Цель занятия: способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения, повышению остроты зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Дата и место проведения: г. Михайловка, 11.01.2013 г.
Оборудование: глобус, указка; на каждого ребёнка - лупа, фонарик, сумочка, удочка, лист бумаги и силуэт камбалы, карточка с “зашумленным” рисунком; плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть – с колечками во рту), два листа бумаги (жёлтого и голубого цвета); “фотографии”- изображение рыб с недостающими “деталями”; изготовленные из картона “детали “ рыб.
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
I 1 | Подготовительная часть. Организационный момент –1-3-- минуты. Цель для учащихся- подготовиться к продуктивной работе на занятии; - проверить готовность к занятию. Цель для учителя- способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии. Задачи этапа: 1) организовать учащихся к выполнению предстоящей коррекционно-развивающей деятельности; 2) учить соединять представление о цвете с представлениями о реальных предметах, объектах, животных и т.д., дать понять, что цвет - одно из признаков окружающего мира; море – голубое, синее. 3) развивать логическое мышление посредством отгадывания загадки, посредством упражнений в установлении логических связей, активизировать словарь детей; 4) воспитывать самоорганизованность, чувство порядка, аккуратность через чёткую организацию начала занятия. Методы организации работы учащихся: - словесный ( беседа, инструкция); - практический (упражнения). Оборудование: спецодежда, макет карты, глобус, магнитофон. Методы мотивации и стимулирования учебной активности: похвала, одобрение, форма занятия. Методическое обеспечение: применение игровых технологий, программа развития зрительного восприятия под редакцией Л.И.Плаксиной, программа по развитию цветовосприятия под редакцией Г.А.Дивненко, учёт использования средств коррекции на уроках, знание тифло-эргономических показателей класса (разработал Б.К.Тупоногов) | Педагог (обращает внимание детей на глобус). Что это? (Глобус.) Это макет нашей планеты, Земли. Где на Земле живут люди? ( На суше.) Какими цветами на глобусе обозначается суша? ( Ответы детей.) Какого цвета на глобусе больше всего? ( Голубого.) Что обозначается голубым цветом? (Вода.) (Закрепление названий водоёмов: река, ручей, море, океан.) Послушайте загадку: «В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует, бежим по воде». Что это? (Волны). Как вы думаете, о чем эта загадка? А теперь послушайте ответ. (Звучит шум волн). Так ласково шумит море. Сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие. А на чем можно поплыть? (на спасательном круге, на лодке, на корабле). На чем поплывем мы? Любой корабль плывет по определенному маршруту. У нас он тоже проложен на карте, и по пути у нас будет несколько остановок. Карта у нас есть, экипировка у нас морская, ну что же отправляемся в путь (крутим штурвал). |
II 2 | Основная часть. Игра «Брось камешек в воду» Цель для учащихся- продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения, развивать цветовосприятие. Цель для учителя- развитие остроты зрения амблиопичного глаза и улучшение координации движений. Задачи: 1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения; 2) развивать цветовосприятие, сенсорные эталоны (цвет, размер); 3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения. Методы: -практический (упражнения); -словесный (инструкция). Методическое обеспечение: требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова. Форма организации: индивидуальная. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение. | Первая остановка. Дети делятся на две группы: одна бросает камешки, вторая ловит рыбу. И вот мы в открытом море. А чем можно занять себя во время путешествия? (Поплавать, порыбачить, покидать камешки в воду). Группа детей забрасывают в корзину цветные шарики по заданию: брось большой красный, маленький синий и т.д. Цветовая насыщенность и яркость этих шариков уменьшается. |
3 | Игра «Рыбная ловля». Цель для учащихся- продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения, развивать цветовосприятие. Цель для учителя- развитие цветовосприятия, прослеживающей функции глаза и улучшение координации движений. Задачи: 1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения; 2) развивать цветовосприятие; 3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения. Методы: -практический (упражнения); -словесный (инструкция). Методическое обеспечение: требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова. Форма организации: индивидуальная. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение. | В этом порту мы с вами займемся рыбалкой (Группе детей раздаются удочки с магнитиком внизу вместо крючка). Они ловят соревнуясь рыбу из тазика с водой по заданному цвету. |
4 | Расслабляющая зрительная разминка- 1 минута. Цель для учащихся- продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения. Цель для учителя- охрана остаточного зрения детей. Задачи: 1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ; 2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок; 3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения. Методы: -практический (упражнения); -словесный (инструкция). Методическое обеспечение: требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова. Форма организации: индивидуальная. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение. | Упражнение «Пальминг». Снять очки. Сильно потереть ладошки друг о друга, приложить тёплые ладошки к закрытым глазам (звучит аудиозапись шума моря, крика чаек). Представьте, что мы плывём на корабле. |
5 | Выкладывание по насыщенности. Цель для учащихся- совершенствование цветоразличения и цветоощущения. Цель для учителя- учить группировать оттенки одного цветового тона: светло-синий, синий, тёмно-синий и т. д. Задачи: 1)повышать в ходе занятия чувствительность к различению в цветовом тоне соседних полей; стимулировать для выполнении работы до конца; 2) корригировать мелкую моторику рук посредством выполнения задания; корригировать черты личности путём создания на уроке творческой атмосферы, осуществления индивидуального подхода к детям; 3)воспитывать самостоятельность, силу воли посредством включения в самостоятельную работу. Методы и приёмы: -словесный (инструкция); - практический (упражнение); - применение специально модифицированного пособия. Оборудование: индивидуальные наборы с полосками разных оттенков синего цвета. Методическое обеспечение: программированное обучение, дидактическая игра, требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К. Тупоногова, технология развития зрительного восприятия на уроках рисования Л.И.Плаксиной. Критерии определения уровня усвоения учащимися нового материала: Готовое пособие, выполненное аккуратно и правильно. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуацию , когда часть учащихся не освоила новый материал: индивидуальный подход к оказанию помощи учащимся на протяжении всего этапа работы, наводящие вопросы, советы, рекомендации, контроль за выполнением, исправление ошибок. Методы мотивирования и стимулирования: одобрение, ободрение, похвала, оказание помощи, поддержка. | Ну что поиграли? Отправляемся дальше. Крутим штурвал. Вторая остановка. - А вы знаете почему спина у большинства рыб темнее, чем их брюхо? (…так они маскируются и защищаются от врагов) (…если смотреть сверху, то вода на глубине кажется темнее, а если снизу вверх, то светлее) Правильно, мы знаем, что ближе к поверхности вода светлее, а чем глубже мы будем опускаться, тем темнее будет вода, так как солнечный свет не проходит через большой слой воды. Давайте расположим полоски бумаги так же, как располагаются слои воды в море. |
6 | Гимнастика для глаз: расслабление и с биноклями. Цель для учащихся- продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения. Цель для учителя- охрана остаточного зрения детей. Задачи: 1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ; 2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок; 3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения. Методы: -практический (упражнения); -словесный (инструкция). Оборудование: оптические приборы (лупа, фонарик, бинокль); Методическое обеспечение: требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова. Форма организации: индивидуальная. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение. | - Отправляемся в путь. (Крутим штурвал). Мы плывем с вами по океану, тихо плещет за бортом вода, светит солнце. Закроем глаза и подставим лицо солнечным лучам, нам тепло и уютно. Волны плавно раскачивают наш корабль. - Откройте глаза и посмотрите, какие огромные животные приближаются к нам, кто это? (…киты). Возьмите в руки малые бинокли, посмотрите на китов, теперь возьмите большие бинокли и посмотрите в них. Через какие бинокли лучше видно и почему? (…через большие, они меньше закрывают обзор). |
7 | Игра “Дайверы”. Цель для учащихся- развивать зрительную память и внимание. Цель для учителя- активизация зрительных функций и развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки. Задачи: 1) развивать зрительное восприятие; стимулировать для выполнении работы до конца; 2) развивать глазодвигательные функции, зрительную память и внимание; 3) корригировать черты личности путём создания на занятии творческой атмосферы, осуществления индивидуального подхода к детям; 4)воспитывать самостоятельность, силу воли посредством включения в самостоятельную работу. Методы и приёмы: -словесный(инструкция); - практический (упражнение). Оборудование: фонарики, сенсорная массажная дорожка, картинки предметов разных цветов. Методическое обеспечение: методика М.А.Мишина, Е.В.Козловой «Тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей», требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К. Тупоногова, технология развития зрительного восприятия на уроках рисования Л.И.Плаксиной. Критерии определения уровня усвоения учащимися нового материала: выполнено аккуратно, правильно, запомнить все объекты и их цвета. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуацию , когда часть учащихся не освоила новый материал: индивидуальный подход к оказанию помощи учащимся на протяжении всего этапа работы, наводящие вопросы, советы, рекомендации, контроль за выполнением. Методы мотивирования и стимулирования: одобрение, ободрение, похвала, оказание помощи, поддержка. | Третья остановка. А сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его. Включите свои фонарики. (Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Педагог обращает их внимание на лежащие силуэты предметов). Вы должны постараться запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся на пути. В конце сообщить, какие фотографии сделал, какого они цвета. |
8 | Работа в тетрадях в крупную клетку. Цель для учащихся- определять в рисунке соответствующее место каждой фигуре соответствующего цвета. Цель для учителя- развитие сенсорных эталонов. Задачи: 1) определить совместно с учащимися порядок выполнения; 2)- корригировать мыслительные операции посредством упражнений в анализе и синтезе (цвет, форма); - корригировать процессы анализа путём сравнения своей работы с эталоном; - корригировать кратковременную память посредством запоминания порядка выполнения работы; 3) совершенствовать умение оценить свою деятельность. Методы: -словесный (рассказ, инструкция, план); -наглядный. Оборудование: индивидуальные образцы. Методическое обеспечение: программа развития зрительного восприятия под редакцией Л.И.Плаксиной, знание тифло-эргономических показателей класса (разработал Б.К.Тупоногов). Методы мотивирования и стимулирования: одобрение, ободрение похвала, создание ситуации успеха, поисковый метод. Форма организации индивидуальной и групповой деятельности: индивидуальная работа с каждым из учащихся в зависимости от выраженности зрительного дефекта. Критерии уровня внимания и интереса к излагаемому материалу: степень участия в уроке, отсутствие отвлечений, сосредоточение внимания на теме, охотное и активное выполнение заданий, общее оживление, эмоциональный настрой. | Педагог. Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъёмку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними? Задание: Нарисуй такую же рыбку и раскрась её. 1 – голубым цветом 2 – жёлтым 3 – зелёным 4 – оранжевым |
9 | Задание. Цель для учащихся- активизировать мелкую моторику, осязательную способность рук. Цель для учителя- мобилизовать внимание учащихся Задачи: 1) познакомить с темой и целью урока; 2) корригировать мелкую моторику рук посредством поиска предмета; - корригировать осязательное восприятие формы предметов посредством поиска предмета в сундуке; 3) вызвать живой эмоциональный отклик к процессу поиска. Методы: - словесный; - наглядный (натуральные объекты); -практический: применение здоровьесберегающих технологий, инновационных технологий (самомассаж) технологии развития осязания ……… Оборудование: «волшебный» сундук, игрушки. Методическое обеспечение : самомассаж по В.В.Коваленко, технология осязательного обследования предмета. Методы мотивирования и стимулирования: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, ободрение. | (Крутим штурвал) Четвертая остановка. А что кроме обитателей подводного мира мы увидели на дне моря? (сокровища, спрятанный клад). Давайте вернемся на корабль и там откроем сундук. Ребята, а тут бутылка с письмом, в нем что-то написано: «В сундуке сокровища, по предложенному списку. Но для того чтобы посмотреть мы будем использовать не глаза, а руки». Но перед эти выполним массаж рук, чтобы справиться с заданием. Каждый ребенок ищет в сундуке тот объект, который достался ему по списку в письме. |
10 | Расслабляющая зрительная разминка- 1 минута. Цель для учащихся- продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения. Цель для учителя- охрана остаточного зрения детей. Задачи: 1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ; 2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок; 3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения. Методы: -практический (упражнения); -словесный (инструкция). Методическое обеспечение: требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова. Форма организации: индивидуальная. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение. | Отправляемся в обратный путь (звучит музыка). Мы совершили трудное путешествие, давайте закроем глаза ладошками и немного отдохнем |
11 | III . Заключительная часть. Подведение итогов, оценивание- 3 минут. Цель для учащихся- осознать удовлетворённость своей деятельностью на занятии. Цель для учителя- определить степень заинтересованности предметом. Задачи: 1) стимулировать детей к дальнейшему изучению материала; 2) воспитывать чувство ответственности , самостоятельности . Методы и приёмы: - словесные. Оборудование: памятные подарки. Методы мотивирования и стимулирования: похвала, одобрение, создание ситуации успеха, подарки. | Что запомнилось больше всего, а что оказалось сложным в сегодняшнем путешествии? На память о нем каждый из вас получит аппликации водного транспорта. Домашнее задание выполнить аппликацию и принести её на следующее занятие и назвать вид водного транспорта на котором еще можно путешествовать. |
|