«Музыкальное развлечение как форма организация музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ»
«Музыкальное развлечение как форма организация музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ»
В работе представлены теоретические и практические аспекты организации музыкальных развлечений в дошкольной организации. Представлен хронометраж количества песен, стихов, хороводов, танцев для проведения праздника в разных возрастных группах. Предложены методические рекомендации по организации и проведению музыкального развлечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Музыкальное развлечение как форма организация музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 395 города Донецка»
«Музыкальное развлечение как форма организация
музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
в ДОУ»
Винник Наталья Владимировна музыкальный руководитель
Донецк, 2022 г.
Актуальность исследования . Исходя из нормативных документов Закона «Об образовании Донецкой Народной Республики», Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики», Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Именно, участие ребенка в музыкальных развлечениях ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
В современном обществе у детей дошкольного возраста теряется интерес к произведениям музыкального искусства, как народным, так и классическим, и перед дошкольной организацией стоит задача приобщить детей к музыкальному творчеству, национальной народной культуре. Грамотное использование музыкальных развлечений в детском саду влияет на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Анализ литературы показал, что над данной проблемой работали многие ученые, психологи: В.С. Выгодский, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, И.А. Буренина, Л.Н. Виноградова, Т.Ф. Коренева. Проблема достаточно изучена, но остается актуальной.
Цель работы: обосновать эффективность использования музыкального развлечения как формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования «Музыкальное развлечение как форма организация музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ»;
проанализировать данную проблему;
разработать методический инструментарий – рекомендации по организации и проведению музыкальных развлечений в ДОУ;
определить возможности развлечений в развитии у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке;
определить обогащение воспитательных систем, реализуемых при проведении развлечений в дошкольных образовательных учреждениях.
проверить эффективность использования разработанного методического инструментария – рекомендаций по организации и проведению музыкальных развлечений в ДОУ.
В первом разделе раскрыты теоретические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста.
Определено влияние музыкальных развлечений на развитие творческих способностей дошкольников. Ведь основная цель развлечений – обогатить ребёнка новыми музыкальными впечатлениями, переживаниями, позабавить его, углубить интерес к музыке, научить понимать прекрасное, закрепить пройденный материал и на основе приобретённых навыков и умений развить музыкально-творческие способности.
Музыка является одним из важнейших средств воспитание духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий – это проблема сегодняшнего дня. В дошкольных учреждениях практически еженедельно следует проводить развлечения. Тематика развлечений зачастую носит случайный характер. Авторы Л.Н. Виноградова, Т.Ф. Коренева пишут: «Необходимо, чтобы музыкальные занятия носили характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам». Как показала, практика великих педагогов-исследователей систематическое проведение развлечений на различные темы вызывает у детей активный интерес к музыке. Способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, активно развивает музыкальные способности и как следствие повышает музыкальную культуру ребёнка дошкольного возраста.
Формы организации праздников и развлечений
по А. Бурениной.
В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.
А. Буренина рассматривает четыре различных формы организации праздничных утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.
Первая форма условно названа «затейничество» .
Вторая форма – «концерт самодеятельности» .
Третья форма – «театрализованное представление».
Четвертая форма – «фольклорный, обрядовый праздник» .
Все четыре формы организации детских утренников – затейничество, концерт, театрализованное представление и обрядовый праздник, отличаются не только по форме, но и по содержанию, методике работы с детьми.
Автор А. Буренина советует к придумыванию игровых сюжетов можно, и нужно привлекать детей, а иногда и их родителей, и таким образом весь процесс – от замысла до его реализации – превращается в совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
Во втором разделе раскрыты практические аспекты организации музыкальных развлечений в ДОУ. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению развлечений с детьми дошкольного возраста. Подготовке развлечений и праздников в дошкольной организации уделяется огромное внимание. От написания сценария до выбора ведущего и музыкального репертуара – все должно быть тщательно продумано.
1. Сценарий – это подробная музыкально-литературная разработка.
2. Ведущим должен быть педагог, обладающий музыкальностью, артистичностью.
3. Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения.
4. Ответственное отношение к подготовка атрибутов и угощения на развлечениях.
5. Во время организации музыкальных развлечений учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Примерный хронометраж количества произведений для одного праздника, развлечения:
Младшая группа: 2-3 песни общие; 2 танца общих; 1 игра общая; аттракционы; 2 стихотворения (индивидуальных).
Средняя группа : 2-3 песни общие; 1 ансамбль; 2 танца общих; 1 танец для девочек; 1 танец для мальчиков: 1игра общая; аттракционы; 4 стихотворения (индивидуальных)
Старшая группа : песни: 1 общая в начале утренника, 1-2 в середине общая + 1 ансамбль или соло; танцы: 1 хоровод + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; игра музыкальная; аттракционы; оркестр на ДМИ; 6 стихотворений (индивидуальных)
Подготовительная к школе группа: песни: 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль; танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых; музыкальный игры - 2; оркестр на ДМИ; стихи индивидуальные - 8.
Компоненты праздничной культуры в ДОУ:
культура организации;
культура этикета;
культура слова;
культура движения;
культура игры;
культура пения;
культура костюма;
культура традиции и обычая;
Культура организации праздника:
1. художественное оформление зала;
2. музыкальное оформление праздника;
3. материально-техническое оснащение праздника;
4. соблюдение временных рамок начала, проведения и завершения праздника;
5. целесообразное расположение детей в зале в процессе проведения праздника;
6. взаимодействие педагогического персонала в процессе проведения утренника;
7. взаимодействие родителей и детей на празднике;
8. организация сюрпризного момента.
Культура вокального исполнительства:
1. Чистое интонирование.
2. Владение голосом.
3. Метроритмическая точность.
4. Эмоциональность.
5. Артистизм.
Культура музыкально-ритмических движений:
1. Пластика движений.
2. Синхронность движения.
3. Метроритмическое чувство.
4. Эмоциональность.
5. Артистизм.
Культура музыкально-игрового исполнительства:
Творческая свобода
Эмоциональность
Умение импровизировать
Культура художественного слова
Филологическая грамотность
Четкость произношения
Интонационная выразительность
Темповая и ритмическая ясность чтения
Динамическая подвижность
Эмоциональность художественного чтения
Культура костюма:
Эстетический вид костюма
Соответствие костюма образу персонажа
Комфортность костюма
Яркость и оригинальность костюма
Культура этикета:
Знание основ поведения на празднике
Умение управлять своими действиями в процессе праздника
Уместная реакция на непредвиденные ситуации в процессе проведения праздника
Культура традиции и обычая:
Знание традиций народов и использование их в сценарии праздников и Развлечений
Соблюдение этнических основ в процессе проведения праздника
Учет особенностей и толерантное отношение к народным обычаям и традициям
Выводы:
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов-практиков по данному вопросу можно сделать вывод, что подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью утверждать, музыкальные развлечения в дошкольной организации являются важной формой организации образовательного процесса, помогают создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.