] => string(6) "105942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402926725"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Презентация к педагогическому совету «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-piedaghoghichieskomu-sovietu-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126305"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415137295"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства