Просмотр содержимого документа
«Проект по экологии "Все в наших руках"»
АҚТӨБЕ ҚАЛАЛЫҚ БІЛІМ БӨЛІМІ
№14 «ҚОНЖЫҚ» МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ ҰЙЫМЫ
АҚТӨБЕ ҚАЛАСЫ
2017 год
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»
Гвездослов
- информационно – исследовательский
- ребенок и охрана природы
-дети – педагоги – родители
- коллективный
- краткосрочный
Нурмухамедова Юлия Сергеевна
Бабцова Любовь Александровна
Казахстан сегодня - одно из государств с богатейшими запасами нефти, газа, урана, и, в то же время, осознающее, что используемое большими темпами топливо не только уменьшается, но и приносит огромный вред человечеству и окружающей среде.
Учитывая тот факт, что добыча нефти снижается и ее стоимость постепенно возрастает, в скором будущем начнется широкомасштабный переход населения Земли на альтернативные виды энергии. Необходимо отметить и то, что переработка нефти влечет за собой выброс большого количества вредных газов в атмосферу, что негативно сказывается на жизни планеты в целом.
Учитывая особую важность проблемы энергетики и экологии, Республикой Казахстан мировому сообществу предлагается тема для проведения выставки EXPO-2017: "Энергия будущего".
Надеемся, что тема "Энергия будущего" станет единой для всего человечества и поможет решить глобальные проблемы экологической угрозы и нехватки энергии.
Так как наше будущее – это наши дети, наша задача с вами, как педагогов, воспитать в каждом экологически грамотную личность. Дошкольное образование – это фундамент в становлении экологически культурного человека и именно в наших руках будущее нашей планеты.
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания.
Всестороннее воспитание и развитие маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.
Природа - это вся вселенная с существующим в ней живым и неживым миром. Это неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Его привлекают деревья, яркие цветы, зелёная трава, движущиеся облака, жучки и пёстрые бабочки, капли дождя, падающие хлопья снега, птицы и животные.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачинеобходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка.
Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней.
В процессе ознакомления детей с природой большее внимание следует уделить формированию бережного, заботливого отношения к ней. А эти качества можно сформировать лишь тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как части природы, вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Каждый объект природы яркий или скромный, большой или маленький по-своему привлекателен и встреча с ним побуждает фантазию ребёнка, способствует развитию речевого и художественного творчества. У детей формируется нравственное и эстетическое отношение к действительности, развивается и поддерживается устойчивый и глубокий интерес к ней. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда. Очень важно показать маленькому гражданину как человек оберегает и приумножает природные богатства
К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах, животных и растениях родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц, диких и домашних животных. У многих детей не сформировано чувство заботы и сострадания. Данная тема благодатна для: воспитания гуманно-ценностного отношения к природе.
Формирование экологической культуры дошкольников
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
Воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Учиться грамотно защищать природу и бороться за её сохранение;
Показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
Развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
Выявление особенностей образа жизни птиц, животных, насекомых, забота о них;
Формирование представления о погодно – сезонных явлениях в природе.
Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме.
Разработка различных методических рекомендаций и консультаций
Диагностирование детей и анкетирование родителей
Проведение экскурсий
Проведение организованной учебной деятельности
Проведение организованной учебной деятельности
Повышение основ гуманного отношения ко всему живому, экологической культуры личности.
Сформированность представлений о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
Проявление ярко выраженного интереса к природе и ее объектам.
Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
Повышение у детей воображения, мышления, речи, умения анализировать и обобщать.
Сформированность взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, воспитателями, родителями, потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.
Повышение активности участия родителей в реализации проекта.
Понимания родителями важности бережного отношения к природе.
Интерактивная доска
Бросовый материал
Магнитофон
Природный материал
Демонстрационныйматериал
Наглядный материал
Презентации
Календари природы
Иллюстрации
Слайды
Настольно – печатные игры
Фотографии
Картины
Литература с экологическим содержанием
«Красная книга»
Тематические беседы «О мусоре», «Правила поведения на природе» с презентацией.
Чтение экологических сказок, стихов о природе.
Отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах.
Разучивание пословиц о бережном отношении к природе.
Слушание и отгадывание звуков природы.
Рассматривание картин с изображением природы;
Лепка с использованием природного и бросового материала.
Аппликация «Красавица - природа».
Знакомство с «Красной книгой» (презентация).
Просмотр мультфильмов: «Крот и транзистор», «Про эколят- защитников природы».
Игровая деятельность «Экологические игры».
Оформление тематической папки по теме «Экология».
Участие в празднике-посвящении в эколят- защитников природы.
Консультация для «Учите ребенка уважать и любить природу», «Почитайте детям книги о природе»
Разучивание с ребенком стихов о природе, разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
Изготовление совместно с детьми головных уборов из бросового материала для выставки и дефиле-показа;
Помощь в подготовке материала для изготовления лэпбука- тематической папки по теме«Экология»
Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия.
Повышение общей культуры ребёнка.
Формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.
Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в рамках экологического воспитания.
Формулировка цели, задач, форм и методов их достижения;
Составление плана проектной деятельности;
Планирование тематики бесед с детьми, подготовка материала для их проведения (презентации);
Подготовка консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей;
Подбор рассказов, стихов, пословиц, загадок о природе;
Подбор игрового материала;
Подбор раскрасок на тему «Природа»;
Подбор аудиоматериала- звуков природы для слушания;
Разработка и подготовка материала для изготовления тематической папки по теме«Экология»;
Планирование и разработка сценария праздника-посвящения в эколята.
1 этапподготовительный
Консультация для родителей: «Учите ребенка уважать и любить природу», «Почитайте детям книги о природе»;
С детьми:
Рассматривание картин с изображением природы.
Отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах.
Чтение и обсуждение экологических сказок, чтение стихов о природе;
Аппликация «Красавица- природа»
Беседа с детьми «Правила поведения на природе» с презентацией
Просмотр мультфильма: «Крот и транзистор»
Разучивание пословиц о бережном отношении к природе.
Просмотр мультфильма «Про эколят- защитников природы»(знакомство детей с персонажами – эколятами)
Игровая деятельность с детьми в экологические игры
Слушание звуков природы (звуки леса, моря, дождя, пение птиц)
Беседа с детьми «О мусоре» с презентацией
Лепка с использованием природного и бросового материала .
Именно поэтому экологическое воспитание дошкольников -приоритетное направление в работе детского сада, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь нетрадиционные формы: например праздники, экскурсии, исследования, опыты.
На таких мероприятиях можно добиться многого, активного участия в подготовке, заинтересованности в том, чтобы мероприятие прошло интересно и хорошо. Как правило, надолго запомниться детям.
При проведении различных бесед, развлечений не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей к окружающей их среде.
1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 2. — С. 47-49.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.