?Актуальность.
В современной системе дошкольного воспитания – на начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного интегрированного образования дошкольников. На данный момент, в системе дошкольного образования сложилась такая ситуация, что глубина разработки методик разных видов деятельности не одинакова. В методическом кабинете любого детского сада имеется большое количество пособий по всем видам деятельности, но комплекса интегрированных занятий по познавательной деятельности нет, либо имеется, но очень скудный материал.
Таким образом, мы выявили проблему: недостаточно разработан и систематизирован методический комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя, из актуальности мы определили цель: разработать и апробировать комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, мы выделили задачи:
1. Ознакомление с содержанием и структурой учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; анализ форм организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2. Составление алгоритма составления интегрированных занятий;
3. Создание комплекса интегрированных занятий;
4. Апробирование и коррекция данного комплекса на воспитанниках старшего возраста;
5. Составление методического пособия, содержащего интегрированные занятия по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста; распространение данного опыта
Подтверждая теорию Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования мы опирались на сборную модель, в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделялся на три блока:
1. Специально организованное обучение в форме интегрированных занятий;
2. Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;
3. Совместная самостоятельная деятельность самих детей.
Для решения поставленных задач мы использовали совокупность дополняющих друг друга методов:
- изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- изучение продуктов деятельности детей;
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
Не столь новой, но востребованной в воспитательно – образовательной деятельности является учебно – игровая деятельность воспитанников, цель которой – формирование у них познавательной активности.
Среди возможных средств развития такой активности у дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе, а в совокупности с формированием математических представлений является еще и мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Поэтому, организация воспитательно – образовательного процесса должна осуществляться через интеграцию.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Известно высказывание Л. С. Выгодского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». Современное общество нуждается в активной личности, способной к познаватльно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте.
Одним из средств результатов проекта был мониторинг, который показал следующие результаты: повышение высокого уровня на 9%, среднего на 12%, низкий понизился на 20%, что говорит о возможности использования материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.