kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Дети должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Литература

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
  2. Леонтьева М.Р. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы//Биология в школе. 1994. №3.
  3. Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983.
  4. Майор Ф. Воспитание – сверхзадача человечества//Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990.
  5. Постановление Министерств образования и охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации” от 30.03.94 г. №4/1-6.
  6. Приоритеты современной педагогики//Материалы международного педагогического проекта R.E.A.C.E). М., 1993.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 2000.
  8. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Педагогическое общество России. М., 2000.
  9. Экологическое образование в России. Проблемы и перспективы (справка)//Дошкольное воспитание. 1994. №7.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста »

Тема 1. Теоретические основы экологического образования  детей дошкольного возраста Павлова Марина Игоревна , методист деканата повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Тема 1. Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста

Павлова Марина Игоревна ,

методист деканата повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Цель  дошкольного экологического образования – способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

Цель дошкольного экологического образования

способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;
  • доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;
воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;
  • воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;
поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
  • поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
  • формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
Задача  экологического воспитания - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задача экологического воспитания

- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Содержание  экологического образования дошкольников:

Содержание экологического образования дошкольников:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • развитие познавательного интереса к миру и природе;
формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения; воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе; формирование умения и желания сохранять природу;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;
  • формирование умения и желания сохранять природу;
формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
  • формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:

Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:

наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы; озеленение открытых площадок;
  • наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;
  • озеленение открытых площадок;

фенологические наблюдения за живыми объектами; участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
  • фенологические наблюдения за живыми объектами;
  • участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
поделки из природного материала; дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.
  • поделки из природного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.
Для достижения идей, заложенных в дошкольном экологическом образовании, необходимо:

Для достижения идей, заложенных в дошкольном экологическом образовании, необходимо:

разработать государственные стандарты по дошкольному экологическому образованию и механизмы его реализации;
  • разработать государственные стандарты по дошкольному экологическому образованию и механизмы его реализации;
включить задачи экологического воспитания в различные виды игр: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, творческие ролевые;
  • включить задачи экологического воспитания в различные виды игр: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, творческие ролевые;
издать учебно-методический комплекс
  • издать учебно-методический комплекс "Готовим детей к школе" с включением вопросов экологического воспитания;
включить раздел
  • включить раздел "Экологическое воспитание" в дошкольные образовательные программы;
организовать курсы и проблемные семинары повышения квалификации специалистов по проблемам экологического воспитания дошкольников;
  • организовать курсы и проблемные семинары повышения квалификации специалистов по проблемам экологического воспитания дошкольников;
создать центр инновационных технологий, решающих задачи экологического образования и воспитания дошкольников.
  • создать центр инновационных технологий, решающих задачи экологического образования и воспитания дошкольников.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Павлова Марина Игоревна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226751

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "План по самообразованию педагога. Тема: Формирование представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_pedagoga_tema_formirovanie_predstavlenii_o_zhivotnom_mi"
    ["file_id"] => string(6) "506869"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1555051038"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОЕКТ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «МАЛЫШИ- КРЕПЫШИ» для дошкольников с нарушениями зрения "
    ["seo_title"] => string(105) "proiekt-lietniei-ozdorovitiel-noi-kompanii-malyshi-kriepyshi-dlia-doshkol-nikov-s-narushieniiami-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "142450"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418300187"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Физкультурно – оздоровительный проект «Азбука здоровья» в первой младшей группе"
    ["seo_title"] => string(74) "fizkulturno_ozdorovitelnyi_proekt_azbuka_zdorovia_v_pervoi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "594381"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639323560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства