"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"
"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"
Зрительное восприятие – важнейший механизм обеспечения
жизнедеятельности человека.
При помощи зрения человек познаёт форму, цвет, величину
предмета, направление и расстояние, на котором предмет
находится от него.
Процесс зрительного восприятия
обеспечивается комплексом зрительных функцийПрезентация раскрывает тесную взаимосвязь развития зрительного воспрития с процессом развития зрительных функций детей с нарушением зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения"»
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №4 «Солнышко»
Развитие зрительного восприятия
у детей с нарушением зрения
подготовила:
учитель-дефектолог
Кузуб Е.А.
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.
Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Развитие зрительного восприятия непосредственно связано с развитием зрительных функций
Ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности является острота зрения.
В условиях снижения остроты зрения страдает наблюдательность, полнота обозрения, отмечается замедленность восприятия. У детей с нарушениями зрения могут наблюдаться в разной степени выраженные, специфические особенностизрительного восприятия.
Процесс зрительного восприятия
обеспечивается комплексом зрительных функций
Острота зрения
обеспечивает различение мелких деталей, формы объектов, опознание предметов, обеспечивает так называемое форменное зрение.
Цветоощущение (цветоразличение )
- способность глаза видеть окружающий мир в цвете .
В цветовом спектре принято выделять семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Из них принято выделять три основных цвета (красный, желтый и синий), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета.
Каждый цвет характеризуется тремя качествами: тоном, насыщенностью и яркостью.
Поле зрения
– пространство, которое воспринимается глазом при фиксированном неподвижном взоре.
Поле каждого глаза имеет определенные границы.
Острота периферического зрения во много раз меньше чем центрального.
Светоощущение
–способность глаза воспринимать свет и определять различную степень его яркости.
Светоощущение отражает функциональное состояние
зрительного анализатора и характеризует возможность ориентации в условиях
пониженного освещения.
КАК ЗРАЧОК РЕАГИРУЕТ НА СВЕТ
Бинокулярное зрение
– способность к слиянию отдельных изображений, получаемых в каждом глазу, в единое целое.
Бинокулярное зрение позволяет воспринимать объемность объектов, определять их относительную удаленность, то есть осуществлять стереоскопическое зрение.
Зрение одним глазом называют монокулярным.
При бинокулярном зрении острота зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении. Одним глазом без поворота головы человек способен охватить около 140º пространства, двумя глазами – около 180º.
Глазодвигательные функции - движения глазного яблока, которые осуществляются с помощью шести глазодвигательных мышц: четырех прямых (наружной и внутренней, верхней и нижней) и двух косых (верхней и нижней).
Глазодвигательная функция обеспечивает наведение обоих глаз (их зрительных осей и центральных ямок сетчаток) на объект фиксации
Аккомодация– это способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза.
Реализуется она благодаря эластичности хрусталика и сократительной способности цилиарной мышцы.
Развитие зрительного восприятия осуществляется :
в комплексе с развитием зрительных функций , обеспечивающих способность к обнаружению и фиксации предметов с различного расстояния (включая максимально возможное) ; т. е. нужно учить детей видеть предмет с учебного им расстояния, причем сначала рассматриваем
объемный предмет, а затем рисунок, силуэт, контур.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Воспитатель специального(коррекционного) детского сада для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:
Создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушение зрения
осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения
повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима
Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность
Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Проводится несколько раз в течение дня от 3х до 5 минут :
- на прогулке
- перед занятиями
- во время занятий
- между занятиями
- в бытовой , игровой деятельности
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Специальная наглядность:
- крупная фронтальная ( до 15-20 см)
- дифференцированная индивидуальная (1-5 см)
- подставки, для рассматривания объекта в вертикальном положении
преобладание пособий красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов
- выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня зрительного восприятия
- смена деятельности на занятии
- физминутка
- зрительная гимнастика
- лазерная указка
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
1 ряд- дети с очень низкой остротой зрения ( 0,4)
2 ряд – дети с остротой зрения ( 0,4-0,6)
3 ряд и далее- дети с хорошей остротой зрения (0,6- 1,0)
2-3 ряд по центру – дети с расходящимся косоглазием
Обязательно соблюдение право-левосторонней окклюзии относительно
месторасположения воспитателя
Наиболее благоприятен показ предмета черно-белом фоне
на зеленом - успокаивающем, расслабляющем
на коричневом - спокойном, контрастном
а оранжевом - стимулирующем
На физкультурном занятии дополнительная подстраховка детей с низким зрением.
Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками,
переворотами со спины на живот, упражнения на животе.
При некоторых видах упражнений окклюзия снимается(работа с мячом, лазание,
равновесие)
На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми
с более высокой остротой зрения ,равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве
Сенсорное и физическое воспитание- основа коррекционной работы ,
поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду.
Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка ,
где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера,
точности движений, ориентировки.
Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных
представлений детей, развития полисенсорного восприятия.