Просмотр содержимого документа
«Презентация для воспитателей детского сада "Мы за чистый город""»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 296 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Долгосрочный проект«Мы за чистый город!»
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Актуальность проблемы:
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Башкортостан – это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми. Сложившиеся веками традиции, обычаи и быт башкир способствовали сохранению уникального природного богатства Башкортостана. Культ природы прослеживается в древнем башкирском эпосе «Урал-батыр», где герой, мечтая о счастье своего народа, бился со злыми силами за живую воду, которая должна была принести земле башкир бессмертие. Все это очень символично. Природа Башкортостана – колыбель башкирской нации, естественная основа жизни людей.
Но современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира. Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического воспитания детей. То, что человек наносит вред природе – наносит вред и самому себе.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Девиз проекта: "Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!"
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- родители;
Вид проекта: долгосрочный с сентября по май 2016-2017г.г..
Тип проекта: исследовательско-познавательный
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы, заботу о чистоте города.
Задачи проекта:
* создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного проекта;
* формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
* воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
* прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
* развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
* формировать предпосылки поисковой деятельности у детей;
* развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
* организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
* воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
* формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
* создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
* развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений .
Продукты проекта:
Стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, экспериментально - исследовательские работы, схемы, выставки, конкурсы, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, экологические сказки, художественная литература, экологические развлечения, досуги, праздники, комнатные цветы, коллекции, экологические акции, лабораторные или опытнические зоны в группах.
Этапы проекта:
1этап — подготовительный : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2 этап— практическая деятельность : формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап— обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Формы работы по реализации проекта:
* Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
* Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
* Познавательное чтение;
* «Уроки доброты»;
* Конкурсы и викторины, КВН;
* Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
* Лаборатория (опыты и эксперименты);
* Выпуск экологический газеты;
* День (неделя) «Волшебная экология души»;
* Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия.
* Эколого-познавательные праздники и развлечения.
План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7лет.
Акция: "Мой дом - моя планета"(сентябрь-октябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№
1
п/п
Этапы акции
Экологическая тревога. Много мусора на улицах города.
2
Совместная деятельность педагога с детьми
Экологические знаки.
Решение проблемных ситуации: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.
3
Взаимодействие
с семьей
Трудовой десант "Посадка саженцев деревьев в чистом дворе"
Экологическая тропа.
Чтение О.Солопова "Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу"
4
Просмотр и обсуждение презентаций.
Экологическая газета.
Составление презентаций знаков для детей.
Викторина "Чистюля"
Фото сессия на тропе.
Рисование листовок к пословицам и поговоркам.
Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
Акция: "Столовая для пернатых"(октябрь-ноябрь)
Цель : развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№
п/п
1
Этапы акции
Экологическая тревога.
Совместная деятельность педагога с детьми
2
Птицы голодают.
Взаимодействие
Экологические знаки.
Решение проблемных ситуаций.
3
Конкурс кормушек.
Экологическая тропа.
с семьей
Создание книги "Птицы нашего края".
4
Экологическая газета.
Зеленый патруль.
Изготовление памяток-листовок "Покормите птиц зимой". Распространение среди соседей.
Составление презентаций о птицах.
Викторины.
Рисование плана-схемы экологической тропы моей семьи для газеты.
Разучивание стихов о птицах.
Конкурс "Экологическая тропа моей семьи". остановка "птичий домик". Подборка стихов "Покормите птиц зимой".
Экскурсии.
Акция: «Ёлочка - хозяйка леса»(декабрь).
Цель : обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
№
п/п
Этапы акции
1
Экологическая тревога.
Совместная деятельность педагога с детьми
2
Ель просит защиты.
3
Экологические знаки.
Получение из леса посылки.
Взаимодействие
Выпуск листовок и распространение в микрорайоне.
Экологическая тропа.
с семьей
Рисование запрещающих знаков для презентаций.
4
Презентация "Елочка - хозяйка леса".
Украшение елей красными ленточками. Цикл наблюдений за елью.
Экологическая газета.
Установление знаков на экологической тропе.
"Спасаем лес - сохраняем планету".
Сочинение "Как мы спасали ель".
Презентация "Новогодняя ель на экологической тропе семьи".
Акция «Земля - голубая планета»(февраль-март).
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№
п/п
Этапы акции
1
Экологическая тревога.
Совместная деятельность педагога с детьми
2
Ель просит защиты.
3
Экологические знаки.
Просмотр документальных фильмов о воде.
Взаимодействие
Экологическая тропа.
Организация медиотеки "Вода вокруг нас".
с семьей
Закладка для книг "Помни о воде".
4
"Поделись опытом" - семейный патруль.
Исследовательская деятельность "Вода в природе". Развивающие игры с капелькой воды.
Экологическая газета.
Составление картотеки игр о воде. Презентация водоемов на семейной экологической тропе.