Методика формирования количественных представлений у дошкольников
Методика формирования количественных представлений у дошкольников
Сначала учат группировать по одному признаку, при этом все остальные признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом (цвет–название–величина–форма–количество–характерные функции). Например:
- все машинки поставьте на нижнюю полку, а куклы - на верхнюю (по названию).
- у детей геометрические фигуры одного цвета, но разной формы, надо построить башенки из кубиков (или цилиндров).
2 этап. Группировка по двум - трём и более признакам.
При этом предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны. Например:
- взять для постройки красные большие кубики (а фигуры отличаются по форме, цвету, величине),
- построить цепочку так, чтобы фигура отличалась по величине и форме.
3 этап. Группировка предметов по образцу.
Признаки словесно не указываются, предметы должны отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку.
Например: принести на стол вот такие игрушки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика формирования количественных представлений у дошкольников »
Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе
Особенности
В подготовке к школе в подготовительной группе совершенствуются умения сформированные в процессе обучения в старшей группе:
1. Дошкольники выполняют различные практические действия:
- сравнивают группы предметов
- числа на наглядной основе
- устно определяют равно, больше, меньше нескольких групп предметов
2. Упражняются в точном кратком изложении мыслей
3. В развернутом пояснении способов действий; обосновании полученного результата
Основные направления работы
1. Развитие счётной и измерительной деятельности
2. Усвоение образования и порядка следования чисел в пределах 10
3. Совершенствование умений сравнивать числа
4. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе из единиц в пределах 10, из двух меньших чисел до 5
5 .Формирование представлений об отношениях часть – целое
6. Знакомство с увеличением и уменьшением чисел на 1
1. Развитие счётной и измерительной деятельности
ИГРЫ
«Кто знает, тот дальше посчитает»
«Назови предшествующее число»
«Под какую елочку спрятался заяц?»
«Номер дома»
Под которой ёлочкой спрятался зайка?
2. Усвоение, образование и порядок следования чисел в пределах 10
Игры
«Счет цепочкой»
«Назови соседей числа»
«Угадай число»
«Помоги Незнайке»
«Найди свое место»
«Найди ошибку»
«Тучка»
Тучка
3. Совершенствование умений сравнивать числа
Понимание относительности числа
Возможно введение символов
ИГРЫ:
- «Математическое домино»,
«Больше, меньше»,
«Обозначь знаком»
Фрагмент занятия
4. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе из единиц в пределах 10, из двух меньших чисел до 5
ИГРЫ:
«Заселяем дома»,
«Числовой котик»,
«Лучики»,
«Математический домик»
Числовой котик
5 .Формирование представлений об отношениях часть – целое
Дети усваивают, что чем больше по количеству целое, тем больше часть.
Выявляют зависимость количества предметов в группе от количества этих групп.
Знакомятся с названиями долей:1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/8, используют для их получения мерки
Часть - целое
6. Знакомство с увеличением и уменьшением чисел на 1
Осуществляется на основе предметных действий.
Возможно использование символов.
Уменьшение чисел на один
Требования к уровню подготовки
Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет)
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
Знать
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Арифметические знаки +, - , =; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Список литературы
Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». М. Просвещение 1992г.
Ерофеева Т. И. «Знакомство с математикой». Методическое пособие для педагогов. М. Просвещение 2006г.
Программа воспитания и обучения в ДОУ под редакцией М.А Васильевой