kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по развитию зрительного восприятия на тему: "Морское путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Схема конспекта урока

 

Аттестуемый педагог (ФИО):  Ткаченко Татьяна Витальевна

Коррекционный предмет:  развитие зрительного восприятия                                                                                        Класс__2а_

Тема занятия:  «Морское путешествие»

Тип урока:   комбинированное занятие – путешествие

Цель занятия: способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения, повышению остроты зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • дети смогут использовать оптические приборы (лупой, фонарик, бинокль);
  • продолжить учить детей различать цвета по насыщенности;
  • дети смогут определять и называть цвет предметов;
  • дети активизируют свою зрительно-поисковую деятельность.

 

 2) коррекционно-развивающие:

  • развивать остроту зрения амблиопичного глаза и улучшать координацию движений;
  • развивать мелкую моторику рук, систему взаимодействия «глаз-рука»;
  • развивать умение находить предметы одного цвета, соотносить цвет с реальными предметами;
  • развитие осязательного восприятия через узнавание предметов на ощупь;
  • развитие зрительной памяти и внимания.

 

  3) коррекционно-воспитательные:

  • преодолевать недостатки развития личностных качеств (неуверенность, робость, ощущение несостоятельности) посредством

      активного участия детей в создании занятия;

  • воспитывать эстетические чувства.
  • воспитание бережного отношения ко всему живому.

 

 

 

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Дата и место проведения: г. Михайловка, 11.01.2013 г.

Оборудование: глобус, указка; на каждого ребёнка - лупа, фонарик, сумочка, удочка, лист бумаги и силуэт камбалы, карточка с “зашумленным” рисунком; плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть – с колечками во рту), два листа бумаги (жёлтого и голубого цвета); “фотографии”- изображение рыб с недостающими “деталями”; изготовленные из картона “детали “ рыб.

 

Компетентностные результаты: 

  • познавательная компетентность: учебные знания, умение оперировать знаниями;
  • информационная  компетентность: умение осмысливать и использовать информацию;
  • коммуникативная компетентность: умение работать в коллективе, высказывать своё мнение, слушать других;
  • социальная компетентность: способность принимать собственные решения;
  • личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей;
  • компетентное отношение к собственному здоровью: сохранение остаточного зрения.

 

Результаты в области формирования универсальных учебных действий:

  • личностные УУД: ориентация в социальных ролях (учитель-ученик), знание моральных норм;
  • регулятивные УУД: планирование, контроль в форме сличения своего результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и

      отличий от эталона;

  • познавательные УУД:  общеучебные-  извлечение необходимой информации из    прослушанного;  логические – анализ объектов;
  • коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со взрослыми, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию зрительного восприятия на тему: "Морское путешествие" »

Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог (ФИО): Ткаченко Татьяна Витальевна

Коррекционный предмет: развитие зрительного восприятия Класс__2а_

Тема урока: «Морское путешествие»

Тип урока: комбинированное занятие – путешествие

Цель занятия: способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения, повышению остроты зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • дети смогут использовать оптические приборы (лупой, фонарик, бинокль);

  • продолжить учить детей различать цвета по насыщенности;

  • дети смогут определять и называть цвет предметов;

  • дети активизируют свою зрительно-поисковую деятельность.


2) коррекционно-развивающие:

  • развивать остроту зрения амблиопичного глаза и улучшать координацию движений;

  • развивать мелкую моторику рук, систему взаимодействия «глаз-рука»;

  • развивать умение находить предметы одного цвета, соотносить цвет с реальными предметами;

  • развитие осязательного восприятия через узнавание предметов на ощупь;

  • развитие зрительной памяти и внимания.

3) коррекционно-воспитательные:

  • преодолевать недостатки развития личностных качеств (неуверенность, робость, ощущение несостоятельности) посредством

активного участия детей в создании занятия;

  • воспитывать эстетические чувства.

  • воспитание бережного отношения ко всему живому.




Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Дата и место проведения: г. Михайловка, 11.01.2013 г.

Оборудование: глобус, указка; на каждого ребёнка - лупа, фонарик, сумочка, удочка, лист бумаги и силуэт камбалы, карточка с “зашумленным” рисунком; плакат с нарисованными морскими рыбами, раскрашенные силуэты рыб (часть – с колечками во рту), два листа бумаги (жёлтого и голубого цвета); “фотографии”- изображение рыб с недостающими “деталями”; изготовленные из картона “детали “ рыб.


Компетентностные результаты:

  • познавательная компетентность: учебные знания, умение оперировать знаниями;

  • информационная компетентность: умение осмысливать и использовать информацию;

  • коммуникативная компетентность: умение работать в коллективе, высказывать своё мнение, слушать других;

  • социальная компетентность: способность принимать собственные решения;

  • личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей;

  • компетентное отношение к собственному здоровью: сохранение остаточного зрения.


Результаты в области формирования универсальных учебных действий:

  • личностные УУД: ориентация в социальных ролях (учитель-ученик), знание моральных норм;

  • регулятивные УУД: планирование, контроль в форме сличения своего результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и

отличий от эталона;

  • познавательные УУД: общеучебные- извлечение необходимой информации из прослушанного; логические – анализ объектов;

  • коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со взрослыми, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.









Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

I

1

Подготовительная часть.

Организационный момент –1-3-- минуты.


Цель для учащихся-

подготовиться к продуктивной работе на занятии;

- проверить готовность к занятию.

Цель для учителя-

способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии.

Задачи этапа:

1) организовать учащихся к выполнению предстоящей коррекционно-развивающей деятельности;

2) учить соединять представление о цвете с представлениями о реальных предметах, объектах, животных и т.д., дать понять, что цвет - одно из признаков окружающего мира; море – голубое, синее.

3) развивать логическое мышление посредством

отгадывания загадки, посредством упражнений в установлении логических связей, активизировать словарь детей;

4) воспитывать самоорганизованность, чувство порядка,

аккуратность через чёткую организацию начала занятия.

Методы организации работы учащихся:

- словесный ( беседа, инструкция);

- практический (упражнения).

Оборудование:

спецодежда, макет карты, глобус, магнитофон.

Методы мотивации и стимулирования учебной активности:

похвала, одобрение, форма занятия.

Методическое обеспечение:

применение игровых технологий, программа развития зрительного восприятия под редакцией Л.И.Плаксиной, программа по развитию цветовосприятия под редакцией Г.А.Дивненко, учёт использования средств коррекции на уроках, знание тифло-эргономических показателей класса (разработал Б.К.Тупоногов)




Педагог (обращает внимание детей на глобус).

Что это? (Глобус.) Это макет нашей планеты, Земли.

Где на Земле живут люди? ( На суше.)

Какими цветами на глобусе обозначается суша? ( Ответы детей.)

Какого цвета на глобусе больше всего? ( Голубого.)

Что  обозначается голубым цветом? (Вода.) (Закрепление названий водоёмов: река,  ручей, море, океан.)

Послушайте загадку: «В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует, бежим по воде». Что это? (Волны).

Как вы думаете, о чем эта загадка?

А теперь послушайте ответ. (Звучит шум волн).

Так ласково шумит море. Сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие.

А на чем можно поплыть? (на спасательном круге, на лодке, на корабле).

На чем поплывем мы?

Любой корабль плывет по определенному маршруту. У нас он тоже проложен на карте, и по пути у нас будет несколько остановок. Карта у нас есть, экипировка у нас морская, ну что же отправляемся в путь (крутим штурвал).


II

2

Основная часть.

Игра «Брось камешек в воду»

Цель для учащихся-

продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения, развивать цветовосприятие.

Цель для учителя-

развитие остроты зрения амблиопичного глаза и улучшение координации движений.

Задачи:

1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения;

2) развивать цветовосприятие, сенсорные эталоны (цвет, размер);

3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения.

Методы:

-практический (упражнения);

-словесный (инструкция).

Методическое обеспечение:

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова.

Форма организации: индивидуальная.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение.

Первая остановка. Дети делятся на две группы: одна бросает камешки, вторая ловит рыбу.

И вот мы в открытом море. А чем можно занять себя во время путешествия? (Поплавать, порыбачить, покидать камешки в воду).

Группа детей забрасывают в корзину цветные шарики по заданию: брось большой красный, маленький синий и т.д. Цветовая насыщенность и яркость этих шариков уменьшается.



3

Игра «Рыбная ловля».

Цель для учащихся-

продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения, развивать цветовосприятие.

Цель для учителя-

развитие цветовосприятия, прослеживающей функции глаза и улучшение координации движений.

Задачи:

1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения;

2) развивать цветовосприятие;

3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения.

Методы:

-практический (упражнения);

-словесный (инструкция).

Методическое обеспечение:

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова.

Форма организации: индивидуальная.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение.


В этом порту мы с вами займемся рыбалкой

(Группе детей раздаются удочки с магнитиком внизу вместо крючка).

Они ловят соревнуясь рыбу из тазика с водой по заданному цвету.


4

Расслабляющая зрительная разминка- 1 минута.

Цель для учащихся-

продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения.

Цель для учителя-

охрана остаточного зрения детей.

Задачи:

1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ;

2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок;

3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения.

Методы:

-практический (упражнения);

-словесный (инструкция).

Методическое обеспечение:

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова.

Форма организации: индивидуальная.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение.

Упражнение «Пальминг».

Снять очки. Сильно потереть ладошки друг о друга, приложить тёплые ладошки к закрытым глазам (звучит аудиозапись шума моря, крика чаек). Представьте, что мы плывём на корабле.



5

Выкладывание по насыщенности.

Цель для учащихся- совершенствование цветоразличения и цветоощущения.

Цель для учителя- учить группировать оттенки одного цветового тона: светло-синий, синий, тёмно-синий и т. д.

Задачи:

1)повышать в ходе занятия чувствительность к различению в цветовом тоне соседних полей; стимулировать для выполнении работы до конца;

2) корригировать мелкую моторику рук посредством выполнения задания; корригировать черты личности путём создания на уроке творческой атмосферы, осуществления индивидуального подхода к детям;

3)воспитывать самостоятельность, силу воли посредством включения в самостоятельную работу.

Методы и приёмы:

-словесный (инструкция);

- практический (упражнение);

- применение специально модифицированного пособия.

Оборудование:

индивидуальные наборы с полосками разных оттенков синего цвета.

Методическое обеспечение:

программированное обучение, дидактическая игра, требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К. Тупоногова, технология развития зрительного восприятия на уроках рисования Л.И.Плаксиной.

Критерии определения уровня усвоения учащимися нового материала:

Готовое пособие, выполненное аккуратно и правильно.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуацию , когда часть учащихся не освоила новый материал:

индивидуальный подход к оказанию помощи учащимся на протяжении всего этапа работы, наводящие вопросы, советы, рекомендации, контроль за выполнением, исправление ошибок.

Методы мотивирования и стимулирования:

одобрение, ободрение, похвала, оказание помощи, поддержка.

Ну что поиграли? Отправляемся дальше. Крутим штурвал. Вторая остановка.

- А вы знаете почему спина у большинства рыб темнее, чем их брюхо? (…так они маскируются и защищаются от врагов) (…если смотреть сверху, то вода на глубине кажется темнее, а если снизу вверх, то светлее)

Правильно, мы знаем, что ближе к поверхности вода светлее, а чем глубже мы будем опускаться, тем темнее будет вода, так как солнечный свет не проходит через большой слой воды.

Давайте расположим полоски бумаги так же, как располагаются слои воды в море.


6

Гимнастика для глаз: расслабление и с биноклями.

Цель для учащихся-

продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения.

Цель для учителя-

охрана остаточного зрения детей.

Задачи:

1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ;

2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок;

3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения.

Методы:

-практический (упражнения);

-словесный (инструкция).

Оборудование: оптические приборы (лупа, фонарик, бинокль);

Методическое обеспечение:

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова.

Форма организации: индивидуальная.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение.

- Отправляемся в путь. (Крутим штурвал). Мы плывем с вами по океану, тихо плещет за бортом вода, светит солнце. Закроем глаза и подставим лицо солнечным лучам, нам тепло и уютно. Волны плавно раскачивают наш корабль.

- Откройте глаза и посмотрите, какие огромные животные приближаются к нам, кто это? (…киты). Возьмите в руки малые бинокли, посмотрите на китов, теперь возьмите большие бинокли и посмотрите в них. Через какие бинокли лучше видно и почему? (…через большие, они меньше закрывают обзор).



7

Игра “Дайверы”.


Цель для учащихся- развивать зрительную память и внимание.

Цель для учителя- активизация зрительных функций и развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки.

Задачи:

1) развивать зрительное восприятие;

стимулировать для выполнении работы до конца;

2) развивать глазодвигательные функции, зрительную память и внимание;

3) корригировать черты личности путём создания на занятии творческой атмосферы, осуществления индивидуального подхода к детям;

4)воспитывать самостоятельность, силу воли посредством включения в самостоятельную работу.

Методы и приёмы:

-словесный(инструкция);

- практический (упражнение).

Оборудование:

фонарики, сенсорная массажная дорожка, картинки предметов разных цветов.

Методическое обеспечение: методика М.А.Мишина, Е.В.Козловой «Тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей»,

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К. Тупоногова, технология развития зрительного восприятия на уроках рисования Л.И.Плаксиной.

Критерии определения уровня усвоения учащимися нового материала:

выполнено аккуратно, правильно, запомнить все объекты и их цвета.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуацию , когда часть учащихся не освоила новый материал:

индивидуальный подход к оказанию помощи учащимся на протяжении всего этапа работы, наводящие вопросы, советы, рекомендации, контроль за выполнением.

Методы мотивирования и стимулирования:

одобрение, ободрение, похвала, оказание помощи, поддержка.

Третья остановка.

А сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его.

Включите свои фонарики. (Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Педагог обращает их внимание на лежащие силуэты предметов).

Вы должны постараться запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся на пути. В конце сообщить, какие фотографии сделал, какого они цвета.



8

Работа в тетрадях в крупную клетку.

Цель для учащихся- определять в рисунке соответствующее место каждой фигуре соответствующего цвета.

Цель для учителя- развитие сенсорных эталонов.

Задачи:

1) определить совместно с учащимися порядок выполнения;

2)- корригировать мыслительные операции посредством упражнений в анализе и синтезе (цвет, форма);

- корригировать процессы анализа путём сравнения своей работы с эталоном;

- корригировать кратковременную память посредством запоминания порядка выполнения работы;

3) совершенствовать умение оценить свою деятельность.

Методы:

-словесный (рассказ, инструкция, план);

-наглядный.

Оборудование:

индивидуальные образцы.

Методическое обеспечение:

программа развития зрительного восприятия под редакцией Л.И.Плаксиной, знание тифло-эргономических показателей класса (разработал Б.К.Тупоногов).

Методы мотивирования и стимулирования:

одобрение, ободрение похвала, создание ситуации успеха, поисковый метод.

Форма организации индивидуальной и групповой деятельности:

индивидуальная работа с каждым из учащихся в зависимости от выраженности зрительного дефекта.

Критерии уровня внимания и интереса к излагаемому материалу:

степень участия в уроке, отсутствие отвлечений, сосредоточение внимания на теме, охотное и активное выполнение заданий, общее оживление, эмоциональный настрой.

Педагог. Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъёмку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними?

Задание: Нарисуй такую же рыбку и раскрась её.

1 – голубым цветом

2 – жёлтым

3 – зелёным

4 – оранжевым


9

Задание.

Цель для учащихся-

активизировать мелкую моторику, осязательную способность рук.

Цель для учителя-

мобилизовать внимание учащихся

Задачи:

1) познакомить с темой и целью урока;

2) корригировать мелкую моторику рук посредством поиска предмета;

- корригировать осязательное восприятие формы предметов посредством поиска предмета в сундуке;

3) вызвать живой эмоциональный отклик к процессу поиска.

Методы:

- словесный;

- наглядный (натуральные объекты);

-практический: применение здоровьесберегающих технологий, инновационных технологий (самомассаж)

технологии развития осязания ………

Оборудование:

«волшебный» сундук, игрушки.

Методическое обеспечение :

самомассаж по В.В.Коваленко,

технология осязательного обследования предмета.

Методы мотивирования и стимулирования:

одобрение, похвала, создание ситуации успеха, ободрение.


(Крутим штурвал) Четвертая остановка.

А что кроме обитателей подводного мира мы увидели на дне моря? (сокровища, спрятанный клад).

Давайте вернемся на корабль и там откроем сундук. Ребята, а тут бутылка с письмом, в нем что-то написано: «В сундуке сокровища, по предложенному списку. Но для того чтобы посмотреть мы будем использовать не глаза, а руки». Но перед эти выполним массаж рук, чтобы справиться с заданием.

Каждый ребенок ищет в сундуке тот объект, который достался ему по списку в письме.




















10

Расслабляющая зрительная разминка- 1 минута.

Цель для учащихся-

продолжать совершенствовать коррекционные навыки охраны зрения.

Цель для учителя-

охрана остаточного зрения детей.

Задачи:

1) стимулировать детей к использованию на занятии и вне его упражнений по охране остаточного зрения ;

2) развивать зрительную память посредством запоминания порядка при выполнении разминок;

3) воспитывать осознанное отношение к охране своего зрения.

Методы:

-практический (упражнения);

-словесный (инструкция).

Методическое обеспечение:

требования к уроку в школе IV вида, «Основы коррекционной педагогики» под редакцией Б.К.Тупоногова.

Форма организации: индивидуальная.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение.

Отправляемся в обратный путь (звучит музыка). Мы совершили трудное путешествие, давайте закроем глаза ладошками и немного отдохнем



11

III . Заключительная часть.

Подведение итогов, оценивание- 3 минут.

Цель для учащихся-

осознать удовлетворённость своей деятельностью на занятии.

Цель для учителя- определить степень заинтересованности предметом.

Задачи:

1) стимулировать детей к дальнейшему изучению материала;

2) воспитывать чувство ответственности , самостоятельности .

Методы и приёмы:

- словесные.

Оборудование:

памятные подарки.

Методы мотивирования и стимулирования:

похвала, одобрение, создание ситуации успеха, подарки.

Что запомнилось больше всего, а что оказалось сложным в сегодняшнем путешествии? На память о нем каждый из вас получит аппликации водного транспорта. Домашнее задание выполнить аппликацию и принести её на следующее занятие и назвать вид водного транспорта на котором еще можно путешествовать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по развитию зрительного восприятия на тему: "Морское путешествие"

Автор: Ткаченко Татьяна Витальевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "ФЭМП Тема.  «Морское путешествие»"
    ["seo_title"] => string(35) "femp-tiema-morskoie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "253382"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447591716"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие""
    ["seo_title"] => string(80) "korriektsionno_razvivaiushchieie_zaniatiie_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_no_1"
    ["file_id"] => string(6) "352755"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477586267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытое логопедическое занятие "ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ""
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytoie-loghopiedichieskoie-zaniatiie-zhivyie-i-niezhivyie-slova-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "315139"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459840770"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Как Карлсон  искал дорогу в школу»"
    ["seo_title"] => string(34) "kak-karlson-iskal-doroghu-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "282491"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453710670"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства