Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников через театрализованную игру»
Экологическое воспитание дошкольников через театрализованную игру
Воспитатель:
Алакшина Татьяна Владимировна
г. Казань
Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется,а играя познает окружающее…О.П.Радынова
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Она помогает раскрыть проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг.
Чтобы сыграть на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Задачи:
1. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности.
2. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения путем театрализованной деятельности с экологическим содержанием.
3. Воспитывать любовь к природе, желание охранять ее чистоту и первозданность.
Основные задачиэкологического воспитания:
Осознание себя, как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимания неповторимости и красоты окружающего мира.
Преимуществаэкологических театрализованных игр
С помощью инсценировок, рифмовок, обыденных ситуаций лучше усваиваются различные правила поведения в природе.
Инсценировки способствуют развитию монологической и диалогической речи.
Инсценировки выступают как вид речевого общения, что способствует развитию коммуникативных навыков .
Театрализованные игры приближены к естественной среде коммуникации, что способствует перенесению знаний, умений и навыков в реальную жизнь, учатся беречь и любить природу.
На начальных этапах затруднен прямой контроль усвоенных знаний, поэтому именно театрализованные постановки являются оптимальным вариантом контроля изученной темы.
Экологические театральные постановки способствуют
сплочению детей, а также эстетическому воспитанию
Гармонически развитой личности, понимающей и
принимающей закономерности природы.
У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Подготовительный этап
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, театрализованные игры, выставки фотографий «Я и природа», где изображена природа, рисунков о природе, изготовление поделок из природного материала;
показ презентаций «Что такое театр?», «Виды театров», «Природа и я», «Лесные жители», «Вода» и др.
разучивание потешек, песен, стихов, прозы;
работа над актерским мастерством, мимикой, жестами, выразительностью речи;
подготовка костюмов и атрибутов;
разучивание коротких сценок
Создание условий для театрализованной деятельности
В детском саду имеется большой, просторный музыкальный и спортивный зал, где есть возможность проводить различные мероприятия, репетиции, как с воспитателем, так и совместно с музыкальным руководителем, просматривать кинофильмы и мультфильмы, слушать музыку.
В группах оформлены уголки для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки, настольный театр, шапочки к разным сказкам, уголок ряженья и др.
А также в группе есть уголок э кспериментирования , где в достаточном количестве находятся разные лесные штучки (шишки, скорлупки, ракушки, перышки, крупы, листики, песок), которые в основном приносят сами дети и самостоятельно проводят в этих уголках несложные опыты.
Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин имеется библиотека
На игровой площадке дети также проявляют свое творчество, наблюдают, играют, познают.
Формы работы:
- этюдная работа - раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу;
- знакомство с сюжетом - дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки;
- смена ролями - проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения;
А так же традиционные формы работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.
Большое значение уделяем рисованию с детьми, лепке, поделкам природы, животных, опираясь на наблюдения, художественное слово, а также на их желание сотворить что либо прекрасное.
Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Перевоплощение в героев помогает воспитывать заботливое отношение к объектам живой и неживой природы. Ведь не захочется бросать мусор в ручеек, если ты сам был в роли Родничка. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием.
Использование театрализованной деятельности показало высокую эффективность, понравилось детям и стало традиционным для нашей группы.
Результаты работы
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.