Подготовке ребенка к школе в нашей стране не больше 15 лет. О проблеме готовности ребенка к школе впервые заговорили не педагоги или психологи, а врачи.
Подготовка ребенка к школе заключается в гармоничном его развитии, формировании у него необходимых умений и навыков, воспитании и особом игровом обучении, чтобы нагрузка и требования, с которыми он столкнется в школе, оказались для него посильными, чтобы ему легче было учиться писать, читать, осваивать школьные дисциплины. Но – самое главное – подготовка ребенка к школе призвана СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА.
Если ребенок не успевает в школе, не адаптируется к учебной ситуации, скорее всего это следствие его физической неготовности. Повышенная утомляемость, низкая работоспособность, частые простуды обусловлены физической, а не интеллектуальной неготовностью ребенка.
В связи с этой проблемой в МДОУ № 17 г. Белогорска мы провели обследование детей старшего дошкольного возраста, будущих выпускников и пришли к выводу, что 49% детей имеют хорошее физическое развитие и физическую готовность и 51% удовлетворительное физическое развитие и физическую готовность.
Поэтому мы поставили перед собой задачу - использовать различные формы и методы для повышения эффективности физической подготовки к обучению в школе в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В целях повышения эффективности намеченной работы был составлен совместно с медицинским работником перспективный план на период с октября по апрель, который предусматривал использование, как традиционных форм работы, так и новых, не традиционных. В содержание плана включили разделы: физкультурные занятия, двигательная активность, физкультурные развлечения и досуги, дополнительное образование, ЛФК, лечебно – оздоровительные мероприятия.
Вся работа по физическому воспитанию базируется на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Весь материал для проведения занятий был подобран с таким расчетом, чтобы он активизировал деятельность детей. Поэтому в целях повышения интереса детей к занятиям по физической культуре мы использовали разные виды занятий: по традиционной схеме; комплексные занятия; тематическое занятие; игровое занятие; сюжетно-игровое занятие; занятие по интересам детей; основанные на подвижных играх большой, средней и малой подвижности; занятия – соревнования; занятия – зачеты; самостоятельные занятия; занятия из серии «Валеология»; занятия – тренировки в основных видах движений; занятия прогулки – походы; ритмическая гимнастика.
Занятия по физической культуре проводились 3 раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе), с учетом уровня двигательной активности детей. Длительность занятий соответствовала возрастным нормам и физическому состоянию детей. Перерыв между физкультурными занятиями составлял не более 4 дней (включая выходные дни). Рекомендации по режиму двигательной активности ребенка формулировались на основе комплексной оценки его физического состояния, проводимой медицинским и педагогическим персоналом ДОУ. Допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний осуществлялся медработником с указанием особенностей его двигательного режима и рекомендациями по подбору упражнений.
Третье физкультурное занятие проводилось на открытом воздухе и обеспечивало выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Занятия на воздухе проводились при высокой двигательной активности детей. Общая физическая подготовка является главным направлением занятий на открытом воздухе, в их содержание включали ходьбу, длительный бег в медленном темпе, бег с преодолением препятствий, бег с изменением направления по сигналу, бег на скорость, общеразвивающие упражнения на месте и в движении, прыжки, метание на дальность и в цель, подвижные игры разной интенсивности, эстафеты. Продолжительность таких занятий соответствовала программным рекомендациям.
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения в различных формах: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, праздники и развлечения.
Важное место в проведении занятий отводилось физическим упражнениям, направленным на формирование правильной осанки, стопы, на укрепление опорно-двигательного аппарата, на развитие органов дыхания, на повышение двигательной активности детей. Для эффективного использования физических упражнений во время утренней гимнастики, физкультурных, самостоятельных занятий и других видов деятельности применялись различные предметы и снаряды, а так же нестандартное оборудование. Использование такого оборудования значительно повысило двигательную активность детей и интерес к физкультурным занятиям. Эмоциональную окрашенность физкультурных занятий усиливало музыкальное сопровождение, которое является дополнительным фактором, положительно влияющим на состояние здоровья детей. Музыкальное сопровождение способствует так же эстетическому воспитанию, повышению эмоционального состояния занимающихся. Поэтому музыка подбиралась тщательно и соответствовала поставленным задачам занятий.
На занятиях с использованием спортивных игр особое внимание уделялось усвоению простейших правил баскетбола, волейбола, футбола. Спортивные упражнения, используемые в спортивных играх являются начальным этапом ознакомления детей с «азбукой спорта». В процессе участия в спортивных играх использовался метод соперничества и сопереживания, вырабатывались такие качества как быстрота, выносливость, ловкость, сила и гибкость.
Подвижные игры на занятиях и между ними используются как элемент рациональной организации учебного процесса дошкольников. Максимальный оздоровительный эффект обеспечивается оптимальной моторной плотностью при умеренной физической и психической нагрузке. Основу содержания составляет пройденный материал учебной программы. Для занятий, основанных на подвижных играх, нами была создана большая картотека игр разной подвижности и направленности. Подвижные игры проводились ежедневно в помещении и на воздухе, как в первой, так и во второй половине дня.
Задачей утренней гигиенической гимнастики является подготовка организма ребенка к предстоящей деятельности, умеренное, но разностороннее влияние на мышечную систему, активизирование деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирование работы внутренних органов и органов чувств, формирование правильной осанки, предупреждение возникновения плоскостопия.
Для эффективного проведения утренней гимнастики были разработаны комплексы общеразвивающих упражнений, в содержание которых входят несложные общеразвивающие упражнения, упражнения для формирования осанки и стопы, дыхательные упражнения, игровые задания. Для повышения эмоционального фона и развития чувства ритма большинство упражнений выполняются под музыку. Утренняя гимнастика проводилась как в традиционных видах, так и в виде ритмической гимнастики, с использованием подвижных игр и в массажном кабинете, где нами преследовалась цель профилактики плоскостопия.
Большое значение в физическом развитии имеют спортивные праздники и развлечения. Нами был составлен перспективный план развлечений, согласно которому мы регулярно проводили спортивные мероприятия. Мероприятия проходили в увлекательной и интересной форме. Кроме этого проходили различные досуги и развлечения, к проведению которых готовились вместе с детьми и родителями.
Назначение физкультминутки – предупредить и снять утомление на занятиях, связанных с большой сосредоточенностью, напряженными однообразными статическими положениями тела. При определении содержания, последовательности и сочетания движений необходимо учитывать этапы двигательного развития ребенка. Физкультминутки используются на занятиях ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия.
Для оздоровления детей использовалась дыхательная гимнастика для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Дыхательная гимнастика проводилась ежедневно во время различных занятий совместно с воспитателем.
Бодрящая гимнастика помогает ребенку преодолеть чувство сонливости после пробуждения, вызывает чувство бодрости и эмоционального подъема, активизирует деятельность всех систем организма и мышечный тонус детей. В гимнастику включались простые, хорошо известные детям упражнения на все группы мышц. В большинстве случаев гимнастика проводилась под музыку, которая использовалась как фон.
Свободная самостоятельная деятельность предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможности саморазвития личности. Различные формы физического воспитания развивают творческую активность. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения. Для рациональной организации самостоятельной двигательной деятельности детей в групповом помещении создан физкультурный уголок, который эстетически оформлен. В уголке имеется спортивное оборудование, инвентарь, простые тренажеры, спортивная символика и атрибутика. Такая предметная среда предоставляет детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Все это дети используют с большим удовольствием в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется ежедневно в помещении и на воздухе и ее продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
Эффективность физкультурной работы во многом зависит от среды. Организация здоровьесберегающей среды обеспечивает возможность саморазвития личности и повышает творческую активность детей. Правильно организованная предметная среда предоставляет детям возможность действовать индивидуально или совместно со сверстниками.
Для этого оборудован спортивный зал, который стимулирует двигательную активность дошкольников. В нем имеется физкультурное оборудование как стандартное, так и нестандартное (изготовленное собственными руками) в большом количестве и разнообразии. Так же имеются различные атрибуты для подвижных игр, выносное оборудование для спортивной площадки и простые тренажеры.
На участке детского сада есть спортивная площадка, которая также оборудована разными спортивными снарядами: рукоход, перекладины, гимнастическая лестница, бум, стойки для лазанья, уголок для эстафет.
Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Все выше перечисленные занятия, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Мероприятия по профилактике заболеваний и двигательной реабилитации после болезни являются дополнительными в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. Большинство мероприятий носили профилактический характер и были направлены на общее укрепление здоровья детей и защиты их от простудных и инфекционных заболеваний.
Таким образом, в течение восьми месяцев велась работа по усовершенствованию физической подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 17 г. Белогорска. В своей работе мы применяли разнообразные формы, средства и методы организации физического воспитания, а также занятия проводились систематически с учетом возрастных особенностей детей.