kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика математического развития как научная область

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель математического развития дошкольников- всестороннеее развитие личности, подготовка к обучению в школе, коррекционно-воспитательная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика математического развития как научная область»

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

Цель математического развития дошкольников

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников

Задачи математического развития дошкольников

  • Формирование системы элементарных математических представлений.
  • Формирование предпосылок математического мышления.
  • Формирование сенсорных процессов и способностей.
  • Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  • Формирование начальных форм учебной деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ    «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.  «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.  «Ориентировка во времени»: представление о частях  суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях

суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Значение обучения детей математике

Значение обучения детей математике

  • Обучение ведет развитие, является источником развития.
  • Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

  • Значение обучения детей математике
  • Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
  • Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
  • С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Значение обучения детей математике   Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

  • Значение обучения детей математике
  • Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
  • Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Значение обучения детей математике    Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
  • Значение обучения детей математике

  • Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка Умственное  Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН Физическое  Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз Нравственное  Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность Эстетическое  Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

  • Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

  • Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз

  • Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

  • Эстетическое

Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

  • Трудовое математика является тяжелым трудом
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Сенсорное развитие (Ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в  процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми  качественных и количественных признаков  предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер  предмета, ощупывание руками и др.).

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Сенсорное развитие (Ощущение и восприятие).

Источником элементарных математических

представлений является окружающая реальная

действительность, которую ребенок познает в

процессе разнообразной деятельности, в общении со

взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми

качественных и количественных признаков

предметов и явлений лежат сенсорные процессы

(движение глаз, прослеживающих форму и размер

предмета, ощупывание руками и др.).

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Развитие мышления  Мышление — процесс сознательного отражения  действи­тельности в представлениях и суждениях.  В процессе формирования элементарных   математических представлений у детей  развиваются все виды мышления:  наглядно-действенное;  наглядно-образное; словесно-логическое.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения

действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных

математических представлений у детей

развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   III. Развитие памяти, внимания, воображения Память включает в себя запоминание («Запомни —   это квадрат»), припоминание («Как называется эта   фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»),   узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).  Внимание не выступает как самостоятельный   процесс. Его результатом является улучшение   всякой деятельности. Образы воображения   формируются в результате мысленно­го   конструирования объектов.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни —

это квадрат»), припоминание («Как называется эта

фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»),

узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный

процесс. Его результатом является улучшение

всякой деятельности. Образы воображения

формируются в результате мысленно­го

конструирования объектов.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП     IV.  Развитие речи  Математические занятия оказывают огромное  положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:  1. обогащение словаря (числительные,  пространственные предлоги и наречия,  математические  термины, характери­зующие форму, величину и др.);  2. согласование слов в единственном и  множественном  числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);  3. формулировка ответов полным предложением;  4. логические рассуждения.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное

положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

1. обогащение словаря (числительные,

пространственные предлоги и наречия,

математические

термины, характери­зующие форму, величину и др.);

2. согласование слов в единственном и

множественном

числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

3. формулировка ответов полным предложением;

4. логические рассуждения.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   V.  Развитие специальных навыков и умений   На математических занятиях у детей  формируются специаль­ные навыки и   умения, необходимые им в жизни и учебе:   счет, вычисление, измерение и др.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей

формируются специаль­ные навыки и

умения, необходимые им в жизни и учебе:

счет, вычисление, измерение и др.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   VI. Развитие познавательных интересов  Значение познавательного интереса: активизирует восприятие и мыслительную деятельность;  расширяет кругозор;  способствует умственному развитию;  повышает качество и глубину знаний;  способствует успешному применению знаний на практике;  побуждает самостоятельно приобретать новые  знания;

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • VI. Развитие познавательных интересов

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • способствует умственному развитию;

  • повышает качество и глубину знаний;

  • способствует успешному применению знаний на
  • практике;

  • побуждает самостоятельно приобретать новые

  • знания;

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП   Значение познавательного интереса  меняет характер деятельности и связанные с ней   пережива­ния (деятельность становится активной,   самостоятельной, разносторонней, творческой,   радостной, результативной);  оказывает положительное влияние на формирование   лич­ности;  оказывает положительное действие на здоровье   ребенка (возбуждает энергию, повышает   жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

  • Значение познавательного интереса

  • меняет характер деятельности и связанные с ней

пережива­ния (деятельность становится активной,

самостоятельной, разносторонней, творческой,

радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование

лич­ности;

  • оказывает положительное действие на здоровье

ребенка (возбуждает энергию, повышает

жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к     математике:   связь новых знаний с детским опытом;  открытие новых сторон в прежнем опыте   детей;  игровая деятельность;  словесное возбуждение;

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;

  • открытие новых сторон в прежнем опыте

детей;

  • игровая деятельность;

  • словесное возбуждение;

  • стимуляция.
Психологические предпосылки интереса к математике:

Психологические предпосылки интереса к математике:

  • создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
  • создание положительного отношения к занятиям
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:   объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»); работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.); связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
  • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методика математического развития как научная область

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 15.11.2019

Номер свидетельства: 527159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepomatiematikie3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267589"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450412300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства