Просмотр содержимого документа
««Использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками»»
Инновационная деятельность в ДОУ Проектная деятельность
Аннотация:
Сегодня в образовании приоритетная роль принадлежит методам и технологиям обучения, при которых деятельность ребенка носит продуктивный, творческий, поисковый характер. И здесь на первое место выходит проектная деятельность воспитанников. В моей статье рассмотрено содержание проектной деятельности в МДОУ и предложены критерии ее эффективной реализации.
В статье говорится об использовании проектной деятельности как инновационного феномена, раскрывающего индивидуальность, реализующего интересы и потребности развивающей личности дошкольника. Подробно рассмотрены виды, этапы проектной деятельности, последовательность работы над проектом. Экспериментальным методом доказана эффективность внедрения проектного метода в деятельность дошкольного учреждения.
Ключевые слова: «непрерывность образования в течение всей жизни человека», проект, метод проектов, проектная деятельность, технология проектной деятельности в условиях ДОУ, этапы и типы проектной деятельности.
Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это первая ступень к развитию учреждения.
Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
- мультимедийные технологии - технологии,
- интерактивные технологии,
- проектная технология, метод проектов,
- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
- здоровьесберегающие технологии .
Думаю, что в работе с детьми самый оптимальный вариант решить поставленную задачу можно, используя проектный метод в дошкольном образовании как один из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектный метод делает образовательную систему МДОУ открытой для активного участия родителей, оптимизирует учебный процесс.
В этимологическом словаре слово "проект" заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов" состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой, темой.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должно стать внедрение проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста.
Проектная деятельность - это не только осознанная, самостоятельная деятельность ребенка по поиску новых знаний, но и:
-способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, воспитанника и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Реализация проектной деятельность в образовательном учреждении с детьми дошкольного возраста должна базироваться на таких педагогических принципах, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проектно-исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательной учреждении следующие:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.) .
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
При организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста я использую следующие методы:
-методы обучения поисковым процедурам;
-метод постановки проблемы;
-метод наблюдений;
-метод сравнения и аналогии;
-«мозговой штурм»;
-методы обсуждения;
-проблемный диалог;
-эвристическая беседа;
-синектическая дискуссия;
-рефлексия;
-методы эмоционально- личностной направленности.
Таким образом, метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Практика показывает высокую эффективность результатов использования проектной деятельности в аспекте общего и интеллектуального и творческого развития детей. Важной составной частью такого образования является внедрение в практику дошкольных учреждений комплексных образовательных блоков.
К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс МДОУ. Реализуя проектную деятельность, я изучила множество рекомендаций, методик разработки педагогического проекта, которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать мне вывод о том, что проектирование - это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы. Алгоритм проектной деятельности, который мы разработали в нашем учреждении.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный.
Изучение потребности педагогического коллектива в новых методах работы, в частности метода проекта.
Повышение квалификации старшего воспитателя на курсах повышения квалификации.
Изучение опыта работы по данному проекту.
Создание рабочей группы.
Создание паспорта проекта
- Название проекта
- Актуальность проблем
- Концептуальное обоснование проекта
- Стратегическая цель
- Конкретная цель
- Задачи
- Ожидаемые результаты
- Этапы и сроки реализации
Первый этап начался с анализа учебно-воспитательного процесса, с целью выявления интересов и готовности педагогов к внедрение проектной деятельности.
Были выявлены следующие проблемы:
Низкий уровень осведомленности об особенностях проектного метода.
Низкая заинтересованность педагогов инновационной деятельностью ДОУ.
2 этап. Реализация проекта.
Семинар «Метод проектов. Сущность. Особенности».
Индивидуальные консультации.
Педагогический совет «Проектная деятельность в ДОУ».
Выбор пилотной группы для реализации проекта.
Работа над проектом Презентация данного проекта.
Информирование родителей.
Деловая игра проект.
Практическая деятельность
Ярмарка проектов. Подведение итогов первых проектов.
3 этап. Подведение итогов.
Презентация проекта .
Анкетирование для родителей
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?", "Ради чего он осуществляется?", "Что станет продуктом проектной деятельности?", "В какой форме будет презентован продукт?".
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
Первый этап - "выбор темы". Задача педагога - осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов": Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап - реализация проекта. Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию,
как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап - презентация. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап - рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Определим последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения,
поездки (мероприятия основной части проекта),
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации[2].
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, т.к. они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию; активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Педагогам были предложены памятки по созданию проектов. Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа - это дом, в котором мы живём». Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на месяц, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в дошкольном учреждении в целом и в группах.
I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На этом этапе воспитатель использовал модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?».
III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Так, например, с особым интересом работали дети над проектом «Вода». Провели ряд экспериментов, самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, заключение о том, что вода есть везде, она необходима человеку и живой природе. Все высказывания воспитатель фиксировал. Кроме схематической фиксации использовалась также фото и видео съёмка. Результаты работы были оформлены в альбом.
Последним этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Презентация проходила в форме итоговой игры-занятия. Анализируя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей, как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка, как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями, какие новые формы работы можно организовать в будущем.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение одного месяца, можно говорить о некоторых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.
Воспитатели, использующие в
- проявляют способность к самостоятельному творческом своей деятельности проектный метод:у планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность.
Таким образом, проектная технология способствует внесению новых идей в разработку содержания, методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельность ДОУ - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования в Республике Казахстан.
Библиографический список
1. Блохин A. Л. Метод проектов как личностно ориентированная технология: дис. ... канд. пед. наук: Ростов-на-Дону, 2005. - 142 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дош кольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Голуб Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования. - Самара: «Федоров: Учебная литература», 2006. - 167 с.
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, Акорда, 2010 г. - 52 с.
5. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011. - 202 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
7. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011. - 80 с.
8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. «ТЦ СФЕРА», - №4. -2004. - С.76-80.
ЛИТЕРАТУРА
Ерофеева Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 94–106. Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Этвейс, 2010. – 272 с. Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты-условия эффективной управленческой деятельности / А. Петренко // Управление школой. – 2015. – № 2 (409). – С. 19–22. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К. Селевко // Управление сельской школой. – 2014. – № 3. – С. 29–34. Слободский А. Л. Управление компетенциями [Текст] : учеб. пособ. / А.Л. Слободский. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. – 2013. – 75 с. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА. Новая модель дошкольного образования. – М.: Русское слово, 2012.