kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"»

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №4 «Солнышко» Развитие зрительного восприятия  у детей с нарушением зрения

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №4 «Солнышко»

Развитие зрительного восприятия

у детей с нарушением зрения

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Развитие зрительного восприятия непосредственно связано с развитием зрительных функций Ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности является острота зрения. В условиях снижения остроты зрения страдает наблюдательность, полнота обозрения, отмечается замедленность восприятия. У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться в разной степени выраженные, специфические особенности  зрительного восприятия .

Развитие зрительного восприятия непосредственно связано с развитием зрительных функций

Ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности является острота зрения.

В условиях снижения остроты зрения страдает наблюдательность, полнота обозрения, отмечается замедленность восприятия. У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться в разной степени выраженные, специфические особенности зрительного восприятия .

Процесс зрительного восприятия обеспечивается комплексом зрительных функций

Процесс зрительного восприятия

обеспечивается комплексом зрительных функций

Острота зрения обеспечивает различение мелких деталей, формы объектов, опознание предметов, обеспечивает так называемое форменное зрение.

Острота зрения

обеспечивает различение мелких деталей, формы объектов, опознание предметов, обеспечивает так называемое форменное зрение.

Цветоощущение (цветоразличение )  - способность глаза видеть окружающий мир в цвете . В цветовом спектре принято выделять семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Из них принято выделять три основных цвета (красный, желтый и синий), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета. Каждый цвет характеризуется тремя качествами: тоном, насыщенностью и яркостью.

Цветоощущение (цветоразличение )

- способность глаза видеть окружающий мир в цвете .

В цветовом спектре принято выделять семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Из них принято выделять три основных цвета (красный, желтый и синий), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета.

Каждый цвет характеризуется тремя качествами: тоном, насыщенностью и яркостью.

Поле зрения – пространство, которое воспринимается глазом при фиксированном неподвижном взоре. Поле каждого глаза имеет определенные границы. Острота периферического зрения во много раз меньше чем центрального.

Поле зрения

– пространство, которое воспринимается глазом при фиксированном неподвижном взоре.

Поле каждого глаза имеет определенные границы.

Острота периферического зрения во много раз меньше чем центрального.

Светоощущение  – способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости. Светоощущение отражает функциональное состояние зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях пониженного освещения. КАК ЗРАЧОК РЕАГИРУЕТ НА СВЕТ

Светоощущение

способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости.

Светоощущение отражает функциональное состояние

зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях

пониженного освещения.

КАК ЗРАЧОК РЕАГИРУЕТ НА СВЕТ

Бинокулярное зрение – способность к слиянию отдельных изображений, получаемых в каждом глазу, в единое целое. Бинокулярное зрение позволяет воспринимать объемность объектов, определять их относительную удаленность, то есть осуществлять стереоскопическое зрение. Зрение одним глазом называют монокулярным. При бинокулярном зрении острота зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении. Одним глазом без поворота головы человек способен охватить около 140º пространства, двумя глазами – около 180º.

Бинокулярное зрение

– способность к слиянию отдельных изображений, получаемых в каждом глазу, в единое целое.

Бинокулярное зрение позволяет воспринимать объемность объектов, определять их относительную удаленность, то есть осуществлять стереоскопическое зрение.

Зрение одним глазом называют монокулярным.

При бинокулярном зрении острота зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении. Одним глазом без поворота головы человек способен охватить около 140º пространства, двумя глазами – около 180º.

Глазодвигательные функции  - движения глазного яблока, которые осуществляются с помощью шести глазодвигательных мышц: четырех прямых (наружной и внутренней, верхней и нижней) и двух косых (верхней и нижней).  Глазодвигательная функция обеспечивает наведение обоих глаз (их зрительных осей и центральных ямок сетчаток) на объект фиксации

Глазодвигательные функции - движения глазного яблока, которые осуществляются с помощью шести глазодвигательных мышц: четырех прямых (наружной и внутренней, верхней и нижней) и двух косых (верхней и нижней).

Глазодвигательная функция обеспечивает наведение обоих глаз (их зрительных осей и центральных ямок сетчаток) на объект фиксации

Аккомодация  – это способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза. Реализуется она благодаря эластичности хрусталика и сократительной способности цилиарной мышцы.

Аккомодация – это способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза.

Реализуется она благодаря эластичности хрусталика и сократительной способности цилиарной мышцы.

Развитие зрительного восприятия осуществляется : в комплексе с развитием зрительных функций , обеспечивающих способность к обнаружению и фиксации предметов с различного расстояния (включая максимально возможное) ; т. е. нужно учить детей видеть предмет с учебного им расстояния, причем сначала рассматриваем объемный предмет, а затем рисунок, силуэт, контур.

Развитие зрительного восприятия осуществляется :

в комплексе с развитием зрительных функций , обеспечивающих способность к обнаружению и фиксации предметов с различного расстояния (включая максимально возможное) ; т. е. нужно учить детей видеть предмет с учебного им расстояния, причем сначала рассматриваем

объемный предмет, а затем рисунок, силуэт, контур.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Воспитатель специального(коррекционного) детского сада для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей.  К ним относятся: Создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушение зрения осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитатель специального(коррекционного) детского сада для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

  • Создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушение зрения
  • осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения
  • повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима
  • Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность

Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  ЯВЛЯЕТСЯ  ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ Проводится несколько раз в течение дня от 3х до 5 минут : - на прогулке - перед занятиями - во время занятий - между занятиями - в бытовой , игровой деятельности

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Проводится несколько раз в течение дня от 3х до 5 минут :

- на прогулке

- перед занятиями

- во время занятий

- между занятиями

- в бытовой , игровой деятельности

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ Специальная наглядность:   - крупная фронтальная ( до 15-20 см) - дифференцированная индивидуальная (1-5 см) - подставки, для рассматривания объекта в вертикальном положении преобладание пособий красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов - выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня зрительного восприятия  - смена деятельности на занятии  - физминутка  - зрительная гимнастика  - лазерная указка

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Специальная наглядность:

- крупная фронтальная ( до 15-20 см)

- дифференцированная индивидуальная (1-5 см)

- подставки, для рассматривания объекта в вертикальном положении

  • преобладание пособий красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов

- выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня зрительного восприятия

- смена деятельности на занятии

- физминутка

- зрительная гимнастика

- лазерная указка

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ 1 ряд- дети с очень низкой остротой зрения ( 0,4) 2 ряд – дети с остротой зрения ( 0,4-0,6) 3 ряд и далее- дети с хорошей остротой зрения (0,6- 1,0) 2-3 ряд по центру – дети с расходящимся косоглазием Обязательно соблюдение право-левосторонней окклюзии относительно  месторасположения воспитателя Наиболее благоприятен показ предмета черно-белом фоне на зеленом - успокаивающем, расслабляющем на коричневом - спокойном, контрастном а оранжевом - стимулирующем На физкультурном занятии  дополнительная подстраховка детей с низким зрением. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается(работа с мячом, лазание, равновесие) На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения ,равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

1 ряд- дети с очень низкой остротой зрения ( 0,4)

2 ряд – дети с остротой зрения ( 0,4-0,6)

3 ряд и далее- дети с хорошей остротой зрения (0,6- 1,0)

2-3 ряд по центру – дети с расходящимся косоглазием

Обязательно соблюдение право-левосторонней окклюзии относительно

месторасположения воспитателя

Наиболее благоприятен показ предмета черно-белом фоне

на зеленом - успокаивающем, расслабляющем

на коричневом - спокойном, контрастном

а оранжевом - стимулирующем

На физкультурном занятии дополнительная подстраховка детей с низким зрением.

Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками,

переворотами со спины на живот, упражнения на животе.

При некоторых видах упражнений окклюзия снимается(работа с мячом, лазание,

равновесие)

На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми

с более высокой остротой зрения ,равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве

Сенсорное и физическое воспитание  - основа коррекционной работы , поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка , где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, ориентировки. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Сенсорное и физическое воспитание - основа коррекционной работы ,

поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду.

Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка ,

где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера,

точности движений, ориентировки.

Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных

представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Взаимосвязь видов деятельности по развитию зрительного восприятия Коррекционная работа по развитию Лечебно-восстановительная зрительного восприятия работа Образовательная  деятельность 20

Взаимосвязь видов деятельности по развитию зрительного восприятия

Коррекционная работа по развитию

Лечебно-восстановительная

зрительного восприятия

работа

Образовательная

деятельность

20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"

Автор: Кузуб Елена Анатольевна

Дата: 27.03.2023

Номер свидетельства: 628507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения""
    ["seo_title"] => string(60) "razvitie_zritelnogo_vospriiatiia_detei_s_narusheniem_zreniia"
    ["file_id"] => string(6) "616061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1666858967"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Занятие по развитию зрительного восприятия на тему: "Морское путешествие" "
    ["seo_title"] => string(83) "zaniatiie-po-razvitiiu-zritiel-nogho-vospriiatiia-na-tiemu-morskoie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "142529"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418311011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_zaniatii_okhrana_zreniia_i_razvitie_zritelnogo_vospriiatiia"
    ["file_id"] => string(6) "631475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684081985"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Занятие по развитию зрительного восприятия на полисенсорной основе "Путешествие в сказочный лес" "
    ["seo_title"] => string(109) "zaniatiie-po-razvitiiu-zritiel-nogho-vospriiatiia-na-polisiensornoi-osnovie-putieshiestviie-v-skazochnyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "166482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422966169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 4 года обучения «Федорино горе»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_podgruppovogo_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatiia_po_razvitiiu_zri"
    ["file_id"] => string(6) "499671"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550073946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства