Вид занятия: занятие по развитию зрительного восприятия на полисенсорной основе в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Программное содержание:
Коррекционно – обучающие задачи:
1. Закреплять умение воспринимать объемно-геометрические формы, геометрические фигуры, знания о цвете, форме, размере.
2. Упражнять детей в классификации блоков по признакам с использованием кодов и без них, выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества.
3. Упражнять в счете в пределе 10, находить последующее, предыдущее число.
4. Закреплять знания детей о днях недели.
5. Упражнять в ориентировании на листе бумаги в клетку, в выделении пространственного положения объекта в группе предметов.
6.Закреплять умение составлять из частей целое.
7.Закреплять знания о птицах.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать восприятие на полисенсорной основе.
2. Развивать зрительные функции: глазодвигательные, прослеживающие, фиксации, различения.
3. Развивать сенсорные ощущения: цветоразличение, форморазличение.
4. Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление.
5. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
6. Развивать чувство эмпатии, воображения.
Коррекционно – воспитывающие:
1. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
2. Воспитывать эмоционально – положительные реакции.
Речевые задачи:
1.Совершенствовать лексико - грамматические формы языка.
2.Учить делать выводы.
3. Развивать речь.
Методы и приемы:
Практические: продуктивная деятельность, классификация, психогимнастика, релаксация, обследование, поиск, анализ и синтез, ориентировка.
Словесные: диалог, загадки, рассуждения, проблемные вопросы, мозговой штурм, проговаривание стихотворений.
Наглядные: рассматривание, сравнение.
Игровые: игра- путешествие, д/и «Рассели жильцов», д/и «Сказочное животное», д/и «Определи по запаху», пальчиковая гимнастика.
Оборудование: колокольчик, палочки Кюизенера, Коломбово яйцо, числа, радуга, дни недели, блоки Дьенеша, обручи, цветы, дерево без листьев, листочки с разной поверхностью, кодовые карточки, ассоциативные карточки , геометрические формы, песок, листы в клетку, воздушные шарики, таблица с изображением птиц, фишки, Буратино.
Ход занятия
Ритуал начала занятия.
Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам колокольчик. Я позвоню около ушка соседа и скажу, Марина, я рада тебя видеть. Марина передает колокольчик дальше по кругу.
Приглашение в путешествие.
Ребята, вы любите путешествовать? Вот и Буратино решил отправиться в Сказочный лес, а вернуться обратно не может и просит нас, чтобы мы ему помогли. Вы согласны помочь ему?
В Сказочном лесу нас ждут интересные задания. На чем можно путешествовать? - А на чем мы поедем – вы сейчас отгадаете. Слушайте внимательно.
- Это наземный вид транспорта. Что это может быть?
- Для передвижения нужны рельсы.
- Перевозит не только людей, но и грузы.
Ну, что же, давайте подготовим свои поезда и в путь дорогу.
Составление поезда из палочек Кюизенера.
Вагончики будем строить из палочек, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной. Давайте пронумеруем вагончики: белый – 1, розовый – 2 и т.д.
А сейчас проверим готов ли поезд к путешествию? Нужно ответить
на вопросы.
- Сколько всего вагонов у вашего поезда?
- В каком вагоне ты поедешь?
- Каким по порядку стоит твой вагончик?
- Каким по порядку стоит желтый вагон?
- Какой по порядку вагон находится между розовым и красным? и т.д.
Ну, вот и попали мы
В Сказочный лес.
Лес этот полон
Прекрасных чудес.
Тактильное обследование «Волшебное дерево».
В сказочном лесу и деревья необычные. Обследуйте дерево ручками. Что вы можете сказать о его ветках? Какая у них поверхность? Дети, это дерево волшебное давайте оденем его. На каждой веточке должны быть свои листочки. С закрытыми глазами найди листочек, определи какая у него поверхность и повесь листочек на нужную веточку. Дети тактильно определяют характер поверхности листочков (бархатистый, ребристый, колючий, шершавый). Молодцы, справились и с этим заданием.
Динамическая пауза
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Локализация «Птицы»
- Посмотрите, что изображено у вас на карточке? Назовите, одним словом.
- Какая птица расположена в правом верхнем углу? В левом нижнем углу таблицы? Назови птиц 3 го ряда. Птиц, которые расположены между скворцом и курицей? Назови птиц, которые находятся справа от цапли. Птиц, которые находятся под индюком. По какому признаку можно разделить птиц? Нам нужно отметить фишками домашних, перелетных и зимующих птиц. Один ребенок отмечает домашних, 2 – перелетных, 3 –зимующих, 4 - водоплавающих птиц.
Какую пользу приносят птицы? Чем отличаются водоплавающие птицы от других?
Д/игра «Сказочные животные»
В сказочном лесу живут необычные животные, а какие, мы узнаем, выполнив задания.
- Собрать из частей целое – Коломбово яйцо.
- Прочитать коды (коды составлены с помощью образно-ассоциативных карточек), выбрать блок, и поставить его на соответствующую цифру.
- Построить животное по схеме, используя палочки Кюизенера.
Какие животные живут в лесу, мы теперь знаем.
Зрительная гимнастика на электрифицированном тренажере «Полянка»
Д/ игра «Рассели жильцов»
В Сказочном лесу живут разные геометрические фигуры, которые любят объединяться в разные множества.
- Как вы думаете, по каким признакам могут объединиться фигуры?
-А вот этим жителям нужно помочь найти свои дома. Дети выполняют задание, по кодовым карточкам на ковре и объясняют.
Релаксация «Порхание бабочки» (звучит спокойная музыка)
А теперь, давайте отдохнем, лягте на коврик, закройте глаза и слушайте мой голос.
Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что мы идем по лесной тропинке, вышли на лесную полянку, легли на мягкую травку и слушаем пение птиц. Прямо перед собой мы видим великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев.
А теперь вообразите, что вы бабочка, что у вас красивые крылья и вы медленно порхаете в воздухе. А теперь взгляните на луг, посмотрите, сколько красивых и ярких цветов на нем. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните его аромат и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Д / игра «Определи по запаху»
Ребята, посмотрите, а мы на самом деле оказались на лесной полянке. Сколько здесь прекрасных цветов. Выберите себе один маленький цветочек вдохните аромат и скажите, на что он похож. Дети определяют запах (хвои, апельсина, валерианы, гвоздики), а теперь найди такой же по запаху большой цветочек.
Психоэтюд «Цветы»
Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас волшебной дождиком и вы превратитесь в цветы (дети садятся на корточки).
Дождик, дождик
Поливай
Детские головки,
Ты детишек превращай,
В волшебные цветочки.
1, 2, 3 – вы волшебные цветы.
Психоэтюд
1,2,3 – выросли цветы - дети медленно встают
К солнцу потянулись высоко, - поднимают руки вверх и смотрят
Стало им приятно и тепло на ладошки
Ветерок пролетал, - покачивают руками
Стебельки покачал.
Ветерок не летай, - грозят пальчиком, следят взглядом за
Ты цветочки не ломай движением пальчика
Пусть они растут, цветут – разводят руки в стороны
Людям радость несут.
Помоги Буратино расставить дни недели
Посмотрите, дети, это – же Буратино грустный сидит. Давайте его пожалеем. Он говорит, что у него ничего не получается и ничего он не умеет. Буратино хочет загадать вам загадку.
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Возвращается передний. (Дни недели).
Дети, посмотрите, Буратино перепутал все дни недели. Давайте наведем порядок. А поможет нам в этом – радуга.
- Сколько всего дней в неделе?
- Сколько цветов в радуге?
- Какой порядок расположения цветов? Какая пословица поможет нам ? Дети называют цвет и соответственно день недели. Молодцы справились с заданием.
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы?
- Какое настроение вызывает у вас осень?
Песочная терапия.
Буратино решил поиграть с геометрическими телами в прятки, а найти их не может, а от них остались лишь тени. Давайте найдем их, они наверно спрятались в песке. Дети находят формы в песке и называют их. Какая тень, какой форме принадлежит? Поставьте их рядом.
Зрительная гимнастика с динамической паузой «Микрофон»
Я рада, что вы справились с примерами. Давайте отдохнем.
Ну, вот Буратино, мы и помогли тебе справиться со всеми заданиями в сказочном лесу. И теперь нам пора в детский сад.
Ориентировка по клеткам «Слуховой диктант» (пальчиковая гимнастика)
А как же нам выбраться из леса? Пройти через сказочный лес нам поможет тропинка. Возьмите фломастер поставьте её на стрелочку, слушайте внимательно: 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо и т.д.
Вот мы и вышли из леса.
Рефлексия
Ну, вот мы и в садике. Я очень рада, что вы справились с заданиями и помогли Буратино вернуться. Вам понравилось путешествие? Какие задания встретились на нашем пути. Если вы довольны успехами и считаете, что вы справились – возьмите в подарок красный шарик, а если считаете, что у вас, что-то не получилось и вы могли заниматься лучше – возьмите синий шарик. Буратино решил подарить вам в память о нашем путешествии в волшебный лес маленькие цветочки.