Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» составлена на основе авторской программы: «Программа по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения» [Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81], примерной программы «Развитие зрительного восприятия 1-4» [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123], Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа курса рассчитана на 136 часов, проведение диагностических обследований – 4 часа, коррекционно-развивающих практических занятий - 132 часов, ежегодно курс проводится 1 час в неделю, по 30 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. В соответствии с особенностями обучающихся программа предусматривает интеграцию содержания курса «Окружающий мир» через виды деятельности как общеучебные, так и специально - коррекционные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»»
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» составлена на основе авторской программы: «Программа по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения» [Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81], примерной программы «Развитие зрительного восприятия 1-4» [Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа. Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123], Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа курса рассчитана на 136 часов, проведение диагностических обследований – 4 часа, коррекционно-развивающих практических занятий - 132 часов, ежегодно курс проводится 1 час в неделю, по 30 минут, непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5 минут. В соответствии с особенностями обучающихся программа предусматривает интеграцию содержания курса «Окружающий мир» через виды деятельности как общеучебные, так и специально - коррекционные. По итогам диагностического обследования, в соответствии с особенностями зрительной патологии и тяжестью зрительного дефекта, определяются группы и подгруппы, занятия проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие зрительного восприятия» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. Задачи: — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — формирование пространственно-временных ориентировок;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; — исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации; — формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Курс имеет авторские учебно-методические материалы: Татарникова М. Ю. Комплекс офтальмологических техник, рекомендаций и дидактического материала по снятию зрительного утомления и мышечного напряжения. - сам. издание; Назаренко Н. В., Назарова Е. В. Офтальмотренинг «Я вижу…». - сам. издание.
Курс имеет безометочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по трем уровням (низкий, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.
Данная программа построена по циклическому принципу и предполагает повтор тематики в каждом классе на более высоком уровне.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию зрительного восприятия учащиеся могут продемонстрировать овладение описанными ниже компетенциями на трех уровнях: низкий – не делает, средний – делает с помощью взрослого или сверстника, высокий – делает самостоятельно.
1 класс
Компетенция взаимодействия: — Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома.
— Учиться работать вместе с товарищем.
Учебно-познавательная компетенция: — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. — Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному. — Узнавать и называть геометрические фигуры. — Составлять предмет из 2—3 частей. — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. — Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. — Выделять части суток и определять порядок дней недели
Коммуникативная компетенция: — Оценивать взаиморасположение предметов в пространстве: узнавать положение предмета в пространстве.
— Воспринимать и моделировать позы: движения тела: конечностей: головы: оценивать эмоциональное состояние людей
Компетенция личностного самосовершенствования
— Учиться работать в заданном темпе.
— Проверять свою работу по образцу.
— Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности.
Содержание курса
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе.
Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухомоторных, координационно-моторных факторов. В данном разделе уделено внимание мобилизации сенсорно-двигательной памяти, формированию зрительно-моторных и вестибулярно-моторных координаций
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.). Введение в программу раздела «Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей» обусловлено необходимостью обучения детей способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором: выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных признаков). Обучение детей способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей, развитие устной речи. Данный раздел предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. Обучение способам уточнения, расширения и углубления информации, полученной другими анализаторами. Развитие барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.).
У детей с патологией зрения отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у нормальновидящих сверстников. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия». Создание основы для более полного овладения речью, направленной на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игра на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Обучение ориентировке в пространстве, используя способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучению умению определять время по часам.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 5 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти и т. д.).
Учебно-тематический план
(1 класс)
№п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов
1 четверть
9 часов
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
3
2
Тактильно-двигательное восприятие
3
3
Кинестетическое и кинетическое развитие
3
2 четверть
7 часов
4
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
7
3 четверть
8 часов
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
2
5
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей
3
6
Восприятие особых свойств предметов
2
7
Развитие слухового восприятия
1
4 четверть
9 часов
Развитие слухового восприятия
2
8
Восприятие пространства
4
9
Восприятие времени
2
10
Обследование детей
1
Итого:
33
Календарно-тематический план
1 класс (33 ч.)
№
Название темы, раздела
Кол-во часов
Примечание (общедидактическая тема)
Дата по плану
Факт.
дата
Развитие моторики, графомоторных навыков 3 ч
1
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, перестроения). Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)
1
Школьные принадлежности
2.09
2
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
1
Фрукты
9.09
3
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
1
Фрукты
16.09
Тактильно-двигательное восприятие 3 ч
4
4
Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
1
Ягоды
23.09
5
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
1
Ягоды
30.09
6
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»
1
Деревья
Кинестетическое и кинетическое развитие 3 ч
4
7
Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)
1
Осень
7.10
8
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений . Выразительность движений.
Человек
14.10
9
Имитация движений (оркестр, повадки зверей)
1
Человек
21.10
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 9 ч
10
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
1
Одежда
обувь
28.10
11
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом
1
Семья
11.11
12
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
1
Зима
18.11
13
Работа с геометрическим конструктором. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)
1
Зимующие птицы
25.11
14
Различение предметов по величине (большой — маленький) . Сравнение двух предметов по высоте и длине
1
Зимующие птицы
2.12
15
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу . Сравнение двух предметов по ширине и толщине
1
Домашние животные и птицы
9.12
16
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»
1
Продукты питания
16.12
17
Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)
1
Продукты питания
мебель
23.12
18
Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале
1
Мебель
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей 3 ч
19
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)
1
Транспорт
20
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» . Упражнения для профилактики и коррекции зрения
1
Транспорт
21
Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)
1
Весна
Восприятие особых свойств предметов 2 ч
22
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом . Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
1
Профессии
23
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести
1
Инструменты
Развитие слухового восприятия 3 ч
24
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»
1
Инструменты
Бытовая техника
25
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений
1
Бытовая техника
26
Различение речевых и музыкальных звуков
1
Животные жарких стран
Восприятие пространства 4 ч
27
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)
1
Рыбы
цветы
28
Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
1
цветы
29
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур
1
Насекомые
30
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»
1
Насекомые
Восприятие времени 2 ч
31
Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»
1
Земноводные
32
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели . Дидактическая игра «Веселая неделя»
1
Лето
33
Обследование детей
1
Итого: 33 часа
Учебно-методические средства обучения
Основная
С.М.Хорош, Н.С.Костючек, В.З.Денискина, Л.П.Григорьева, Л.П.Кондратьева, С.В.Сташевский, В.А.Кручинин, Л.И.Храповой; Ф.А.Курбановым, С.Л. Волковой, Е.А. Логиновой; В.А.Кручининым, Л.А. Семеноввым, Л.И.Кириловой «Оособенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции» М., ВОС , 1990 г.
3. Г. В. Никулина , Л. В.Фомичева ,Е. В.Замашнюк Развитие зрительного восприятия: учебное пособие/под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С 36-81
4. Программа «Развитие зрительного восприятия 1-4», программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа).
5. «Коррекционная работа в начальной школе. Часть 2 – начальная школа». Рекомендована управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации// Бельмер В. А., Григорьева Л. П. и др./ под ред. Плаксиной Л. И.. – Москва «ГороД, 1999», Институт коррекционной педагогики РАО. – С.114-123]
Дополнительная
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Казакова О. В. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО
Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
Дидактический материал
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
Набор дидактических игр: «Кольцеброс», «Волшебный мешочек», «Что бывает такого цвета?», «Что изменилось?», «Времена года», «Обставим комнату», «Лабиринт», «Нарисуй по памяти».
Набор геометрических фигур.
Аудиозаписи звуков окружающей среды (неречевых, речевых).
Макет часов. Музыкальные инструменты. Изображение цветового спектра.
Предметы с разнообразной поверхностью. Осветительные приборы. Люксметр.