kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭСКИЗОВ ДЛЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………….……………………….3

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭСКИЗОВ ДЛЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ……………………….….5

1.1.    Психолого – педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников…………………………………….5

1.2.    Изготовление эскизов для вышивки бисером – в развитии творческих способностей младших школьников в кружковой работе ……….…11

1.3.    Методы и приемы в ознакомлении младших школьников с изготовлением эскизом для вышивки как средство развития творческих способностей младших школьников……………………………………16

Вывод по 1 разделу……………………………….…………………………….20

РАЗДЕЛ 2.  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………….…………………………….21 

2.1.……………………………………………………………….….21

2.2.…………29

Вывод по 2 разделу……………………………….…………………………….34

ВЫВОДЫ…….………….…….…………………………….……………….…36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……44

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭСКИЗОВ ДЛЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ »

52



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………...………………………..3

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭСКИЗОВ ДЛЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ………………………...….5

1.1. Психолого – педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников……………………………………...5

1.2. Изготовление эскизов для вышивки бисером – в развитии творческих способностей младших школьников в кружковой работе ………..…11

1.3. Методы и приемы в ознакомлении младших школьников с изготовлением эскизом для вышивки как средство развития творческих способностей младших школьников……………………………………16

Вывод по 1 разделу………………………………..……………………………..20

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………...……………………………...21

    1. Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-х классов………………………………………………………………..…....21

    2. Разработка методических рекомендаций для развития творческих способностей младших школьников……………………….....…………29

Вывод по 2 разделу………………………………..……………………………..34

ВЫВОДЫ……..………….…….…………………………….………………..…36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...………….40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……44


ВВЕДЕНИЕ


Одно из основных условий развития личности - взаимодействие между внешними и внутренними факторами, между генетической обусловленностью творческой одаренности и условиями, которые предлагает окружающая среда. Если высокий творческий потенциал имеет соответствующие условия, то он поднимается на еще более высокий уровень; при меньших возможностях, активизировать творчество можно благодаря использованию соответствующих учебно-воспитательных средств и методов.

Проблема развития творческих способностей учащихся была и остается одной из наиболее актуальных в педагогической теории и практике. Забота о развитии творческих способностей школьников, привлечение их к творческому труду, создают необходимые условия для развития всех без исключения психологических качеств учащихся. Творческая деятельность школьника вместе с тем благотворно сказывается на его физическом и эстетическом развитии.

Привлечение учащихся к творческой деятельности разных форм внеклассных занятий раскрывает перед ними горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на широком поле собственных умений и способностей. Происходит это по той причине, что в творчестве человек реализует во всей полноте свои знания, умения и способности, а значит, получив возможности испытать себя в разных видах деятельности, наглядно убеждается в имеющемся арсенале знаний, умений и способностей и тем самым адекватно оценивает свои возможности, что безусловно способствует в будущем правильному выбору профессии.

Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения, самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Современные технологии обучения создают реальные возможности для развития творчества. Они широко используются в урочной деятельности и способствуют развитию у учащихся информационных и коммуникативных компетенций.

Цель курсовой работы – теоретически обосновать, экспериментально выявить и дать методические рекомендации по повышению уровня развития творческих способностей младших школьников, посредством изготовления эскизов для вышивки бисером в кружковой работе.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- раскрыть психолого – педагогических основ проблемы развития творческих способностей младших школьников;

- изучить методы и приемы организации кружковой работы для развития творческих способностей младших школьников;

- практически рассмотреть опытно – экспериментальную работу по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников в кружковой работе.

Предметом исследования является комплекс игр, упражнений и творческих заданий в ознакомлении с изготовлением эскизов для вышивки.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: наблюдение, эксперимент сравнение.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников, приложений.

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭСКИЗОВ ДЛЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ


1.1. Психолого – педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников


А.Ф.Бондаренко считает, что «развитие у современных учащихся качеств творческой личности стало в настоящее время одной из главных задач. Тем более, что младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для этого развития, и он характеризуется следующими признаками [6, с. 152]:

  • активность протекания всех процессов;

  • слабое выражение критичности, рост реального самовыражения за счёт расширения круга общения, развитие мотивации, самосознания;

  • потребность в оценке взрослого человека;

  • потребность в игровой деятельности;

  • свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность;

  • стремление к новым впечатлениям и др.»

Творчество в жизни младшего школьника – это одна из форм самореализации, самовыражения. Современные технологии обучения создают реальные возможности для развития творчества. Они широко используются в урочной деятельности и способствуют развитию у учащихся информационных и коммуникативных компетенций. В целом, развивать способности, это значит:

- развивать наблюдательность, речевую и общую активность, общительность и воображение,

- систематически создавать ситуации, способствующие самореализации учащихся.

По мнению А. Н. Лука «Более широким полем деятельности для развития творческих способностей является внеурочная деятельность, а именно кружковая работа. Интерес учащихся к определённому виду деятельности способствует развитию кругозора, привитию навыков самостоятельной работы. Кроме этого, появляется возможность проявления инициативы. Творческие способности не развиваются стихийно, они требуют специально-организованного процесса и имеют большое значение [14, с. 103]:

1. Различные виды кружковой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся (восприятию, вниманию, памяти, мышления, воображению).

2. Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств (радости, гордости, чувство долга, чести, ответственности).

3. Различные виды работ содействуют воспитанию коллективизма, товарищества.»

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, необходимо раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

А.Р.Магина говорила, что «Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого формируется или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований» [17, с. 96].

Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

Г.В.Оллпорт «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [24, с. 64].

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение детей в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Работа с вышивкой способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.

Творчество детей заключается в том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда и пробудить стремление к созиданию красивого изделия - это, и есть эстетическая цель воспитания.

Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том, чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но и развивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического и психологического характера.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия [6, с. 154].

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Внеклассная и внеурочная работа, как система учебно-воспитательного процесса, продолжает воспитание у учащихся интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, видам деятельности. В процессе работы учащиеся знакомятся с лучшими традициями народного искусства - вышивкой, ткачеством, плетением и т.д.

Можно сделать вывод, что данной проблемой занимались такие исследователи Бондаренко А.Ф., Лук А.Н., Магина А.Р., Гильбух Ю.З.

Педагоги рассматривают «способности» прежде всего, как индивидуально-психологические развития между людьми. Определение способностей должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [9, с. 162].







1.2. Изготовление эскизов для вышивки бисером – в развитии творческих способностей младших школьников в кружковой работе


Аполозова Л.М: «Вышивка бисером известна с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались ее лучшие традиции. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Позже, стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку. Появился бисер и на территории Украины. Женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. Бисер использовался вместе с вышиванием для украшения одежды» [1, с. 132].

Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Вышивка бисером учит ребёнка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми – «перспективными» — это английский язык, информатика, пение, музыка, танцы, теннис и т.д. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками.

Воспитание творческих способностей в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя - направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия - образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала.

Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит учащимся. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия.

Руководитель кружка должен иметь ввиду, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать две - три работы. В этом состоит специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.

Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа учащихся [31, с. 125].

Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе. Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемное задание - это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.

Для реализации путей развития творческих способностей необходимо таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся и требует от ребенка выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым он еще обладал, то есть решение творческой задачи.

Овладение искусством вышивки бисером предполагает использование в процессе обучения традиции этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка бисером, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре.

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.

Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.

Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по декоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.

Основная задача кружков по декоративному искусству развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни людей [8, с. 143].

Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по вышивке бисером:

  • воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

  • развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

  • научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения и цвета изображаемых объектов;

  • сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

  • воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе.

Таким образом, условия работы в кружках позволяют широко знакомить учащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы.

1.3. Методы и приемы в ознакомлении младших школьников с изготовлением эскизом для вышивки бисером как средство развития творческих способностей младших школьников


Для осуществления процесса художественно-творческой деятельности значима роль организации групповой деятельности детей различного возраста в форме кружка, факультатива или творческого центра. Что же касается выбора содержательной стороны, то здесь педагогу предоставляется широкий выбор.

Кружок - это добровольное объединение разновозрастных детей, проявляющих интерес к творческой работе в той или иной области художественной обработки материалов. Основная задача кружков - развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изобразительного искусства, формирование эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа [6, с. 151].

Кружковая работа играет важную роль в приобщении детей прежде всего к традиционному искусству народных художественных промыслов. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, что в свою очередь является залогом формирования склонностей к определенной деятельности.

Кружок в начальных классах связан в основном с учебно-воспитательным процессом, который осуществляется на уроках и основывается на знаниях и навыках, приобретенных во время учебных занятий, а если кружковая работа не ограничивается требованиями программы, не конкретизирована в смысле, то это способствует разнообразию видов деятельности во время работы кружка, углубляет в различные виды искусства, сочетание различных техник исполнения того или иного вида работы.

Творческая деятельность школьников в кружковой работе способствует формированию у них определенного отношения к окружающей действительности. Эффективность формирования и развития творческих способностей в кружковой работе в большинстве зависит от умения руководителя организовать творческую деятельность школьников, если задания для детей будут доступны, то им будет работать легко и интересно. Сложность их должна быть согласована с каждым «шагом» творческого развития школьника.

Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым документом для руководителя кружка служит календарно–тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно – тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.

Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года, и наряду с устной оценкой достижений каждого из учащихся, подкрепляется выставкой их творческих работ.

Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.

Известно, что метод представляет собой определенное построение деятельности в такой последовательности и такими средствами, которые приводят к желаемому результату и намеченной цели. Классификации методов и приемов различны.

Выделяют следующие основные методы обучения и содержания:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательский.

Также существует следующая классификация методов:

1) информационно-рецептивный метод, в котором информация передается при помощи учебника, изложения или документа и в форме рассказа, лекции, экскурсии;

2) репродуктивный метод осуществляется в форме репродуктивной беседы или письменного воспроизведения, средства те же, что и в первом методе;

3) проблемное изложение, опирается на те же формы и те же средства, что и в информационно-рецептивном, но с другим содержанием информации;

4) эвристический метод предполагает эвристическую беседу, выполнение поисковых заданий с помощью учителя (в случае затруднений), построением педагогом корректирующих ситуаций. Средства используются те же;

5) исследовательский метод осуществляется при помощи тех же средств. Формой реализации служат исследовательские знания.

При этом большую роль играет стимулирование и поощрение личности, коллектива, группы, что активизирует их мотивационную сферу, а это, в свою очередь, влияет на деятельность. В своей деятельности педагог должен опираться только на положительные мотивы. По мнению психологов, от этого зависит внутреннее содержание и смысл задания для ребенка.

Выделяют две группы стимулирования и мотивации. К первой группе относятся методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии и т.п. Вторую группу составляют методы стимулирования долга и ответственности, такие как убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение в учении, порицание.

Все перечисленные методы желательно применять в процессе творческой деятельности на разном уровне сложности, как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня владения детьми творческой деятельностью.

Таким образом, педагогу необходимо не только знать, но и уметь применять все разнообразие методов и приемов обучения художественному творчеству, что является теоретической предпосылкой для разработки условий, обеспечивающих эффективность процесса организации творческой деятельности детей в кружковой работе.




Вывод по 1 разделу


Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Г.В.Оллпорт «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [24, с. 64].

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок, что, несомненно, развивает мышление.

Педагоги рассматривают «способности» прежде всего, как индивидуально-психологические развития между людьми. Определение способностей должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [9, с. 162].

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-х классов


Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование им.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование


Мотивационно-потребностный

1..Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.


Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.



В соответствии с выделенными критериями и показателями можно охарактеризовать уровни развития творческих способностей младших школьников в табл. 2.2.


Таблица 2.2 Уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя

Не может создавать и принимать

необычные образы, решения; отказывается от выполнения

творческих заданий


Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей младших школьников.

Эксперимент проводился во 2 – А и 2 – Б классах

общеобразовательной школы. Оба класса состоят из 20 учащихся. Учащиеся имеют примерно одинаковые показатели успеваемости и общего развития.

Тест на определение творческих способностей

Задача исследования. Количественная оценка творческого воображения и скорости процессов мышления. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее не известном исследуемому.

Пример инструкции испытуемому. «После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача - возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, если бы я написал «дождь», «поле», «земля», можно было бы объединить их в такую фразу: «Дождь в поле хорошо промочил землю».

Возможны и другие фразы. Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я буду говорить: «Черта», ставьте отчетливо заметную косую черту в том месте, в котором вас застанет сигнал. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги». Пустить секундомер, через 5 минут дать команду «Стоп!».

Учет и анализ результатов. Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать легко, а когда было трудно что - либо придумать, что именно мешало.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 - остроумная оригинальная комбинация; 4 - правильное, логичное сочетание слов; 3 - пожалуй, и так можно; 2 - два слова связаны, а третье нелогично, 1 - бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме пространственных баллов, поделенной на число фраз, написанных за 5 минут.

Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в табл. 2.1. Диагностические данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены в табл. 2.3 – 2.5, на рис. 2.1 – 2.3.

Таблица 2.3

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (констатирующий эксперимент)

Уровни

Класс




Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

25,3%

58,4%

17,3%

Контрольный

30,1%

58,4%

11,5%






Рис.2 Уровни сформированности творческих способностей учащихся контрольного класса по когнитивному критерию


Рис. 2.1. Уровни развития творческих способностей учащихся по когнитивному критерию





Таблица 2.4

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (констатирующий эксперимент)

Уровни

Класс




Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

30,2%

54,2%

15,6%

Контрольной

35,1%

49,5%

15,4%











Рис. 2.2. Уровни развития творческих способностей учащихся по мотивационно – потребностному критерию


Таблица 2.5

Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (констатирующий эксперимент)

Уровни

Класс




Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

19,6%

70,7%

9,7%

Контрольной

25,6%

63,4%

11,0%



Рис. 2.3. Уровни развития творческих способностей учащихся по деятельностному критерию


Результаты констатирующего эксперимента показывают, что 2 – А класс – контрольный, 2 – Б – экспериментальный. У учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно – потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

У учащихся контрольного класса в целом уровень развития творческих способностей несколько выше, чем у учащихся экспериментального класса.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения работы в данном направлении.























2.2. Разработка методических рекомендаций для развития творческих способностей младших школьников


Развернутый план – конспект занятия на тему: " Техника вышивания бисером"


Тема занятия: Техника вышивания бисером

Тип занятия: Комбинированный

Цели занятия:

1. Обучающая: дать понятия учащимся о технике вышивания бисером. научить вышивать различными способами.

2. Развивающая: развивать творческое мышление, воображение.

3. Воспитывающая: воспитывать аккуратность, чувство ответственности за свою работу.

Методическое оснащение занятия:

план-конспект занятия;

книги и журналы с иллюстрациями вышивок бисером.

Материально-техническое оснащение занятия:

тетрадь, ручка, карандаш, цветные фломастеры, материалы и инструменты (бисер, леска, иголки);

Дидактическое оснащение занятия:

схемы вышивок;

плакат "Техника вышивания бисером".

Структура занятия:

  1. Организационный момент (2-3 мин).

  2. Актуализация знаний (5 мин).

  3. Изложение нового материала (15-20 мин).

  4. Практическое задание (35-40 мин).

  5. Подведение итогов занятия (5 мин).

  6. Задание на дом (5 мин).

  7. Уборка рабочих мест (3-4 мин).

Итого: 80 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 мин)

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовки к занятию.

2. Актуализация знаний (5 мин).

Тема сегодняшнего занятия: Техника вышивания бисером." Сегодня вы узнаете, сколько существует способов вышивания, научитесь вышивать этими способами.

3. Изложение нового материала (15-20 мин).

Учитель излагает новый материал методом рассказа.

Вышивка бисером – одна из старинных и живописных работ. Она широко применялась и применяется в изготовлении национального костюма, головных уборов, обуви, поясах, церковных убранствах, картинах, кошельках. Наиболее распространенной считалась вышивка крестом, можно использовать рисунки и канву.

Вышивка – широко распространенный вид декоративно прикладного искусства. Главное выразительное средство вышивки – выявление свойств материала: матовость шерсти, переливы шелка, сверкание стразов и блесток, объемность бусин.

Нашивание на ткань отдельных жемчужин, бусин или нанизанных на нить жемчугов, перламутра, бисера, бус, называлось в старину саженьем.

Часто в вышивке бисер и бусины сочетаются с другими материалами - цветными нитями, блестками, стразами, шнуром, тесьмой, перламутром, пуговицами. Выбирать материалы следует особенно тщательно, так как вышитые вещи придется чистить, стирать и гладить.

Перед началом работы нужно убедиться в том, что бусины не расплавятся при глажке и отпаривании, что с них не смоется краска и не отшелушится перламутр во время чистки или стирки.

Прозрачные бусины мало пригодны для вышивания по темному или пестрому фону, так как цвет фона забивает цвет бусин. Уменьшить прозрачность бусин можно окрасив поверхность отверстия.

Нужно быть осторожным при выборе блесток в форме звездочек и других украшений с острыми краями или шершавой поверхностью.

Обычно вышивку выполняют на пяльцах. Они удерживают материал в расправленном и натянутом состоянии. Если пяльцы велики для данной работы, то "нарастите" полотно, приметав по краям вспомогательные полоски ткани. Нити для нанизывания бисера или бусинок при вышивке подбирайте под цвет основы.

В отличии от низания, при вышивке игла необходима, так как нить продевают через ткань. Иногда попадается настолько мелкий бисер, что через него невозможно пропустить даже тонкую иглу. В этом случае закрепляют нить на ткани. Вынимают ее из иглы и нанизывают бусинку на смазанный клеем конец нити.

Закрепляя нить в начале и конце работы, не делайте грубых узелков. Изделие должно выглядеть аккуратно и с лицевой и с изнаночной стороны. Нить лучше всего закреплять с лицевой стороны, в том месте, которая будет закрыта бусинами. Перед началом работы необходимо подготовить и перевести на ткань рисунок.

Теперь перейдем к технике вышивки бисером и бусинками. Одиночные бусинки закрепляют на поверхности как пуговку или с помощью меньшей бусинки.

Бисерную линию можно вышить двумя способами:

Пришивать к ткани каждую бисеринку отдельно (шитье бисером);

Прикреплять к ткани нитки, на которых уже нанизан бисер (шитье "вприкреп").

Рассмотрим шитье отдельными бисеринками. Перенесите рисунок на ткань и двигайтесь по намеченным линиям, при каждом стежке надеваем на иголку бисеринку. Чтобы нитка не была видна, величина стежка на лицевой стороне должна точно соответствовать ширине бисерины или длине стекляруса. Чем мельче бисер, тем кропотливее работа. Шитье бисером швом "вперед иголку" создает прерывистую линию. Шов "назад иголку" плотнее притягивает бисер к ткани, он же позволяет вышить сплошную линию.

Шитье "в прикреп". Этот способ проще и быстрее. При этой работе нужно следить, чтобы бисерины на нитке, которую пришивают к ткани, сидели довольно плотно, но не туго, ведь между ними должна еще пройти нитка.

Вышивание бисером по схемам. Для вышивки бисером можно использовать схемы для вышивки крестом. На схемах каждый квадратик – это одна бисеринка.

Так же, как и при вышивании нитками, при шитье бисером по схемам используется канва. Пришивают бисерины швом полукрест.

Очень важно при вышивании бисером следить за тем, что бы бисерины ложились ровными рядами в одном направлении.

Шов будет двусторонний, если бисер нанизывать на стежки и с лица и с изнанки. На верхней стороне полотна получится стебельчатый шов, на нижней – строчный.

В вышивке бисер часто сочетается с блестками. Отдельно расположенные на ткани блестки закрепляют бисеринкой или стеклярусом. При вышивке линии, блестки прикрепляются по одной. Нанизывается блестка лицевой стороной на иглу и игла вводится в ткань (длина стежка равна радиусу блестки). Сочетание блесток с бисером позволяют получать необычный объемный шов "гусеница". Для этого на нить на каждом стежке нанизывается и блестка (лицевой стороной на иглу, и бусинка).

4. Практическое задание (35-40 мин).

Освоение способов вышивки. Учитель раздает схемы для вышивания, наблюдает за работой учащихся, следит за выполнением правил техники безопасности, порядком на рабочих местах.

5. Подведение итогов занятия (5 мин).

Итак, наше занятие подходит к завершению, заканчиваем работу и подводим итог сегодняшнего занятия. Сегодня на занятии вы узнали несколько способов вышивания бисером и закрепили полученные знания в процессе выполнения практической работы.

6. Задание на дом (3-5 мин).

Оформить вышивку по схеме. Принести необходимые инструменты и материалы.

7. Уборка рабочих мест (3-4 мин).

Кружковцы собирают вещи, приводят рабочие места в порядок, уходят.



























Вывод по 2 разделу


Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников.

Были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения дальнейшей работы в данном направлении.

Полезные советы при вышивке бисером:

1. Вышивку бисером можно сделать съемной, если нашивать не каждую бисеринку отдельно, а незаметными стежками закрепить на ткани целые бисерные детали, предварительно выполненные в технике низания. Такую вышивку при необходимости, перед стиркой, например, можно снять, а затем пришить обратно. Если вышивка используется для украшения одежды, то можно попробовать различные варианты расположения такой вышивки на одежде.

2. Для вышивок крестом и рядами рисунок должен быть разбит на клеточки. Можно использовать имеющиеся в продаже готовые наборы для вышивки или же разбить рисунок на клеточки самостоятельно, переведя его на клетчатую бумагу и закрасив каждую клетку тем цветом, которого в этой клетке больше всего. Чем мельче клетки, тем больше полученный рисунок будет похож на оригинал.

3. При подготовке рисунка для вышивки рядами учитывайте, что бисеринки имеют не шарообразную форму. В среднем толщина бисеринки (длина отверстия) в 1,3 раза меньше диаметра. Чтобы рисунок не оказался сплющенным вдоль рядов, что особенно искажает изображения лиц, используйте трафарет с клеточками 1х1,3.

4. Вышивка по трикотажу более сложна из-за эластичности материала. Нельзя стягивать или растягивать полотно швами, чтобы его не деформировать. Трикотаж лучше в пяльцы не заправлять, а приметать к одному обручу пялец. Отдельные бусины лучше пришивать на пересечении петель, а швы можно использовать обычные трикотажные - кетельный, "петля в петлю", "по петлям", размещая бусины на стежках с лицевой стороны.












ВЫВОДЫ


Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Г.В.Оллпорт «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [24, с. 64].

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.

Педагоги рассматривают «способности» прежде всего, как индивидуально-психологические развития между людьми. Определение способностей должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [9, с. 162].

Более широким полем деятельности для развития творческих способностей является внеурочная деятельность, а именно кружковая работа. Творческие способности не развиваются стихийно, они требуют специально-организованного процесса и имеют большое значение:

1. Различные виды кружковой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся (восприятию, вниманию, памяти, мышления, воображению).

2. Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств (радости, гордости, чувство долга, чести, ответственности).

3. Различные виды работ содействуют воспитанию коллективизма, товарищества.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Вышивка бисером учит ребёнка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников.

Были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения дальнейшей работы в данном направлении.

Полезные советы при вышивке бисером:

1. Вышивку бисером можно сделать съемной, если нашивать не каждую бисеринку отдельно, а незаметными стежками закрепить на ткани целые бисерные детали, предварительно выполненные в технике низания. Такую вышивку при необходимости, перед стиркой, например, можно снять, а затем пришить обратно. Если вышивка используется для украшения одежды, то можно попробовать различные варианты расположения такой вышивки на одежде.

2. Для вышивок крестом и рядами рисунок должен быть разбит на клеточки. Можно использовать имеющиеся в продаже готовые наборы для вышивки или же разбить рисунок на клеточки самостоятельно, переведя его на клетчатую бумагу и закрасив каждую клетку тем цветом, которого в этой клетке больше всего. Чем мельче клетки, тем больше полученный рисунок будет похож на оригинал.

3. При подготовке рисунка для вышивки рядами учитывайте, что бисеринки имеют не шарообразную форму. В среднем толщина бисеринки (длина отверстия) в 1,3 раза меньше диаметра. Чтобы рисунок не оказался сплющенным вдоль рядов, что особенно искажает изображения лиц, используйте трафарет с клеточками 1х1,3.

4. Вышивка по трикотажу более сложна из-за эластичности материала. Нельзя стягивать или растягивать полотно швами, чтобы его не деформировать. Трикотаж лучше в пяльцы не заправлять, а приметать к одному обручу пялец. Отдельные бусины лучше пришивать на пересечении петель, а швы можно использовать обычные трикотажные - кетельный, "петля в петлю", "по петлям", размещая бусины на стежках с лицевой стороны.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


      1. Аполозова Л.М. Бисероплетение.- М.: Культура и традиции, 2007. - 212 с.

      2. Батаршев А.В. Типология характера и личности. - М.:, 2005 - 105 с.

      3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006.- 320 c.

      4. Божко Л.А. Бисер. М.: Мартин, 2008.- 320 с.

      5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2006. – 390 с.

      6. Бондаренко А.Ф. Основы психологии. - К.: Изд. центр КНЛУ, 2005. - 254 с.

      7. Бубекина Г.В., Грибнева Л.А. Внеклассная работа по труду: работа с различными материалами. М.: Просвещение, 2001.- 276 с.

      8. Варій М.Й. Загальна психологія. - К.: “Центр учбової літератури”. - 2007. - 968 с.

      9. Гільбух Ю.З. Психологія, діагностика, педагогіка: Пер. з рос. – К.: Фірма “Віпол”, 2003. – 75 с.

      10. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.: Владос, 2002.- 365 с.

      11. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. – Київ, 2005. – 608 с.

      12. Ковалев А.Г. Характер и его закономерности формирования. - М.: Смысл, 2002. - 203 с.

      13. Кульчицкая Е.И. Диагностика творческих способностей. – К.: Знание. – 267 с.

      14. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 2002. – 226 с.

      15. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 2006. – 408 с.

      16. Ляукина Н. Бисер. М..:Аст – Пресс, 2009.- 274 с.

      17. Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2005.- 220 с.

      18. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. - Мн., 2003. – 236 с.

      19. Меерович М. И. , Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие. - Мн. : Харвест, 2007. – 356 с.

      20. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 2007. – 423 с.

      21. Максименко С.Д. Основи психології. – Київ, 2007. – 220 с.

      22. Моляко В.А., Кульчицкая Е.И., Литвинова Н.И. Психология одарённости. – К.: Знание, 2005. – 83 с.

      23. Ниренберг Дж.И. Исскуство творческого мышления. – Минск: Попурри, 2006. – 240 с.

      24. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: “КСП”, СПб: “Ювента”, 2008. – 345 с.

      25. Парандовський Я. Алхімія слова/ Пер. з польської Ю.Попсуєнко. – К.: Дніпро, 2005. – 374 с.

      26. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. – М.:Знание, 2004. – 248 с.

      27. Піхманець Р.В. Психологія художньої творчості. – К.: Наук. думка, 2006. – 264 с.

      28. Поляков В.А. Психология развития личности в системных отношениях. – Минск, 2004. – 328 с.

      29. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 2006. – 280 с.

      30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Изд-во “Питер”, 2005. – 560 с.

      31. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 328 с.

      32. Развинова В.В. Темперамент и его взаимосвязь с характером. - М.: Класс, 2005 — 213 с.

      33. Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство креативности на начальном этапе становления личности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 21с.

      34. Циба В.Т. Соціологія особистості: системний підхід.– К., 2000. – 418 с.

      35. Абакумова Н.Н. Анализ и экспертиза обучающих программ: к проблеме эффективности дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. – К., 2006. - № 2 (6). – 9с.

      36. Боришевський М.Й. Духовні цінності як детермінанта громадянського виховання особистості //Цінності освіти і виховання. К., 2003.

      37. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство, 2002, №3.-С. 33-35.

      38. Бызова А.Л. Школьные кружки. Народное образование. 2011, №10, с. 15.

      39. Диагностика уровня невербальной креативности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2006. C.69-71.

      40. Земцова Т.В., Смирнова Т.В. Особенности организации свободного времени школьников (на материале кружка "Умелые руки"). Наука достижения и передовой опыт в области педагогики. М., 2008, с. 16-40.

      41. Кульчицька О.І. Дивергентне мислення як умова розвитку //Обдарована дитина.-№ 1.-2005.-С.-2-6.

      42. Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2006, №4, с. 3.

      43. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии. Школа и производство, 2005, № 6,с 15.

      44. Литвиненко С. Креативність як загальна здібність до творчості: сучасні підходи // Збірник наукових праць полтавського державного педагогічного університету імені В.Г. Короленка. – Серія «Педагогічні науки». – випуск 3 (50). – Полтава, 2006. – С.215-219.

      45. Пантелеева Р. Изготовление сувениров как возможность выразить свое "Я". Воспитание школьников. 2007, №4, с. 27-32.

      46. Пономарёв Я.А. Размышление о будущем психологии творчества //Учительская газета. – 2007. – 25 октября. – с. 10-11.

      47. Развитие образования в странах СНГ / Рос акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики; Под ред. В.А. Мясникова. – М., 2008. – Вып. 2: Дистанционное образование / Сост.: М.А. Джапарова, Н.В. Новожилова. – 63 с.

      48. Сманцер А. П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования. - Минск, 2005, с. 38-40.

      49. Суворов В. В. Психологическая и онтологическая семантика креативности. // Одаренный ребенок, №2 - 2009. С. 13-15.

      50. Сысоев В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей. Воспитание школьников. 2007, с 30-32.

      51. Циба В.Т. Регулятивно-детерміністська парадигма теорії особистості: системний аналіз //Проблеми загальної та педагогічної психології. – Зб. наук. праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України /За ред. С.Д.Максименка. – К., 2008. – Т.ІY. – Ч.7. – С.287–293.

      52. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала //Вопросы психологии. – 2007. - №5. –с.37-42.










Приложение 1


Конспект урока

ВЫПОЛНЕНИЕ КАРТИНЫ ИЗ БИСЕРА


1. Материалы, инструменты для изготовления картины из бисера.

Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства просты, а сам бисер – легкодоступен.

Бисер - мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, со сквозными отверстиями для низания. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Кроме круглого, есть еще и рубленный бисер (рубка), цилиндрики, иногда граненые. Бисер так же может быть блестящий и матовый, прозрачный или "глухой", иметь круглые или квадратные отверстия. Технология изготовления бисера в общих чертах такова: сперва из стекла окрашенного окислами металлов, вытягивают толстостенные трубки малого диаметра, от которых отсекают небольшие колечки. Такой бисер цилиндрической формы называют рубленным или колотым. Если необходимо получить бисер классической круглой формы, заготовки подвергают дальнейшей обработке. Заполнив отверстие бисера шлифовальной смесью, его нагревают во вращающемся барабане. Порошок, заполняющий отверстие бисера, не дает им заплавиться, а постоянное вращение придает заготовкам сферическую форму. После этого бисер полируется и обретает утраченный при нагревании блеск.

Канва - материал (реденькая ткань), который применяется как основа или трафарет для вышивания по ней счетом клеток.

Кроме бисера, канвы, потребуются капроновые нитки или леска, тонкие иголки. Иголки нужного диаметра можно получить, обточив обычную тонкую иглу наждачной бумагой. В настоящее время в магазине можно найти иголки для бисероплетения иностранного производства. Для работы с мелким бисером вместо иглы можно использовать петельку из нихромовой проволоки диаметром 0,18 мм, концы которой прочно скручивают между собой. Постепенно такая "игла" стачивается, становится очень тонкой, что позволяет протягивать через бисеринку несколько нитей.

Подготовка к работе

Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Подбор бисера для работы необходимо производить только при дневном освещении, так как оно не искажает цвет.

Салфетка должна быть отглаженной, любые заломы и складки затрудняют набор бисера. Иглу необходимо держать в наклонном положении к плоскости стола.

Бисер из пакетиков необходимо насыпать порциями. Распределите его по салфетке так, чтобы к каждой бисеринке был свободный доступ и набирайте на иголку те, что вам необходимы в работе.

Конец нити закрепляют следующим образом: сперва пропускают ее через несколько нанизанных бисеринок, затем подтягивают, что бы нить не провисала, и делают несколько узелков на нити основы с изнаночной стороны. Конец нити обрезают, оставив "хвостик" длиной около 5 мм. По окончании работы большое количество бисера можно собрать совочком, сделанным из бумаги, малое количество - руками. Удобно и быстро собирать и разделять бисер по цвету с помощью бисерной иглы.

Хранят бисер и бусины в отдельных посудинах с пробками, желательно разложить их по цвету и размеру.


2. Последовательность выполнения


Для работы потребуется:

Канва белого цвета 60*50 см.

Бисер необходимых цветов 540 гр.

Нитки белые № 50.

Игла для вышивания бисером.

Ножницы для обрезания нитей.

Выберите рисунок. Для вышивки бисером можно использовать схемы для вышивки крестом. В настоящее время в специализированных магазинах их разнообразие очень велико. Материалом для фона вышивки бисером могут служить бархат, атлас, шелк, сукно, шелковый трикотаж и т.д., а также тонкая мелкая канва, если желательно, чтобы фон был весь из бисера. Нитки для вышивки должны быть под цвет фона, крепкие, крученые и вощеные. Для вышивки берут круглый одноцветный или разноцветный бисер, а также рубку (рубленный бисер) и стеклярус. На схемах счет бисеринок производят также, как в счет крестов, при этом каждая бисеринка соответствует крестику. Ниже представлен пример.


Рис. 1. Техника вышивания бисером по схемам


Все стежки полукрестов, которыми пришивают бисеринки к фону, должны быть обращены в одну сторону, иначе бисеринки не будут ложиться ровно и гладко, что испортит внешний вид. Выполняется вышивка горизонтальными или вертикальными рядами.

Используется шов полукрест. Иголка движется слева направо.




Рис. 2. Шов полукрест.


Этот шов иногда называют "монастырским". Бисеринки в ряду и ряды должны плотно прилегать друг к другу, чтобы рисунок получился ровным.

Затем подберите гамму цветов, соответствующую вашему рисунку, и можно начать работу.


Картина из бисера.

Размеры 40 * 55 см;

Цветовая гамма: 316 – бордовый; 554 – розовый; 809 – сиреневый; 598 – голубой; 927 – светло – серый; 3768 – синий; 3816 – зеленый; 372 – оранжевый; 834 – желтый; 830 – темно – коричневый; 3828 – светло коричневый; 739 – рыжий; 739 – ярко – желтый; 842 – бежевый; 3021 – черный; 822 – белый; 640 – темно – серый; 161 – темно – фиолетовый.

Техника выполнения – вышивка бисером швом полукрест;

1 этап: подбор канвы – цвет канвы белый, размер 55 * 70 см.

2 этап: подбор нитей – нитки белые ПЛ № 45.

3 этап: подбор бисера – 30 гр – бордового; 30 гр – розового; 40 гр – сиреневого; 20 гр – голубого; 30 гр – светло – серого; 30 гр – синего; 30 гр – зеленого; 40 гр – оранжевого; 20 гр – желтого; 40 гр – темно – коричневого; 30 гр – светло – коричневого; 30 гр – рыжего; 20 гр – ярко – желтого; 30 гр – бежевого; 40 гр – черного; 20 гр – белого; 30 гр – темно – серого;30 гр – темно – фиолетового.

4 этап: вышивка по схеме.


Приложение 2

Показатели

Критерии успешности

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Оснащение урока


  1. Наличие ТСО.

  2. Наличие дидактических средств: ДПИ, схем, чертежей, схем, таблиц, карточек.

Средняя оценка


4

5


4,5

2

Содержание урока

  1. Соответствие содержания программы задачам урока.

  2. Дидактическая обработка учебного материала.

  3. Работа с формированием понятийного аппарата.

  4. Развитие учебных и специальных умений

  5. Подбор учебного материала для развития творческих сил и способностей учащихся, развития интереса к предмету.

  6. Осуществление межпредметных связей.

  7. Соблюдение внутрипредметных связей.


Средняя оценка

5


4

5

5


5


4

5


4,7

Критерии успешности урока

3

Реализация принципов обучения

  1. Реализация принципа научности в обучении.

  2. Реализация принципа доступности в обучении.

  3. Соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования ЗУН.

  4. Достижение активности, самостоятельности при руководстве познавательной деятельностью учащихся.

  5. Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий.

  6. Реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения.

  7. Использование различных принципов для развития учащихся на уроке.

Средняя оценка

4

5


5


5


4


5


5


4,7

4

Методы обучения

  1. Выбор методов в соответствии с задачами урока.

  2. Влияние методов обучения на характер познавательной деятельности.

  3. Влияние методов обучения на активизацию учения школьников.

  4. Влияние методов обучения на результат урока.

Средняя оценка

5

4


5


5

4,75

5

Организация учебной работы

  1. Осуществление постановки задач на каждом этапе

  2. Сочетание разных форм организации познавательной деятельности учащихся: групповой, индивидуальной, коллективной.

  3. Осуществление контроля за деятельностью учащихся.

  4. Осуществление развития учащихся на уроке (логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы).

  5. Умение организовывать свое рабочее место.

  6. Умение показывать технологические приемы, операции.

  7. Умение пользоваться ТСО.

  8. Подведение итогов урока.

Средняя оценка

4


4


5

5


5



5


4


5

4,6

6

Система работы учителя

  1. Распределение времени на уроке.

  2. Логика перехода от данного этапа к другому.

  3. Определение объема учебного материала на уроке.

  4. Поведение учителя, манеры, внешний вид, место нахождение, эмоциональность.

  5. Роль учителя в создании нужного микроклимата.

Средняя оценка


5

5

4


5


5

4,8

7

Система работы учащихся

  1. Организованность и активность на разных этапах урока.

  2. Адекватность эмоционального отклика.

  3. Методы, приемы работы, их сформированность.

Средняя оценка

5


5

5

5
















Приложение 3


Оценка качества проектирования урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Пилипей Елена Игоревна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229407

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства