Просмотр содержимого документа
«Разностороннее развитие ребенка в процессе воспитания художественной литературы»
Разностороннее развитие ребенка в процессе воспитания художественной литературы
Воспитатель МБДОУ №91
Ефимова Светлана Владимировна
«Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений … воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям».
Цель.
Воспитание звуковой культуры речи.
. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Развитие связной речи.
Для развития связной речи используются различные средства: пересказ литературных произведений (сказки, рассказа), рассматривание картин, игрушек.
Задачи.
В процессе ознакомления с литературными произведениями происходит формирование определенной совокупности специальных умений и навыков. Так, при восприятии и художественной коммуникации происходит формирование умений эмоционально и активно реагировать на сказки, стихи, рассказы; умений чувствовать ритм поэзии, двигаться относительно него, включаться в поэтические тексты.
.
.
1Рассказывание потешки
2Инсценирование
Знакомство с каждой новой предметов, разъяснения потешкой доставляет радость. . Потешки отличаются богатством слов и размеров: одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения . На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой, воспитатель должен поощрять попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая, где именно требуется их помощь.
- Прием инсценирования произведения, который синхронно сочетается с рассказыванием, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
- Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, постучать кулачком: "Дед бил-бил, не разбил!"
. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
Методы ознакомления с художественной литературой
Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
3 Рассказывание сказок
Народные песенки, потешки, прибаутки, сказки радуют своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок, потешек, прибауток заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.
. Воспитатель обеспечивает активность детей,предлагает выполнить имитационные движения( дети показывают какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т.п.), используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе ) побуждает инсценировать отрывок из время слушания сказки.
Уголок книги .
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями .
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Значение.
Вывод.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.