Просмотр содержимого документа
«Презентация "Познавательно- исследовательская деятельность как средство развития интереса к окружающему миру у детей дошкольного возраста"»
Презентация по теме самообразования«Познавательно - исследовательская деятельность как средство развития интереса к окружающему миру у детей дошкольного возраста».
Подготовила :
воспитатель
МДОУ «Ясли -сад №279 г. Донецка»
Черножукова Людмила Алексеевна
Что слышу – забываю, что вижу – я помню, что я делаю понимаю. Конфуций
Люди,научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. А.Тимирязев
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Л.С.Выготский.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Н.Н. Поддьяков
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий…
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Необходимо подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности, воображения, формированию устойчивых познавательных интересов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Теоретические аспекты
Познавательный интерес -это всегда избирательная направленность действий человека, узнать как можно больше о том, что его окружает, перерастающая в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.
Познавательный интерес
Любознательность
Любопытств о
Условия развития познавательных интересов
Развитие творческих задатков
Начальные знания о себе и мире
Природная любознательность
Индивидуальные особенности
Мотивация
Цель: - создание оптимальных условия для развитияпознавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально –личностного, творческого развития;объединение усилий педагогов и родителейдля развития познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;-создать условия для поддержания познавательной активности детей;-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,любознательность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному исследованию.
МОНИТОРИНГ ПО МЕТОДИКАМ«Познавательно-исследовательская деятельностькак средство развития интереса к окружающемумиру у детей дошкольного возраста»Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).Цель: методика исследует предпочитаемыйвид деятельности, выявляет местодетского экспериментированияв предпочтениях детей.
Вывод: Сравнительная диаграмма показывает явный рост детей к эксперименту как одному из составляющих познавательной деятельности.
Дети не только увлекаются процессом, но и ставят цель, создают условия и способы ее реализации, обсуждают достигнутый результат. Важным этапом в выборе деятельности остается мотивация педагога.
Методика «Вопрошайка» ( М. Б. Шумакова)Цель: Изучение познавательнойактивности ребенка-дошкольника,умения задавать вопросы.
Вывод:на начало учебного года
большинство детей проявляли
Незначительную любознательность,
достаточно низкую познавательную
активность и интерес.
Вопросы, задаваемее детьми, носили
устанавливающий и определительный
характер.
На январь 2021 года значительно
повысились критерии мониторинга:
помимо устанавливающих и
определительных вопросов, дети стали задаватьпричинные вопросы–относящиеся кпознаниювзаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений,а так же вопросы-гипотезы, выражающие предположения . Таким образом, познавательная активность детей старшей группы, имеет достаточно высокий уровень, 2 ребенка нуждаются в дополнительной работе. Их показатели занижены из-за слабой речевой активности.
Методика изучения познавательных действий дошкольников «Какие предметы спрятаны в рисунках?»(Немов Р. С.)
Цель: диагностика познавательных способностей .
Вывод: Таким образом, результаты диагностического обследования развития познавательных способностей, показывают рост уровня познавательных действий, а в целом оказывают положительную динамику на развитие познавательно-исследовательской деятельности, так как являются одной из составляющих.
Создали экспериментальную лабораторию, подобрали дидактический и практический материал
Работа с детьми
Работа с родителями
Результат
Диаграмма развития
познавательно - исследовательской деятельности
Рост познавательно-исследовательской деятельности связан с развитием познавательного интереса и познавательных действий. Дети стали активнее, инициативнее, проявляют творчество, желание искать способы решения проблемных ситуаций. Они активно учатся видеть мир в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Все это говорит о предпосылках успешно зарождающейся учебной деятельности.