Презентация на тему "Одаренные дети - здесь и сейчас"
Презентация на тему "Одаренные дети - здесь и сейчас"
Подготовлена презентация по теме "Одаренные дети, здесь и сейчас". Разработанная по конференции Мельниковой Е.Л. В данной презентации рассмотрены 4 вопроса; 1) Что такое одаренность?
2) Как выявить?3) Как относиться ( именно в плане обучения и воспитания)4) Как работать с теми детьми которые считаются одаренными? Рассмотрена множественная концепция одаренности ( вундеркинды, мотивированные, способные и творческие). Особую роль в презентации отводится творческой одаренности, разработанная Алексеем Михайловичем Матюшкиным). Данная презентация содержит примеры великих людей, также видео одаренных детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Одаренные дети - здесь и сейчас" »
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
Одаренные дети здесь и сейчас
Выполнила:педагог-психолог Жигалова Е.Д .
г. Ярославль
7.05.2015 г
Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская,
А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин
Разделяют 2 точки зрения
1) Все дети являются одаренными
2)Одаренные дети встречаются крайне редко
Что такое одаренность?
Как выявить?
Как относиться ( в плане обучения и воспитания)
Как работать с одарёнными детьми?
Понятие «Одаренности» по Мельниковой Е.Л .
Наиболее эффективным в процессе обучения ( по мнению Мельниковой Е.Л) является работа с детьми
через научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Именно во главе своей методики преподавания , она и ставит данную концепцию ( концепцию об одаренности)
Концепция одаренности базируется на 3 китах
Сущность
Диагностика
Обучение и
Воспитание
Описание схемы одаренности
Вопрос о сущности является центральным понятием одаренности
Одаренность (сущность)– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Диагностика – способность распознавать ОБУЧЕНИЕ И
познавательные процессы ребенка).ВОСПИТАНИЕ-
(именно одаренность детей
может быть установлена и изучена
только в процессе обучения и воспитания,
в ходе выполнения ребенком той или иной
содержательной деятельности.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина , за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
ВЫСТАВКИ. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве , Варшаве , Ленинграде , Польше , Чехословакии, Румынии , Индии . В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
СМЕРТЬ
Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг
Вундеркинды с опережающим развитием
Надежда Рушева
Родители Каспарова увлекались шахматами и решали шахматные задачи.. И в 5 лет ребенок подсказал в игре с шахматами. После этого отец обучил Гарри игре. Папа у них умер, когда сыну было 7 лет, и всю жизнь мать посвящает шахматной карьере сына. В 10 лет он начинает турнирные соревнования по шахматам. В начале 1976 года, в двенадцать лет, Гарри Каспаров одержал победу на чемпионате СССР по шахматам среди юношей. И с 14 лет начинает ездить по городам завоевывая медали чемпионат мира Чемпионат СССР среди юношей, Чемпионат мира среди кадетов (до 18 лет) ,Чемпионат мира среди юниоров ( до 20 лет).
Гарий Каспаров
Вундеркинды с яркими достижениями
В.А. Моцарт
Моцарт уже в три года выступал с концертами.
Пабло Пикассо начал рисовать задолго до того, как стал говорить, однако в 10 лет не знал цифр и простейших арифметических действий. Основы чтения, правописания и сложения давались ему с огромным трудом. Зато экзамен в старший класс Школы изящных искусств в Барселоне, на который у других уходил месяц, 14-летний Пабло сдал за один день.
Пабло Пикассо
Дети Вундеркинды 21 века
Акрит Пран Ясвал
Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию — ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.
В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.
Дети Вундеркинды 21 века
Джейкоб
Родился в 1999 году. Джейкоб – это американский математик. Когда мальчику было два года, у него была диагностирована тяжелая форма аутизма. Врачи говорили, что мальчик может не научиться разговаривать, читать, выполнять простейшие ежедневные действия и даже, что у него могут развиться трудности с обслуживанием себя.
Однако, все пошло не так, как предсказывали врачи. Через год, мальчик уже рассказывал алфавит в прямом и обратном порядке. Более того, в возрасте трех лет, во время визита в планетарий, Джейкоб рассказал гиду о том, почему спутники Марса такой странной формы.
В возрасте 10 лет он поступил в университет Перью в Индианаполисе (Indiana University-Purdue University Indianapolis). Во время работы над своей ученой степенью он утверждал, что однажды в один прекрасный день он сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна.
В настоящее время он занят работой над докторской диссертацией в квантовой физике.
Дети Вундеркинды 21 века
Таниш является самым молодым членом организации Mensa , в которую он вступил в возрасте 4 лет. Гениальность мальчика была уже видна, когда малышу едва исполнилось 4 месяца, и он стал просматривать детские книги, при этом правильно отвечая на вопросы по тексту.
Получив членство в Mensa, он набрал рекордные 99,9 баллов во время IQ-тестирования. В пять лет он окончил математические курсы по образовательной программе Стэндфордского университета для одаренной молодежи, пройдя все уровни всего за шесть месяцев (обучение, как правило, длится с детского сада и до 5 класса школы).
В шесть лет он уже занимается на университетских курсах, практически на отлично сдает экзамены, и является самым молодым членом сообщества Phi Theta Kappa Honor Society (престижное сообщество, подобное Mensa). С тех пор он регулярно публикует эссе на сайте НАСА.
Таниш
ОДАРЕННЫЕ МОТИВИРОВАННЫЕ.
Это дети, которые хотят усваивать материал. Учатся по обычной программе ,
но с большим энтуазизмом
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо
важная задача обучения одарённых и положительно мотивированных детей. Ребенок хочет усваивать, и школа ему
предлагает усваивать эти знания.
СПОСОБНЫЕ ОДАРЕНЫЕ ДЕТИ:
Преуспевают за счет общего умственного превосходства ( так называемые настоящие отличники). Легко усваивают материал, меняется программа, и ребенок под эту программу легко под эти условия подстраивается.
ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТИ:
Творческий ребенок – не тот, кто усваивает чужое , а тот, кто создает свое.Такие дети создают свое произведение, искусство. (пишут стихи, сочиняют музыку, доказывают теоремы).
Здесь цель мин для дошкольного учреждения, и для школ – поддерживать в ребенке это творчество.
Обеспечить принятие творчества
Обеспечить материально-информационные условия
Скорректировать неблагоприятные факторы развития
Мах- продолжать дальше развивать творчество в ребенке.
посредством технологии проблемного диалога
ОДАРЕННЫЕ МОТИВИРОВАННЫЕ.
Это дети, которые хотят усваивать материал. Учатся по обычной программе ,
но с большим энтуазизмом.
Задача педагога:
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо
важная задача обучения одарённых и положительно мотивированных детей. Ребенок хочет усваивать, и дошкольное образование
предлагает усваивать эти знания.
СПОСОБНЫЕ ОДАРЕНЫЕ ДЕТИ:
Преуспевают за счет общего умственного превосходства ( так называемые настоящие отличники). Легко усваивают материал, меняется программа, и ребенок под эту программу легко под эти условия подстраивается.
Творческие дети
Творческий ребенок– не тот, кто усваивает чужое , а тот, кто создает свое.Такие дети создают свое произведение, искусство. (пишут стихи, сочиняют музыку, доказывают теоремы).
Здесьцель миндля дошкольного учреждения, и для школ – поддерживать в ребенке это творчество.
Обеспечить принятие творчества
Обеспечить материально-информационные условия
Скорректировать неблагоприятные факторы развития
Мах-продолжать дальше развивать творчество в ребенке.
посредством технологии проблемного диалога
Множественность концепций одаренность
Сущность
Вундеркинды
Диагностика
Обучение и воспитание
Опережающий темп
Мотивированные
Ускорение
развития
Яркие достижения
Спец. программа
Хотят усваивать
Способные
Могут усваивать
Творческие
Обычная программа
Создают своё
Содержание
Мин: поддерживать творчество
Мах: развивать творчество
Можно ли работать образовательном учреждении в рамках всех 4 концепций?
Если мы с вами наберем группу детей в одну большую комнату, и будем за ними наблюдать в течении недели. Сможем ли мы с вами взять и увидеть в них способность – как одаренность.
Наверно можем, так как не всегда они были и будут ими ( именно одаренными). Почему же?
В детском возрасте одаренность может не прорезать и только к юношеским годам она может воплотиться в реальность.
Следовательно, у великих людей во взрослой жизни, что является – это достижение. А что мы достигает –продуктэто и есть творчество
Творческая концепция
Микеланджело Б
Прокофьев С. С
Альберт Энштейн
Творческая концепция
Творчество – деятельность, результатом которой
является создание духовных и материальных ценностей.
Сверходареные – 1 на 10.000 тыс
Высоко одаренные – 2 -3 %
Одаренные 15-25%
Концепция творческих идей
А.М. Матюшкин
Алексей Михайлович Матюшкин , доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования .
согласно данной концепции одаренность – это творческий тип развития, источником явялется высокий творческий потенциал ( генетика), движущей силой – собственная развивающая творческая деятельность и результатом – развитие всей психики в целом, включая творческие способности.
Творчество – (словаря) – деятельность, результатом которого является новый и ценный продукт.
Творчество- важно, значимо, ценно.
Творчество - продукт
Новый Ценный
научное ( открытие новых знаний;
Свое видение мира)
ТворчествоХудожественное (литература, прикладное
изобразительное искусство)
техническое ( изобретение механизмов)
педагогическое ( мтодика занятия)
научное ( открытие новых знаний;
Свое видение мира)
Художественное (литература,
Творчество прикладное
изобразительное искусство)
техническое ( изобретение механизмов)
педагогическое ( методика занятия)
Этапы творчества:
1)Ученые наталкиваются на противоречия, удивляются и задают сами себе вопрос. Это первый этап постановка проблемы.
2)Ученые выдвигают и проверяет гипотезы и открывают новые знания. Это второй этап и называется он поиск решений.
3)Но мысль в голове исследователя по образному выражению ( по Матюшкину) рождается голенькой и понятной ему одному. Третий этап выражение – продукт знаний.
4)Ученые пишут книги, сочиняют рассказы, произведении и это и есть продукт. Этот этап называется реализация продукта.
С помощью этих 4 этапов ребенок может освоить урок с техникой проблемного диалога как средство реализации ФГОС ОО».
ПРИМЕР
ПОИСКОВЫЙ ОТ 0-3 ЛЕТ(ПОИСК ЛЮБЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПЕРВИЧНЫЕ ЗНАНИЯ О МИРЕ);
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА И ПРОБЛЕМЫ3-6 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ);
ПОИСК РЕШЕНИЯ6-10 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ);
КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ10-12 ЛЕТ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ);
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 12-15 ЛЕТ(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ, ЗАПИСЫВАЕТ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА);
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ15 ЛЕТ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ВУЗА, СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕТЬ ИЛИ НЕТ, ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ СЕБЯ.)
Одаренный ребенок
Стремится узнать и для это узнавание – является чувством радости.
Нормальный ребенок
Он воспринимает как угрозу
получает удовольствие от результата познания
Волнует результат
Если он понимает, что данную ситуацию принимает и сознает что у него не получается.
Происходит стрессовая ситуация , неудачи
Отдает приоритет содержанию деятельности
Ребенок постоянно выполняет сложную деятельность, и в какой-то момент у него не получается у него будет стимул выполнить данное задание еще лучше и приступить к более сложному. Тоже нужно хвалить, но необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач.
Важен результат и отметка
Ребенку будет сложно сделать данное задание, и при неудачи он не сможет его выполнить, и к более сложному он даже не станет приступать. Такого ребенка обязательно нужно хвалить, давать положительное стимулирование.
ориентируясь на свое мнение
мнение большинства
От простого к сложному выполняет задания
Собранный вариант, добавит немного свое, но уже сделанную концепцию
Формы работы с одаренными детьми
1.Урочная деятельность (уроки по предметам)
2. Театрализованные праздники.
3. Олимпиады по различным предметам.
.
В урочной деятельности
используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение,
работа в малых группах,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации), задания творческого и нестандартного характера.
Также в учебной работе используются словари, детскиеэнциклопедии, справочники, Интернет.
Урочная и внеурочная работа
должна строиться таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В течение года проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствуются групповые формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.
Во внеклассной работе
используются КТД (коллективно-творческое дело), позволяющие развивать в детях организаторские способности. Многие ребята помогают в организации классных мероприятий. В конце учебного года подводятся итоги достижений учащихся, составляется рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во всех соревнованиях и конкурсах, включая эстетические, художественные, спортивные, личностные. На школьной конференции в конце года отмечаются успехи и достижения учащихся, вручаются грамоты и дипломы.
Интервью Мельниковой Е.Л.
Список качеств учителя – это список добродетелей человечества».
Роль педагога в работе с одаренными детьми
Работа с одаренными детьмиреализуется через образовательную деятельность занятий, уроков.Проектирование есть универсальное умение , которым должны в той или иной мере овладеть все дети. И здесь уже большая роль отводится педагогу, который должен найти золотую середину, оптимизировать процесс.
В одном интервью Мельникова Е.Л , ссылаясь на философов, сказала. «Список качеств учителя – это список добродетелей человечества».
Для развития одаренных детей и поддержания их ценности необходимо два качества:
Педагог должен хотеть помочь одаренным детям:
Учитель должен понимать как это сделать ( знать технологию). Если он хочет, он обязательно этому научиться.
Следовательно педагог должен занимать самую активную позицию.
Именно проблемное обучение – обучение для одаренных детей. Именно в нем можно обнаружить как открывать знания вместе с учениками, детьми
Проблемное обучение – обучение для одаренных детей
Технология проблемного обучения
система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению
проблема
сложный вопрос,
задача, требующая решения, исследования
проблемная ситуация
осознанное субъектом затруднение, противоречие, пути преодоления которого надо искать
методы
-проблемное изложение,
-эвристический,
-поисковый,
-исследовательский
способы создания проблемной ситуации
-столкновение с явлениями, фактами, которые требуют теоретического объяснения;
-побуждение к выбору из противоречивых фактов, обоснование выбора;
-побуждение к самостоятельному сравнению, сопоставлению фактов, явлений, выдвижению гипотез