kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку по логопедии по теме "Заикание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Тема: Заикание у детей, его распространенность. Невротический  вид заикания.

Цели:

- дать представление о видах заикания, причинах его возникновения и  проявлениях;

- учить формулировать цели урока

-учить решать проблемные ситуационные задачи

- продолжать формировать умение воспринимать и осмысливать знания, обосновывать свои суждения

- развивать речь учащихся

- развивать навыки рефлексивной, оценочной деятельности студентов

- развивать умение анализировать материал, выбирать главное, делать выводы;

- установить взаимосвязь изучаемого теоретического материала с практической деятельностью воспитателя;

- воспитывать гуманное отношение к детям как одно из главных профессиональных качеств воспитателя.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Форма: лекция

Учебно-методическое обеспечение урока:

- видеоматериал «Азбука здоровья – о заикании»

-мультимедийная презентация «Заикание у детей, его распространенность. Невротический вид заикания»

- ноутбук, проектор

- телевизор, видеоаппаратура

- видеоматериалы «Речь заикающегося ребенка»

- текст «Исповедь заикающегося»

- Вопросы к анализу фрагмента фильма «Речь заикающегося ребенка»

- Вопросы к анализу текста «Исповедь заикающегося»

Межпредметные связи:

дошкольная педагогика и психология; анатомия; специальная (коррекционная) дошкольная педагогика и психология; детская невропатология и психопатология.

Внутрипредметные связи:

Понятия - речь, нарушения речи, патология, этиология, классификация нарушений речи. Ход урока:

1 Организационная часть.

2. Постановка целей и задач по изучению нового материала.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

          Вопросы: - Определение «речь»

                           - Какие классификации речи существуют?

                           - Кто авторы классификаций?

- Предложить студентам для обсуждения проблемную ситуационную задачу.

  1. О каком нарушении идет речь в данной ситуации?
  2. По каким признакам вы определили, что это заикание?
  3. А как еще может проявляться заикание?
  4. Какие виды заикания существуют?
  5. Вы можете определить вид заикания у данного ребенка?
  6. Каковы причины, вызвавшие данное состояние?
  7. А что еще может вызвать заикание у детей?
  8. Можно ли  устранить заикание?

- Предложить студентам сформулировать проблему исходя из ответов студентов.

4. Изучение нового материала:

                                     План:

  1. Распространенность заикания (видеоматериал «Азбука здоровья – о заикании»)
  2. Понятие «заикание».

                 - Определение «заикание» согласно клинико-педагогической классификации                    

                 -Определение «заикание» согласно психолого-педагогической классификации

  1. Виды заикания.
  2. Невротический вид заикания, его причины
  3. Невротический вид заикания, его проявления.

5.Закрепление вновь изученного материала:

          - в ходе объяснения нового материала – анализ фрагмента фильма «Речь заикающегося ребенка» по предложенным вопросам;

- по завершении изложения нового материала - анализ текста «Исповедь заикающегося» по предложенным вопросам.

6. Обсуждение (определение целей урока) и подведение итогов.

7. Домашнее задание:

    -  учить материал лекции;

    - Используя дополнительную литературу, подобрать и оформить материал для организации работы с родителями по коррекции и предупреждению нарушений темпа речи  у детей

    - подобрать и оформить материал для родительского уголка «Роль семьи в преодолении и предупреждении заикания у детей».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по логопедии по теме "Заикание" »

ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ

ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ

Заикание – это нарушение  темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Виды заикания   По этиологическому признаку выделяют 4 основных вида заикания.

Виды заикания

По этиологическому признаку выделяют 4 основных вида заикания.

  • Невротическое (функциональное)
  • Неврозоподобное (органическое)
  • Заикание на фоне психопатии или психопатологического развития личности
  • Заикание на фоне психического заболевания (шизофрения, эпилепсия)
Этиология заикания

Этиология заикания

  • Биологические причины - носят только предрасполагающий характер
  • Социальные причины - могут быть предрасполагающими и непосредственно вызывающими заикание.
Биологические причины

Биологические причины

  • Передается по наследству не само заикание, а тип ВНД, т.е. конституциональная предрасположенность к заиканию
  • Дети отличаются особенностями Н.С. такими как повышенная чувствительность, внушаемость, впечатлительность, эмоциональная лабильность. Иногда могут наблюдаться признаки детской нервности.
  • У таких детей чаще всего холерический или меланхолический тип темперамента.
Ребенок с чертами холерика

Ребенок с чертами холерика

  • обладает крайней неуравновешенностью
  • часто меняет настроение, вид деятельности
  • двигательно беспокоен, торопится
  • неорганизован в поведении и речи - стремится быстро ходить, писать, говорить, читать.
Ребенок с чертами меланхолика гиперчувствителен восприимчив к разного рода неблагоприятным факторам слезлив, склонен к глубоким и долгим переживаниям подвержен страхам Часто отмечается тревожность, мнительность, боязливость у одного или у обоих родителей, которые неосознанно, эмоционально подпитывают такие же черты в ребенке

Ребенок с чертами меланхолика

  • гиперчувствителен
  • восприимчив к разного рода неблагоприятным факторам
  • слезлив, склонен к глубоким и долгим переживаниям
  • подвержен страхам

Часто отмечается тревожность, мнительность, боязливость у одного или у обоих родителей, которые неосознанно, эмоционально подпитывают такие же черты в ребенке

социальные причины Предрасполагающие факторы : дефицит общения гипер- или гипоопека в семье  непосильная речевая нагрузка неправильное речевое окружение – индуцированное заикание  - дисгармония семейных отношений  - неблагополучная семья

социальные причины

Предрасполагающие факторы :

  • дефицит общения
  • гипер- или гипоопека в семье
  • непосильная речевая нагрузка
  • неправильное речевое окружение – индуцированное заикание

- дисгармония семейных отношений

- неблагополучная семья

социальные причины непосредственно вызывающие заикание :

социальные причины

непосредственно вызывающие заикание :

  • острая психотравма, испуг
  • пожар, взрывы, гроза
  • зрелищные мероприятия
  • физические травмы
  • медицинские манипуляции
  • просмотр видеофильмов «ужастиков», рассказывание «страшилок»
  • травма в результате дидактогении
дидактогения (греч. didaktikos поучительный  + genesis происхождение)  вид психогении; заболевание, обусловленное неосторожным, нетактичным поведением, высказыванием, поступком педагога (воспитателя, тренера) неблагоприятно воздействующим на психику воспитанника, учащегося

дидактогения

(греч. didaktikos поучительный

+ genesis происхождение)

вид психогении; заболевание, обусловленное неосторожным, нетактичным поведением, высказыванием, поступком педагога (воспитателя, тренера) неблагоприятно воздействующим на психику воспитанника, учащегося

Невротический вид заикания Проявление заикания  Возникает иногда внезапно, а иногда  постепенно  Периодически заикание то ослабевает,  то усиливается  Основным внешним признаком являются судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном отделах речевого аппарата Типы судорог: - клонические - тонические - смешанные

Невротический вид заикания Проявление заикания

  • Возникает иногда внезапно, а иногда постепенно
  • Периодически заикание то ослабевает,

то усиливается

  • Основным внешним признаком

являются судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном отделах речевого аппарата

Типы судорог:

- клонические

- тонические

- смешанные

Сопутствующие движения – это судорожные явления в различных группах мышц неречевой мускулатуры  Непроизвольные (синкинезии) - раздувание крыльев носа, моргание, поднимание бровей, надувание щек, закатывание глаз, вытягивание губ трубочкой, кивание головой, откидывание головы, различные тики Произвольные
  • Сопутствующие движения – это судорожные явления в различных группах мышц неречевой мускулатуры
  • Непроизвольные (синкинезии) - раздувание крыльев носа, моргание, поднимание бровей, надувание щек, закатывание глаз, вытягивание губ трубочкой, кивание головой, откидывание головы, различные тики
  • Произвольные движения рук, ног, туловища: сжимание рук или предмета, дирижирование, растопыривания пальцев, держание рук за спиной, поднимание на носки, раскачивания
речевые уловки -  эмболофразия – включение в речь лишних (сорных) по смыслу звуков, слогов и слов («ну», «вот», «это самое», «как это», «эээээ», «ш-ш-ш», «вот так», «а-а-а») вегетативные реакции : -повышенная потливость, особенно ладоней, подмышек -побледнение или покраснение кожи, багровые пятна - учащение пульса, сердцебиение - дрожь - ощущение скованности, «ком в груди»; «ком в горле»; «обруч на груди» - похолодание конечностей и т.п. логофобия
  • речевые уловки - эмболофразия – включение в речь лишних (сорных) по смыслу звуков, слогов и слов («ну», «вот», «это самое», «как это», «эээээ», «ш-ш-ш», «вот так», «а-а-а»)
  • вегетативные реакции :

-повышенная потливость, особенно ладоней, подмышек

-побледнение или покраснение кожи, багровые пятна

- учащение пульса, сердцебиение

- дрожь

- ощущение скованности, «ком в груди»; «ком в горле»; «обруч на груди»

- похолодание конечностей и т.п.

  • логофобия – навязчивый страх речи
Вопросы к анализу фрагмента фильма  «Речь заикающегося ребенка»   Определите тип судорог. Определите, имеются ли у ребенка  - сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные) -речевые уловки (эмболофразии) -торопливость, скороговорение

Вопросы к анализу фрагмента фильма «Речь заикающегося ребенка»

  • Определите тип судорог.
  • Определите, имеются ли у ребенка

- сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные)

-речевые уловки (эмболофразии)

-торопливость, скороговорение

Вопросы к анализу текста  «Исповедь заикающегося»

Вопросы к анализу текста «Исповедь заикающегося»

  • 1.Каковы причины заикания?
  • 2.Какие коммуникативные ситуации являются стрессовыми?
  • 3.Какие факторы влияют на проявление заикания, усиливают его?
  • 4.Имеется ли логофобия, чем проявляется?
  • 5.Имеются ли вегетативные реакции и чем проявляются?
  • 6.Какие особенности нервной системы можно выделить?
  • 7.Какова тактика педагогов в общении с заикающимся?
  • 8.Каков вид заикания?
Домашнее задание: Учить материал лекции. Повторить: Классификация звуков русского языка Самостоятельная работа. «Роль семьи и образовательного учреждения в преодолении и предупреждении заикания и нарушений темпа речи».  Используя дополнительную литературу, подобрать и оформить материалы для организации работы с родителями.

Домашнее задание:

  • Учить материал лекции.
  • Повторить: Классификация звуков русского языка
  • Самостоятельная работа.

«Роль семьи и образовательного учреждения в преодолении и предупреждении заикания и нарушений темпа речи».

Используя дополнительную литературу, подобрать и оформить материалы для организации работы с родителями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы к уроку по логопедии по теме "Заикание"

Автор: Шапошникова Ольга Константиновна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства