Тема по самообразованию: «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность выбора темы: Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.
Впервые, с этим видом изобразительной деятельности, я познакомилась в программе И.А. Лыковой « Разноцветные ладошки».
Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка, а именно руки детей подготавливаются к овладению учебным и трудовым умениям и навыкам.
К тому же пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными мате-риалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством вос-питателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с детства, мною был организован кружок художественной направленности “Волшебный пластилин”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение кружка “Волшебный пластилин” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Для составления перспективного плана были использованы пособия Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Проблема речи, которая встает в детских садах, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики.
Родители сегодня не проявляют интерес к изодеятельности. Это подтверждается данными анкеты – 25%. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.
Каждое занятие содержит не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Гипотеза. Сотрудничество воспитателя и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и взрослого.
Предполагаю, что:
• разовьется творческий потенциал детей;
• дети получат радость от общения друг с другом в совместной деятельности;
• дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
• сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
• родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.
Задачи:
1. Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с пластилином.
2. Развивать творческие способности, воображение детей.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
5. Вовлечь детей в совместную творческую деятельность.
Участники проекта: дети старшей возрастной группы, воспитатель.
Тип проекта: долгосрочный (с 01.10.2014 г. по 20.05.2015 г.).
Направление: художественно-эстетическое.
Этапы:
1. Подготовительный (с 01.10.2014 г. по 01.11.2014 г.).
Диагностика детей, создание условий для реализации проекта.
2. Основной (с 01.11.2014 г. по 20.05.2015г.).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3. Итоговый (с 21.05.2015 г. по 15.06.2014 г.).
Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики). Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материала проекта, презентация проекта с детскими работами.