kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие задания по восприятию музыки как средство воспитания творческого развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования, науки и молодежи РК

Крымский республиканский институт последипломного

педагогического образования


 


 


 


 


 


 

Творческие задания по восприятию музыки

как средство воспитания творческого развития


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа выполнена

слушателем КПК

учителей музыки Сараметовой Г.Э.

ОШ № 38 I- III ступеней

г. Симферополя

Ноябрь 2014 г.

Восприятие музыки.

Восприятие музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у школьников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для школьников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у учащихся восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности. Слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра. Слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Для лучшего восприятия услышанной музыки с учащимися можно, например, проводить развернутые беседы, при этом их внимание привлекается к развитию музыкального образа, поясняется назначение отдельных выразительных музыкальных средств.

Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или запись, ребенок воспринимает музыку по-разному: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью - раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, эстампы, альбомы репродукций. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие детей. Приведем пример: заготавливаются небольшие карточки с изображением танцующих и марширующих детей. Прослушав танец или марш дети показывают карточку с соответствующей картинкой. На картинках изображены бегущий и шагающий мальчики, отображающие быстрое и медленное движение. Слушая пьесу двух или трехчастной формы со сменой темпа, дети отмечают начало новой части нужной картинкой-символом.

Словесный метод (рассказ, беседа, лекция)

Вступительное слово учителя (беседа о композиторе, история создания произведения, его содержании и т.д.).

Установка на восприятие (задачи в ходе процесса слушания, которые нужно разрешить).

Слушание произведения.

Наглядный метод (исполнение, показ иллюстраций, рисунков, фотографий)

Практический (творческие задания детям: передача с помощью движений музыкальный образ, используя прием «пластического интонирования» и ручные жесты — средства музыкальной выразительности, характер и настроение музыки. Можно использовать прием «цветописи», который предполагает выражение эмоционального восприятия музыки через цвет.

Интерпритация и оценивание музыкального произведения.

После прослушивания музыкального произведения учащиеся разрешают задачи, поставленные перед прослушиванием, используя схему анализа музыкального произведения. Выполняют творческие задания:мини-сочинение, рассказ, рисунок, сочинение стихотворений, сенкан, хокку, пластическая импровизация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания по восприятию музыки как средство воспитания творческого развития. »

Министерство образования, науки и молодежи РК

Крымский республиканский институт последипломного

педагогического образования













Творческие задания по восприятию музыки

как средство воспитания творческого развития

















Работа выполнена

слушателем КПК

учителей музыки Сараметовой Г.Э.

ОШ № 38 I- III ступеней

г. Симферополя

Ноябрь 2014 г.

Восприятие музыки.

Восприятие музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у школьников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для школьников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у учащихся восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности. Слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра. Слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Для лучшего восприятия услышанной музыки с учащимися можно, например, проводить развернутые беседы, при этом их внимание привлекается к развитию музыкального образа, поясняется назначение отдельных выразительных музыкальных средств.

Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или запись, ребенок воспринимает музыку по-разному: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью - раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, эстампы, альбомы репродукций. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие детей. Приведем пример: заготавливаются небольшие карточки с изображением танцующих и марширующих детей. Прослушав танец или марш дети показывают карточку с соответствующей картинкой. На картинках изображены бегущий и шагающий мальчики, отображающие быстрое и медленное движение. Слушая пьесу двух или трехчастной формы со сменой темпа, дети отмечают начало новой части нужной картинкой-символом.

Словесный метод (рассказ, беседа, лекция)

Вступительное слово учителя (беседа о композиторе, история создания произведения, его содержании и т.д.).

Установка на восприятие (задачи в ходе процесса слушания, которые нужно разрешить).

Слушание произведения.

Наглядный метод (исполнение, показ иллюстраций, рисунков, фотографий)

Практический (творческие задания детям: передача с помощью движений музыкальный образ, используя прием «пластического интонирования» и ручные жесты — средства музыкальной выразительности, характер и настроение музыки. Можно использовать прием «цветописи», который предполагает выражение эмоционального восприятия музыки через цвет.

Интерпритация и оценивание музыкального произведения.

После прослушивания музыкального произведения учащиеся разрешают задачи, поставленные перед прослушиванием, используя схему анализа музыкального произведения. Выполняют творческие задания:мини-сочинение, рассказ, рисунок, сочинение стихотворений, сенкан, хокку, пластическая импровизация.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Сараметова Гульнар Энверовна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
    ["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "362708"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480157423"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Семинар практикум «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»"
    ["seo_title"] => string(74) "seminar_praktikum_polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "497470"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548667582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_iz_opyta_raboty_loghoritmika_kak_mietod_prieodolieniia_riechievykh_narush"
    ["file_id"] => string(6) "389916"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486650032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля "
    ["seo_title"] => string(155) "vokal-naia-improvizatsiia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-vokal-nogho-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "236931"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444202778"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» "
    ["seo_title"] => string(156) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-narodnaia-ighra-kak-sriedstvo-formirovaniia-u-riebienka-chuvstv-soprichastnosti-traditsiiam-i-dukhovnym-tsiennostiam-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "117257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412753842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства