kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект »

Экологический проект

«Юные друзья природы».

 











Подготовили воспитатели группы №7:

Медведева Ирина Игоревна

Желудова Валентина Викторовна



 Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде.

Программное содержание:


- развитие нравственных качеств личности;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

Актуальность: Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

 

Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Задачи проекта:

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

-формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

-обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Сроки выполнения:  краткосрочный, с 5 марта - 10 мая 2014.

Участники: родители, дети  средней группы , воспитатели.

Необходимые материалы:

Уголок природы в группе.
Огород на участке.
Огород на окне.
Наглядный и демонстрационный материал.
Библиотека.

  Предполагаемый результат:

Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Проявляет бережное отношение к природе.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы

Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, художественное творчество.


Предварительная работа с детьми:


- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Природа»;

- знакомство с литературными произведениями о природе.

- разучивание стихов,

- пальчиковая гимнастика,

- загадывание загадок; изучение новых пословиц и поговорок.

- С детьми проводятся беседы о природе.



























План реализации проекта


Этапы проекта


Содержание деятельности

Беседы

  • Беседа: « Что такое природа?»

  • Беседа: «Лес – наше богатство».

  • Беседа: Живая природа (обобщение

Игровая деятельность

  • «Найди пару»

  • «Живая или неживая природа»

  • «Весной, летом, осенью»

  • «Кто где живет?»

  • «Кто знает, пусть продолжает»

  • «Воробушки и кот»

  • «Вышли дети в сад зелёный»

  • «Кто быстрее найдёт берёзу, дуб»

  • «Где спряталась рыбка?»

Пальчиковая гимнастика

  • «Морские животные»

  • «Комнатные растения»

  • «Цветок»


Театрализованная деятельность

  • Развлечение по сказке «ГУСИ – ЛЕБЕДИ».



Занятия



Ознакомление с окружающим:

  • Показ презентации « Роль воды в жизни человека».

  • Показ презентации « Живая и неживая природа».

  • Наблюдения,экскурсия на территории ДОУ.

  • «Огород на подоконнике» (посев семян цветов для рассады) .

Речь и речевое общение:

  • Пословицы и поговорки о природе

  • Загадки о природе

  • Разучивание стихотворения « Про дождик»

Ознакомление с художественной литературой:

  • Экологическая сказка «Жила - была река».

  • Экологическая сказка «Как люди речку обидели».

  • Экологическая сказка «Путешествие капельки.

Лепка:

  • Птицы на нашем участке

Аппликация:

  • Розы


Изобразительная деятельность:

  • «Красавица березка»

  • «Раз цветочек, два цветочек– будет клумбочка».

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Ребёнок в мире природы».

  • Экологические памятки для взрослых и детей.

  • Представлены игры с экологическим содержанием.

  • Изготовление макета « Наш участок».

  • Создание стенгазеты:«Сохрани мир вокруг себя!»

Конструирование:

Конструирование из конструктора на тему

“ Зоопарк”








Защита проекта

Итоговый продукт


  • Викторина – « Мы друзья природы»;

  • Стенгазета: «Сохрани мир вокруг себя!»;

  • Макет «Наш участок»;

  • Банк пословиц ,поговорок и загадок;

  • Каталог экологических игр для детей;











Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (с 05.03-07.03.14)

  • Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

  • Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

  • Подбор программно – методического материала по направлению работы.

  • Совершенствование развивающей среды.

  • Подбор дидактических игр на экологическую тему.

II этап – основной (практический) (с11.03- 30.04.14)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о природе.

  • Наблюдения,экскурсия на территории ДОУ.

  • Цикл бесед на тему: « Что такое природа?»; «Лес – наше богатство»; “Живая природа (обобщение)».

  • Показ презентаций « Что такое вода»; «Живая и неживая природа ».
  • Познавательное чтение.

  • «Огород на подоконнике» (посев семян цветов для рассады) .

  • Экологические, подвижные, дидактические, театрализованная деятельность, игры – инсценировки.

  • Создание стенгазеты: «Сохрани мир вокруг себя!»

  • Рисование на тему «Красавица березка», «Раз цветочек, два цветочек – будет клумбочка».

  • Лепка « Птицы на нашем участке»

  • Создание макета «Наш участок»(привлечь родителей).

III этап-заключительный (с 05.05- 10.05.14)

  • Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми по экологическому проекту “ Юные друзья природы”.

  • Викторина – « Мы друзья природы».

  • Наполнение макета « что изменилось на нашем участке».


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПРИРОДЕ


Апрель с водою, а май с травою.

  • Без воды - земля пустырь.

  • Без мороза вода не замёрзнет.

  • Береги нос в сильный мороз.

  • В зимний холод всякий молод.

  • В лесу тень весь день.

  • В осеннее ненастье семь погод на дворе.

  • Весна красна цветами, а осень - снопами.

  • Ветром ветра не смеряешь.

  • Вода с гор потекла - весну принесла.

  • Воробьи гомонят - гнёзда завивают.

  • Всякому семени свое время.

  • Где снег, там и след.

  • Где сосна выросла, там она и красна.

  • Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.

  • Жара рождает ветер, прохлада - дождь.

  • За ветром в поле не угонишься.

  • Зайца ноги спасают.

  • Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.

  • Какова береза, такова и отростка.

  • Красна ягодка, да на вкус горька.

  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.

  • Летний день - за зимнюю неделю.

  • Малая сосна в сук растет.

  • Много снега - много хлеба.

  • Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

  • Мороз не велик, да стоять не велит.

  • На всех и солнышко не усветит.

  • На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

  • Не велик соловей, да голосок золотой.

  • Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

  • Не высок лесок, а от ветра защищает.

  • Не поклонясь до земли - грибка не поднимешь.

  • От туч, что уже позади, дождя не жди.

  • Ранний пар родит пшеничку, а поздний - метличку.

  • Роза без шипов не бывает.

  • Рощи да леса - всему миру краса.

  • Светила луна, да вот беда: светит не всегда.

  • Сегодня не тает, а завтра кто знает.

  • Синица к избе - зима на двор.

  • Сирень или береза, а всё дерево.

  • Снег земле-кормилице - тёплый кожух.

  • Снег холодный, а от мороза укрывает.

  • Сорока на хвосте принесла.

  • Сосна - дубу сестра.

  • У зайцев шерсть побелела - зима близко.

  • Утром вороны каркают к дождю.

  • Хорошее цветение - хорошая завязь.

  • Что летом родится - зимой сгодится.

  • Шумит дубравушка к непогодушке.

  • Январь год начинает, а декабрь кончает.
































































Загадки о природе

Растопырила иголки,
Они очень-очень колки. (хвоя)


Молча часовой стоит,
Важно он покой хранит.
Иголки навострил,
Уколоть грозил. (ель)


Ох, высокая она,
И пушиста, и стройна.
Любит светлый, сухой лес,
Много он хранит чудес. (сосна)
Под Новый год стучится в дверь,
Конечно, дерево – не зверь! (ёлка)


Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала. Туча


Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. Иней


Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего. Звезды на небе


Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. Снег


У подъезда плакал мальчик:
«Укусил мне кто-то пальчик!»
А другой малыш орал:
«Кто-то уши мне надрал!»
Третий трогал нос и щеки:
«Кто меня так больно щелкал?»
Стало ясно детворе —
Невидимка во дворе. Мороз


Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. Лед


И тонок, и долог, а сядет — в траве не видать. Дождь

Дождь по крыше застучал.
Мой братишка закричал:
— Я дождю совсем не рад!
Посмотри, ведь это ж ...! Град


На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать. Вода

Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше

Задирать свой нос привык. Месяц

В синей чаще алый мяч,

Он и светел, и горяч. Солнце

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —

Кружевной и темно-синий. Небо

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много, много звездочек,
Тонких, как стекло,
Звездочки холодные,
А земле — тепло. Снежинки


Наш серебряный кинжал
Недолго в доме пролежал —
Мы поднять его хотели...
А он к порогу убежал. Сосулька

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.
В село мчится,
В двери стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает. Ветер


В шубе летом, а зимой — раздетым. Лес


Сестра к брату
В гости идет,
А он от сестры прячется. Месяц

































- Экологические памятки для взрослых и детей.


Нельзя:


1. Убивать зверей и птиц (сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе).
2. Трогать домики животных, их детёнышей.
3. Трогать птичьи яйца.
4. Губить деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
5. Разжигать костры в лесу (не делай новых кострищ, береги почву).
6. Оставлять мусор на месте своего отдыха.
7. Прокладывать новые тропинки в лесу.
8. Шуметь на прогулках, пугать животных.
9. Засорять родники и речки (при необходимости расчищай родники).


Старайся:


1. Оказывать помощь животным и растениям, попавшим в беду.
2. Подкармливать зверей и птиц зимой.
3. В меру брать дары природы.
4. Учиться наблюдать в природе.
5. Учиться слушать голоса природы.



Как вести себя, если рядом зверь.


1. Замереть и не двигаться! Пока ты не обнаружен, тебе никто не страшен.
2. Наблюдая за действиями животного, обдумай, как поступить дальше. Если стоишь открыто, то можешь в любой момент быть замечен зверем, постарайся спрятаться за любое укрытие, ствол дерева или куст.
3. Если зверь не представляет угрозы, можно подпустить его поближе, чтобы лучше рассмотреть или попытаться сфотографировать. Но всё же таких крупных обитателей леса, как лось или кабан, не следует подпускать к себе вплотную.











Беседа: « Что такое природа?»
Цель:
дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.
ХОД.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубой –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)

3.- Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
































 Беседа: «Лес – наше богатство»
Цели. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Материал: картины леса, картинки с изображением зверей для игры.
ХОД.
1. Загадка. Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Снимет шубу с плеч долой. (лес)
- Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях в лесу. Узнаем много интересного. Кто живёт в лесу, что растёт в лесу.
Но прежде чем отправиться в лес надо повторить правила поведения в лесу:
- ветки не ломать, деревья не калечить;
- ни травинку, ни лист зря не рвите;
- в лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать;
- старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Вот мы с вами на опушке леса и первая кто нас встречает в лесу, кто? Отгадайте загадку: Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)

Показ картины с изображением берёзовой рощи.
- Берёзы считаются первыми красавицами наших лесов. Чем берёзы отличаются от других деревьев?
- Правильно, у берёзы белый ствол и весной появляются нежные зелёные листочки вместе с серёжками, это так берёза цветёт.
- А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Это дуб. (показ) У дуба кривые ветви, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз за сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные.
Он растёт и ввысь, и вширь,
Это чудо-богатырь.
Сколько дубу силы
Земля подарила!
Руки – ветви распростёр
И укрыл нас, как шатёр.
- В лесу растут и другие деревья. Отгадайте, какие?

Загадки о деревьях:
- Что же эта за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ЁЛКА)
- Никто не пугает,
А вся дрожит. (ОСИНА).
- Белые овечки
Бегают по свечке. (ВЕРБА)
- Платье потерялось,
А пуговки остались. (ПЛОДЫ РЯБИНЫ ЗИМОЙ)
- А что ещё есть в лесу? (трава, цветы)
- Какие лесные цветы вы знаете? (показ картинок)

Физминутка «Цветы».
Наши нежные цветки (Плавно раскрыть пальцы),
Распускают лепестки. (Помахать перед собой)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Плавно опустить руки вниз)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
– А какие ягоды растут в лесу?
(земляника, малина, костяника, лесная ягода) – показ картинок с изобр. их.
- А ещё в лесу растут грибы. Давайте посмотрим какие. (показ)
- Все ли грибы можно есть?
- А нужно ли срывать мухоморы и другие поганки? Почему?
- Многие животные леса лечатся мухоморами.
- Мы с вами поговорили о растениях леса. А кто живёт в лесу?
(Показ картинки диких животных)
- Давайте заглянем в Волшебную книгу. Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.) Домовитая хозяйка
Над цветком порхает, пляшет, Полетела над лужайкой,
Веером узорным машет. Похлопочет над цветком - (бабочка)

Он поделится медком. (пчела)
Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи)
- Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие – ползать, третьи - прыгать и бегать.(Рассматривание картинок с насекомыми)
- А ещё в лесу живут разные птицы. Назовите каких птиц вы знаете. (показ)
Итог. – В лесу живут разные птицы, звери. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг. А почему человеку друг?
-- Что человек получает от леса?
--А может жить человек в лесу?
--Можно, так сказать: Что лес – это наше богатство?


БЕСЕДА: Живая природа (обобщение).
Программное содержание: Закрепить знания детей о животных: зверя, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию: Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.
Ход занятия:
Читаю стихотворение:
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).
- Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?
Пройти по кабинету. Подойти к лесу.
- Первая остановка – лес. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какие животные живут в лесу?

- Как называются животные, которые живут в лесу?

- Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

- Чем питаются животные?

- Как называются животные, которые едят только растения?

- Как называются животные, которые едят только мясо?


Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?

  2. Как готовится к зиме медведь?

  3. Как готовятся к зиме белка?

  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

  5. Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?
    - Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

- Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».
Подумайте и скажите:
Есть ли жизнь в воздухе?

Кто живет в воздухе?

Чем отличаются птицы от животных?

Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие). Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Почему птицы улетают?

Чем питаются птицы?
- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?
А сейчас поиграем
в игру «Кто где живет?»

- А теперь скажите, кто как передвигается?
Человек – ходит, птица-…, рыба-…, змея-…, кузнечик-…
- Кто как подает голос?
Корова мычит, лошадь-…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…
- Кто как есть?
Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…
Молодцы, ребята, наше занятие окончено.



Показ презентации « Роль воды в жизни человека»


Цель: данная презентация  обеспечивает наглядность – зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды. Формировать понятие о круговороте воды в природе

Задачи: работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого,  плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.  

Эффективность: закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

Практическая значимость: 

  1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.

  2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.

  3. Стихотворная часть.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. 















Показ презентации « Живая и неживая природа»

Цели: Материал способствует формированию у детей умения классифицировать объекты природы.  Развивать логическое мышление, память, познавательную активность; Воспитывать любовь к природе

Оборудование: мультимедийый проектор, компьютер





























Экологическая викторина для детей среднего дошкольного возраста «Мы — друзья природы!»

Программное содержание - закреплять знания детей о диких животных, домашних животных и птицах; воспитывать чувство любви к природе; учить оберегать и защищать животных и птиц; закрепить знания детей о поведении в лесу; способствовать развитию внимания и памяти; способствовать созданию эмоционального настроения.

Материал: музыкальная фонограмма, эмблемы участников, иллюстрации диких животных, иллюстрации изображения следов диких и домашних животных, запись голосов (криков птиц) ; альбомы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы»; иллюстрации правил поведения на природе; мяч, медали.

Ход занятия

Под музыку «В мире животных» дети входят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними! »

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: «Наша сегодняшняя встреча посвящена природе. Ведь природа – это богатство человечества! Ее необходимо беречь, как жизнь человека. Каждое животное или насекомое на земле нужное и полезное. Сегодня у нас необычная встреча, у нас викторина, и у нас есть две команды - «Капелька» и «Солнышко». Давайте, поприветствуем друг друга»

Девизы команд: «Капелька» и «Солнышко»

Капелька «Прикоснется солнце теплыми лучами,

Испарятся капли, улетят с ветрами,

А на утро снова капли на травинках

Будут ждать букашек и поить росинкой»

Солнышко Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти! »

Воспитатель: «Молодцы! А теперь, объявляю нашу викторину открытой! »

1 задание «Загадываю загадку – найди отгадку»

(на правильный ответ показывается картинка с изображением животного)

Загадки для команды «Солнышко»

1) Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

2) Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)

3) Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)

Загадки для команды «Капелька»

1) С веточки на веточку прыгает, резвится

Ловкая, проворная, а не птица! (белка)

2) Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

3) Кто зимой холодный,

Ходит злой, голодный? (волк)

(загадки читаются по очереди)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Все справились с первым заданием. А я вам предлагаю провести разминку»

Разминка «Чьи следы? »

(детям показываются иллюстрации с изображением следов животных, а они отгадывают, играет фонограмма «следы»)

Команде «Капелька» - следы: кошка, волк, заяц

Команде «Солнышко» - следы: медведь, собака, белка

(следы показывать по очереди)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Все следы отгадали! »

2 задание «Живая пантомима»

(команды по очереди показывают друг другу двух животных, которых необходимо отгадать)

Команда «Солнышко» - корова, кошка

Команда «Капелька» - кролик, собака

Воспитатель: «Как хорошо вы смогли изобразить животных! Молодцы! »

3 задание «Отгадай мой домик»

Вопросы для команды «Капелька»

Где живет медведь? (берлога)

А где домик зайца? (под кустом)

А как называется жилище мыши? (норка)

Где живет корова? (коровник)

Вопросы для команды «Солнышко»

Как называется жилище волка? (логово)

Как называется домик белки? (дупло)

А где живет кролик? (крольчатник)

А какой домик у собаки? (конура)

(вопросы задавать по очереди)

Воспитатель: «Какие вы молодцы, ребята, и с этим заданием справились! Вы, наверное, устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Давайте поиграем в игру, которая называется «Лохматый пес» (играем 2 раза)

Игра «Лохматый пес»

(из детей выбирается пес- ребенок, он садится на корточки, дети подходят к нему со словами: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувший нос,

Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит

Подойдем к нему, разбудим – и посмотрим, что-то будет? »)

(дети садятся на стулья)

4 задание «Какая это птица? »

(включается фонограмма с голосами (криками) птиц)

Для команды «Солнышко» - ворона, кукушка, дятел

Для команды «Капелька» - воробей, скворец, сова

Воспитатель: «Участники викторины справились и с этим заданием! »

5 задание «Правда или нет? »

(воспитатель называет фразу, а дети определяют правда это или нет)

Вопросы для команды «Капелька»

1) Медведи любят есть тигров (нет)

2) У березы весной бывают сережки (да)

3) Солнце зеленого цвета (нет)

4) Собака – это дикое животное (нет)

5) Цветы никогда не поливают (нет)

Вопросы для команды «Солнышко»

1) Акула, щука – это птицы (нет)

2) Дерево всегда было большое (нет)

3) Цветы все время черного цвета (нет)

4) В теплой лужице своей громко квакал…. воробей (нет)

5) Слоны умеют махать хоботом (да)

(вопросы задают по очереди)

Воспитатель: «Ну вот, со всеми заданиями ребята справились! Молодцы! »

Под музыку вбегает Хулиган

Хулиган «Я злой мальчишка, хулиган по имени Мишка,

Я по лесу хожу, на всех страх навожу!

Кусты и деревья ломаю, гнезда птиц разоряю!

Всех в лесу распугал и костер зажигал!

Я животных и птиц обижаю, а еще из рогатки стреляю! »

Хулиган : «Как вы думаете, я хорошо поступаю?

(ответы детей – нет, плохо, так нельзя делать)

Воспитатель: «Ребята, конечно, Мишка поступает плохо, а, давайте, ему расскажем как нужно вести себя в лесу! »

Правила:

1) Нельзя убивать зверей и птиц

2) В лесу нельзя шуметь, пугать животных

3) Нельзя разжигать в лесу костры

4) В лесу нельзя мусорить

5) Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников

6) Нельзя трогать птичьи гнезда

7) Нельзя трогать животных и их детенышей

8) Нельзя разорять птичьи гнезда

Воспитатель: «Ну что, Мишка, ты запомнил как вести себя в лесу? »

Хулиган: «Да, запомнил, я теперь буду послушным и буду дружить с животными и птицами! Ребята, а давайте мы поиграем! »

Игра с мячом с Хулиганом

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: «Вот и подошла к концу наша игра-викторина, вы справились со всеми заданиями, показали себя умными и внимательными. Вы - друзья природы! И за это вы награждаетесь медалями! »

(воспитатель вместе с Хулиганом награждает детей медалями)

Под музыку «В мире животных» дети выходят из зала











































ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ДОУ.
Цель: познакомить детей с природными объектами, на территории детского сада. Совершенствовать умения чувствовать и понимать красоту окружающего мира, проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок.
ХОД.
1. Пройти по участку детского сада.
- Посмотрите вокруг и скажите есть ли «природа» на нашем участке?
- Когда мы посмотрим по сторонам с вами, что прежде всего бросается в глаза?
- Деревья. Какие деревья растут на участке?
- А сирень это дерево или кустарник? Почему?
- Как растут деревья? Их посадили аккуратными ровными рядами по краю дорожки и самого участка.

2. Игра «Деревья».
Дети, изображая различные деревья, держат в руках листья.
- Дует ветер сильный – У-у-у и качает деревья (дети качают руками).
- Закружились листочки (дети кружатся, подняв руки)
- А теперь листочки полетели на землю (дети подбрасывают листья и приседают).


3. Что ещё у нас из природы есть на участке? (трава, земля)
- Какого цвета трава?
- Потрогайте, какая она мягкая.
- Как светит солнце? Зачем нам нужно оно? А где сияет солнце? А что ещё есть на небе? На что похожи облака?
- А есть ли цветы у нас? Где они растут? Кто сделал клумбы? Из чего? Являются ли шины объектом «природы»?
- Правильно, шины – это предмет, который сделал человек.
- Посмотрите, у нас здесь есть бассейн. Расскажите, что здесь природа, а что нет.
- Кто прилетает на наши цветы? Почему? Зачем цветы насекомым?
- Кто построил гнёзда на тополях? Являются ли грачи природой?
- Грачи, насекомые – это какая природа?
- Посмотрите, здесь горка из камней. Камни, какая это природа?
- Есть у нас ещё песок. Каким он цветом? Для чего он нужен? К какой природе относится?


4.Итог: Понравился ли вам наш участок? Чем он понравился?
- Где мы сейчас с вами находимся?
- Кто сделал беседку? Она относится к природе или нет?
- Можно ли людям прожить без природы?

Коллективный рассказ о природе (что увидели на экскурсии)

Консультация для родителей «Ребёнок в мире природы»

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно соприкасаются с природой в той или иной форме. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, звери, хлопья снега, ручейки и лужицы. Безконечно, разнообразный мир природы побуждает их к игре, художественно речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Экологическое воспитание чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществлённое в семье и в дошкольном учреждении, а затем и в школе, оказывают интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация воспитания и обучения, прогулок, экскурсий, специальных наблюдений развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием педагога, мамы или папы, у дошкольника формируется правильное отношение к окружающей его природе, желание созидать, а не разрушать.

Посеянные в детстве семена дадут урожай спустя годы, но время жатвы настанет. И, столкнувшись с нравственной глухотой и экологической безграмотностью, взрослый с чувством позднего раскаяния убедиться, что недоданное в детстве, непрочитанное, не увиденное и не пережитое ребёнком, превратило его душу в мёртвую пустыню.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природе должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека.

Детям дошкольного возраста уже доступы для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие его интеллектуальному развитию, а ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.

Эти знания особенно важны для воспитания действенной любви к природе. Их можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа? »,

«Как человек заботится о природе? », Природа и творчество человека» и. т. д.

Часть работы по формированию у дошкольников экологической культуры должна принадлежать семье.

Анализ семейного воспитания оказывает, что большинство родителей не считают формирование экологической культуры важной стороной всестороннего воспитания, не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само по себе», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались»- таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления детей с природой проявления и в том, что родители «идут за ребёнком», его интересами, не продумывая заранее вопросы.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью, Эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

В работе с семьёй важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу необходимо наметить хотя бы небольшую цель, связанную с восприятием объекта природы: полюбоваться ею, присмотреться к чему-либо в природе, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.

Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере, или в лесу.

• Предложите ребёнку игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбки, птицы, облачка) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.

• Попросите ребёнка закрыть глаза. В ладошку поочерёдно опускайте предметы: жёлудь, камешек, кусочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что находиться в его руках, а потом, открыв глаза, узнаёт, насколько был близок к истине.

• Можно посоревноваться: кто быстрее соберёт как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья берёзы, тополя, сирени? Правильно, сердечко. А, какие листья похожи на звезду? смородины. Конечно, это листья клёна, винограда, смородины. А ещё есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это рябина и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать похожие. А листья каштана и грецкого ореха - чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь лучами от одной точки!

Предложите ребёнку отыскать на поляне или картинках цветы по вашему описанию.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нём считаем.

Сердцевина жёлтая у цветка того,

Будто крошка солнышка забралась в него. (Ромашка)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдёшь,

Он как небо, синий – синий и на звёздочку похож. (Василёк)

То фиолетовый, то голубой, он на полянке встретится с тобой.

Звонким названьем он наделён,

Посмотришь – подходит название

Но никогда нам не слышится звон

Из голубого лесного букета. (Колокольчик)

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка! (Одуванчик)

А что это растёт в огороде?

Разбежались все микробы -

Ты простыл голубчик?

Съешь хотя бы зубчик! (Чеснок)

Он всё лето нагревался, сладким соком наливался.

Принести его с бахчи могут только силачи. (Арбуз)

Он зелёный - презелёный, просто загляденье!

Он и свежий, и солёный – просто объеденье! (Огурец)

Научите ребёнка, как правильно собрать и оформить гербарий из листьев или цветов.

Гербарий – это коллекция собранных и засушенных цветков.

Для того чтобы растение на долго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и положив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем распоряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или пришиваются – фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать название растения, где и когда собрано.

Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:

- Засушенные растения следует защитить от прямых солнечных лучей.

- Букеты из сухих цветов не стоит часто переставлять с места на место.

- Пыль с таких букетов следует осторожно сдувать.

- Время от времени желательно опрыскивать цветы водой из пульверизатора.

Такое опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя растение на некоторое время.

- Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.

Флористический материал даёт богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых – художественное обыгрывание природных объектов и явлений. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и его восприятия, образного мышления, воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Кроме того, совместные наблюдения, экологические игры, беседы, чтение книг, маленькие эксперименты в природе, совместные творческие поделки помогут взрослым сделать общение со своим ребенком интересным, развивающим и, самое главное, сформируют у малыша бережное отношение к окружающей природе.







































Развлечение по сказке «ГУСИ – ЛЕБЕДИ».

Ведущий: Как у нас на Руси

Сказки очень хороши!

Представленье начинается,

В гости сказка к нам является!

Про гусей – лебедей,

Про вредителей – людей.

Кто природе вред наносит,

Зло, беду кто ей приносит?

Сказку эту стару

Слушать каждый рад,

Предлагаем сказочку

Вам на новый лад!

Под русскую народную мелодию выходят мать, отец, Машенька, Ванюшка.

Ведущий: Жили – были отец и мать да двое ребятишек – Машенька да Ванюшка. Как – то раз мать с отцом на ярмарку собрались. Перед отъездом дают они детям наказ.

Мать: Мы одних вас оставляем

И шалить не разрешаем.

Отец: Поиграйте на лужочке,

Но не рвите там цветочки,

Птичек там не обижайте,

В травку мусор не бросайте,

И костер не разжигайте!

У деревьев ветки не ломайте…

Скоро нас вы поджидайте!





Мать: К подружкам, дочка, не ходи,

За Ванюшкой ты смотри!

Отец: Привезем гостинцев много.

Ну а теперь пора в дорогу!

Мать с отцом машут рукой, прощаются и уходят под русскую народную музыку. Выбегают подружки.

Подружки: Мы пришли, твои подружки,

Потанцуем на опушке!

С Машей убегают подружки за ширму.

Ведущий: А потом все в лес пошли,

С собой Машу увели,

Маша так развеселилась,

Что про братца – то забыла.

А в лесу в то время Бабка Ежка,

Костяная ножка,

В избушке на курьих ножках сидит,

Во все стороны глядит.

Баба Яга: (поет под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот»).

Я злая Бабка Ежка,

Костяная ножка,

Есть всегда я хочу,

Все что хочешь проглочу!

Съела в завтрак колбасу,

Выпила какао,

Снова есть я хочу

Все всегда мне мало!





Ведущий: Со зла банки – склянки из окна бросает,

В речку чистую отходы все сливает,

Из рогатки в птиц стреляет,

Их безжалостно съедает,

Березе ветви поломала,

На полянке траву потоптала,

Мусор по лесу разбросала.

Баба Яга: (поет). Ля – ля – ля!

В это время летят гуси – лебеди. Присаживаются возле избушки и смотрят на Бабу Ягу.

Ведущий: Бабка Ежка пела, пела –

Снова кушать захотела,

Ну, достанется тут всем!

Гуси – лебеди на Ягу глядят,

Присмирели и сидят.

Баба Яга: Я злая Бабка Ежка,

Костяная ножка,

Есть всегда я хочу,

Все что хочешь проглочу!

Эй вы гуси, гуси серые,

Слуги преданные, верные,

За новой добычей летите

И Ванюшку мне принесите!

Ведущий: Взметнулись гуси – лебеди ввысь,

За Ванюшей понеслись.

Звучит музыка «В мире животных».





Баба Яга: А я деревья поломаю,

Для Ванечки печку разжигаю.

Печка, печка, топись,

Бабка Ежка, веселись!

Баба Яга обжигается и вскрикивает «Ой!»

В это время гуси – лебеди возвращаются вместе с Ванюшкой.

Баба Яга: Помогите, помогите,

Ручку мою бедную спасите!

Обожгла ее о печку,

Поскорее выручайте вы меня!

Ведущий: А помнишь, тебе на день рождения

Мазь волшебную принес Кощей?

Ты возьми ее в избушке

И помажь ожог скорей!

Баба Яга: Мазь волшебная «Спасатель»

Пригодиться вам всегда –

От ожогов, ран, укусов

Незаменимая она!

Гуси – лебеди: Мы старались, как могли,

На крыльях Ваню принесли.

Баба Яга: А ты, Ванька, не шали,

У избушки посиди.

А вы, гуси, не дремлите,

И Ивана стерегите.

Баба Яга уходит, а гуси улетают в домик. Ваня берет спички и кладет в карман. Выходит Маша с подружками и поет песню.





Маша: Я по лугу гуляла,

В лес с подружками ушла.

Про Ванюшеньку забыла,

Как же я не уследила?Обращается к детям.

Где мой братец, подскажите,

Ваню милого найдите!

Ау – ау! Ваня, Ванечка, дружок,

Ты подай мне голосок!

Не отзывается…

Не буду больше играть,

Пойду братца искать!

Маша идет по лесу и вдруг видит Ваню перед избушкой. Подбегает, берет за руку.

Маша: Ваня, братец дорогой,

Побежим скорей домой!

Бегут под музыку.

Ваня: Скорей, чтоб гуси не догнали

И снова к себе не забрали!

Вот и речка на пути…

Речка, речка, помоги!

Речка: Ох, я тихая речка,

Да болит мое сердечко.

Раньше чистой я была на диво,

Прозрачной, голубой, красивой.

Но в меня бросали мусор, банки,

Рваные ботинки, железки, склянки…

И стала мутной, грязной вся вода. Друзья, прошу, очистите меня!



Ведущий: Рыбам в речке жить невмочь –

Мы сможем реченьке помочь!

Маша очищает речку. Ваня собирается идти купаться. Маша его останавливает.

Ведущий: А еще, запомните, дети, без взрослых купаться

В речке глубокой очень опасно.

Если тебе незнакомо местечко,

Ты не ныряй и не прыгай туда:

Там могут быть и бутылки, и щепки

Вмиг заболит и рука и нога.

Только помните:

Правила мало знать,

Правила следует выполнять!

Вдруг дети слышат, что летят гуси – лебеди. Они просят речку спрятать их.

Маша: Реченька, спаси!

Реченька, помоги!

Гуси – лебеди ищут нас везде,

Хотят отнести к Бабе Яге!

Ведущий: И спрятала речка – дружок

Детей под крутой бережок.

Гуси – лебеди облетают круг и улетают.

Маша берет Ваню за руку.

Маша: Ну – ка, братец дорогой,

Поспешим скорей домой!

В это время начинается гроза (запись грозы).







Ваня: Смотри, вон яблонька на пути,

Давай скорее к ней идти.

Яблонька дорогая, помоги,

От грозы ты нас спаси!

Ведущий: Ветви яблоня склонила

Маше с Ваней говорила…

Яблоня: Тучи на небе сгустились,

Разрывает небо гром –

Вы не бойтесь, не кричите,

Быстро из лесу бегите.

Нужно вам скорей, детишки,

На полянку выбегать,

Лечь на землю и немного

Непогоду переждать.

Гроза затихает. Снова слышится крик гусей – лебедей. Дети бегут за помощью к Яблоне.

Ваня: Яблонька, спаси!

Яблонька, помоги!

Гуси – лебеди ищут нас везде,

Хотят отнести к Бабе Яге!

Ведущий: Заслонила яблонька детей,

Спрятала среди ветвей.

Маша: Милая Яблонька,

Спасибо за помощь!

Ваня: Машенька, давай отдохнем –

Сучьев, хворосту найдем

И огонь мы разожжем…



Гуси- лебеди: Все – таки они убежали,

Так мы беглецов и не поймали!

Гуси облетают и улетают.

Маша: Ванечка, откуда спички? Ты их в лесу нашел?

Ваня: Взял я их у Бабы Ежки,

Поиграть хотел немножко.

Начинают разжигать костер. Вдруг выбегает Ежик с огнетушителем.

Ежик: Пахнет дымом, сгореть ведь так можно,

Пойду посмотрю, а то что –то тревожно…

Ежик: Ты что, совсем не знаешь правил?

Штраф тебя платить заставим.

В руки спички не бери!

Без взрослых не разжигай костры!

Огонь – враг леса, он хитер!

Не разводи в лесу костер!

Вести себя достойно просим,

Запомните, в лесу вы гости!

А сейчас на полянку приглашаю,

Вас грибами угощаю.

Рад сегодня я гостям,

Моим маленьким друзьям!

Под музыку идут на полянку. Садятся на пенечки.

Мухомор (Маше): Посмотри – ка на меня,

Я красавец хоть куда!

Забирай меня в лукошко,

Ох, и вкусен я с картошкой!



Маша: До чего же гриб хорош,

И румянен он, и пригож!

Не похож он на других,

Может, это боровик?

Ежик: Что ты, что ты, подожди,

Гриб опасный ты не рви,

Не гляди, что родовитый,

А ведь гриб – то ядовитый!

Ведущий: Ребята, а какие вы знаете съедобные грибы? Маша и Ваня, а вы слушайте и запоминайте.

Игра «Выбери съедобные грибы».

Маша: Братец милый, посмотри

Солнышко садиться

Мама с папой домой

Должны уж возвратиться.

Ежик: Вот вам гостинец в подарок. (Отдает бутафорский гриб с сюрпризом).

Ежик: Вы с природою дружите,

Дружбой с лесом дорожите.

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Дети берутся за руки и идут домой. Навстречу выходят мать и отец.

Мать: Ну как, без нас вы не скучали?

Наши наставленья выполняли?

Отец: Как без нас вы, дети, жили,

Не грустили, не тужили?

Я хочу спросить у вас:

Выполняли ль наш наказ?



Маша: Птиц, зверей не обижали,

В лесу мусор не бросали,

Реченьку мы очищали

И грибочки собирали.

Маша отдает корзину с грибами

Ваня: Нам за это Еж – дружок

Подарил большой грибок.

А грибок – то не простой,

И внутри – то не пустой.

Ведущий: Дети, милые мои,

Вы природе помогли!

А за это, дети, вам

Сейчас гостинцы я раздам.

Отдает гостинцы Маше и Ване.

Мы сейчас грибок откроем

И посмотрим, что внутри.

Маша, Ванечка, вот чудо!

Да здесь же сладкие грибы!

Все участники сказки под музыку выходят на середину зала.

Ребята: Будем мы беречь природу,

Землю, лес, поля и воду!

Умных правил не забудем,

Уважать природу будем.

Береги свою планету –

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Нашей сказочке конец,

А кто слушал, молодец!



Пальчиковая гимнастика

«Морские животные»

Жил да был один дельфин,              перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним.               ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты,                   руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать:                          сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять.             ладони сложены  

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Мы все названья помним! (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем, (Пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днем! (Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают цветком)

«Цветок»

Вырос красивый цветок на поляне (Цветок – ладошки соединяют «бутоном»)

Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичные движения пальцами вместе и врозь). Дружно дают под землей корешки (Пошевеливать вниз опущенными пальцами рук) .

Экологическая сказка «Жила - была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», -думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу.

Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.





















Экологическая сказка «Как люди речку обидели».

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть, Я буду вам рада», - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Экологическая сказка «Путешествие капельки». Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у неё было много подружек капелек. С каждым днём семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер, и облако понесло по небу навстречу другому облаку. Облака столкнулись, загремел гром, и капелька вместе с подружками сорвалась с облака вниз. Нашу капельку охватил страх. Она подумала, что сейчас упадет на землю и разобьется. Но, к удивлению, она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Никогда в жизни наша капелька не видела столько своих сестер капелек. Им всем было очень весело, и они стали играть и плескаться. Океан разыгрался, и начался шторм. К берегу понеслись огромные волны. Капелька оказалась на гребне самой высокой волны. Со страшным шумом волна ударилась о берег. Капельку выбросило на камни. Капелька была очень маленькая и очень легкая, и поэтому она даже не ударилась, а только сильно испугалась. Вскоре шторм затих, и выглянуло солнце. Камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх. И тут её охватил восторг, она почувствовала себя невесомой и свободной. Но чем дальше она поднималась вверх, тем холодней ей становилось.
Капелька увидела облако и обрадовалась: «Вот где можно спрятаться от холода», - подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды. Вскоре подул северный ветер, и стало очень холодно, облако задрожало и стряхнуло все капельки вниз. От холода и ветра капли превратились в град и с большой скоростью понеслись вниз. Ближе к земле стало немного теплее, капельки-градинки распушились и превратились в очаровательные снежинки. Ветер утих, и снежинки стали плавно опускаться на лес. Наша капелька-снежинка мягко приземлилась на большую пушистую ель. Когда другие снежинки упали на деревья, стало очень красиво и тихо. «Какой же разнообразный и прекрасный мир», - подумала капелька-снежинка и заснула. Ей снился сон про волны и океан.

















Стихотворение Дождик

Тучка дождиком заплачет,
Видно с небом не в ладах.
Дождь стучит в окно и скачет,
Как лошадка на бегах.

Не хочу я зонтик скучный,
Я хочу играть с дождём!
Он холодный и прыгучий -
Мы попрыгаем вдвоём...
Поругает меня мама,
Что промокла вся насквозь,
Дождик, ты весёлый самый,
И желанный летний гость.








































Каталог экологических игр для детей.

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувство детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.





«Воробушки и кот» Подвижная игра.

Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на­рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вы­летают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

 

«Вышли дети в сад зелёный» Сюжетная игра.

Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать. Стали гуси удивленно гоготать, гоготать.

—  Га-га-га, га-га-га! —- вторят дети-гуси. Все остальные танцуют. Серый конь заржал в конюшне:

«И-го-го, и-го-го!

 Для чего кружиться нужно,

 Для чего, для чего?».

 —  И-го-го, и-го-го! — подражает ребенок коню. И корова удивилась:

«Му-му-му, му-му-му! Что вы так развеселились, Не пойму, не пойму?».

—  Му-му-му, му-му-му! — вторит другой ребенок.

 Движения, имитирующие поведение гусей, коня и коровы, может под­сказать воспитатель, но могут придумать и сами дети.

«Кто быстрее найдёт берёзу, дуб»

Игровое упражнение

Цель: найти дерево по названию.

Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Описание: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему.

Например:

—  Кто быстрее найдет березу?

—  Раз, два, три — к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.



«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Описание: Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель.

— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.



 «Найди пару» Дидактическая игра

Дидактическая задача: найти предмет по сходству. Игровые действия: поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

 Игровое упражнение. Игра-соревнование

Педагогические задачи: научить детей не лить воду без нужды, беречь ее. Содержание и методика: игроков делят на 2 команды. Ребят каждой команды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой — это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают огород (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: Мы носили воду, воду от колодца к огороду.

 «Живая или неживая природа»

Дидактическая игра

 Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

 Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если на­зван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте.

«Кто знает, пусть продолжает»

Словесная игра

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые — это ...

 Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы — это ...

Дети:.. карась, щука,...

 





Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар — это ...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...

Дети:... рыбы.

 

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например: нарцисс, тюльпан — весной, золотой шар, астры — осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

Список используемой литературы

 

  1. О.А. Соломеннтикова - «Занятие по формированию элементарных представлений в средней группе».

  2.  А.К.Бондаренко – «Дидактический игры в детском саду».

  3. М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Коморова – «Методические рекомендации».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект

Автор: Медведева Ирина Игоревна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Экологический проект  «Птицы - наши друзья» "
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskii-proiekt-ptitsy-nashi-druz-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "187570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426528251"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Экологический проект Великая река -ЛЕНА"
    ["seo_title"] => string(40) "ekologicheskii_proekt_velikaia_reka_lena"
    ["file_id"] => string(6) "481436"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540114952"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Экологический проект " Здравствуй,дерево" "
    ["seo_title"] => string(44) "ekologhichieskii-proiekt-zdravstvui-dierievo"
    ["file_id"] => string(6) "161457"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422216705"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsialno_ekologicheskii_proekt_kak_instrument_realizatsii_ekologicheskogo_pro_1"
    ["file_id"] => string(6) "630534"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682663500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства