Просмотр содержимого документа
«Презентация Психология детей с нарушением речи»
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Психология детей с нарушением речи
Выполнила: студентка 616 гр.
Торопыгина Л.Ю .
Содержание
Понятие речевого нарушения;
Классификация нарушений речи;
Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями;
Система логопедической помощи;
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Понятие речевого нарушения
Нарушение речи — термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения
Классификация нарушения речи
Речевые нарушения у детей рассматриваются в различных формах:
Нарушения устной речи
афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
брадилалия — патологически замедленный темп речи,
тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:
Нарушения письменной речи
алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения,
афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Система логопедической помощи
Логопедическая помощь детям осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа и т.д.
В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары, специализированных центрах медицинских институтов и детские санатории, сурдологические кабинеты и т.д.
В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей.
Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
В процессе обучения и воспитания необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций.
Для максимального результата, рекомендуется использовать различные игры, индивидуальные и групповые.
Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.
В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: • моторное развитие; • восприятие; • внимание и память; • формирование пространственных представлений; • критичность, контроль, программирование психической деятельности; • развитие мышления.
Упражнения для детей с нарушением речи
Знаменитости страдающие с детства нарушениями речи