Просмотр содержимого документа
«"Опыто- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"»
«Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
Подготовила работу
воспитатель подготовительной группы
Шаронова Э.В
Актуальность Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»(ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, углублять представление о живой и неживой природе, явлениях и объектах окружающего мира. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Задачи:
Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью.
Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Методы:
Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
Наблюдения за объектом.
Просмотр иллюстраций.
Беседа с элементами дискуссии.
Познавательный рассказ воспитателя.
Чтение художественной литературы.
Проведение опыта, эксперимента.
На 6-м - 7-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнают о свойствах магнита и увеличительного стекла.
На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы поместили лук в баночку с водой, подумайте, каким он будет через 10 дней".
Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: - специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; - совместная деятельность педагога с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей.
Структура детского экспериментирования:
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
формулирование выводов
Методическая литература, картотеки опытно-экспериментальной деятельности, схемы используемые в работе с детьми.
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» А.И. Иванова «Человек» естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду
А.И. Иванова «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
Т.Н. Вострухина Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет
М. Яковлева «Весёлые научные опыты для детей и взрослых»
Энциклопедия любознательных «Отчего и почему
О. Масленникова А. Филиппенко
Экологические проекты в детском саду»
О.В. Бебякова
Познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе
Волшебная вода
Правила безопасности
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В.А. Сухомлинский.