Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье детей в наших руках»
Введение
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития
Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем не возможно.
Красота движений, грациозность, пластичность у ребенка во многом зависит от развития такого физического качества как гибкость.
Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения.
Стрейчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми.
Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости в суставах. Исходя из актуальности данной проблемы нами была определена цель.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования стрейчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: стрейчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: стрейчинг будет являться эффективным средством развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста, если:
данный вид упражнений включен в разные формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;
упражнения выполняются медленно и плавно, направлены на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза;
упражнения постепенно усложняются и выполняются из разнообразных исходных положений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития физических качеств.
2. Теоретически обосновать эффективность использования стрэйчинга как средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
3. Выявить исходный уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования стрейчинга как средства развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические положения о развитии физических качеств А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Е.В. Вавиловой; практические подходы к использованию стрейчинговых упражнений в развитии гибкости у детей дошкольного возраст (Т.И. Слуцкая; В.А. Сегаль).
Методы исследования:
1.Теоретические методы: анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Эмпирические методы: диагностические задания, направленные на выявления уровня развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста (И.Н. Кожуховой); педагогический эксперимент.
3.Интерпретационно-описательные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования: подобранный фонд специальных упражнений (стрейчинг) может быть рекомендован педагогам ДОУ для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МДОУ Детский сад «Ромашка» с. В. Кужебар, Каратузского района.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.
Глава 1. Проблема развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Теоретические и практические подходы к проблеме развития физических качеств в отечественной педагогике
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т.д. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [23]. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков;
анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Физическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту c разбега, бросок, при метании совершается с большой скоростью).
Выделяют три основные формы проявления быстроты:
латентное время двигательной реакции;
скорость отдельного движения;
частота движений.
Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
методы строго регламентированного упражнения;
соревновательный метод;
игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формированию пространственных, временных и глазомерных процессов, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановке. К физическим качествам необходимо отнести развитие силы.
По мнению Д.В. Хухлаевой сила – способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявление силы обуславливается в первую очередь силой и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата [29].
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча). От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице.
Одним из физических качеств является выносливость. Исследователи по-разному определяют ее. Так, например, В.М. Зациорский под выносливостью понимает способность противостоять утомлению [30].
Р.Е. Мотылянская, обобщая различные мнения на этот счет, дает следующее, наиболее полное, определение: «Выносливость — это способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80-90% от максимальной (в зависимости от характера двигательной деятельности» [22,с.23].
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость,— это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности, передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
В ряду с физическими качествами большое место занимает гибкость, она является одним из важнейших физических качеств.
Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).
В структуре гибкости наиболее важными компонентами могут быть координация деятельности больших мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.
Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.
«Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились еще древние люди» [23, с. 244].
Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям. Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения предельно точны и рациональны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.
Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат определенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.
Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений. Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.
Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.
Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость.
«В сущности, выносливый организм, — по мнению Н.А. Бернштейна, — должен удовлетворять трем условиям: он должен располагать богатым запасом энергии, чтобы иметь что расходовать; он должен в нужную минуту отдавать, «выложить» его широкой рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии; наконец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватало на покрытие как можно большего количества полезной работы» [30, с. 263].
Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.
В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок; психического состояния (при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается); степени возбудимости растягиваемых мышц (которая снижается при большой возбудимости); изменения ритма движений; изменения исходного положения; от массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешней температуры; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди — менее гибки) [23].
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.
Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».
Различают также общую и специальную гибкость.
Общая гибкостьхарактеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
Специальная гибкость— это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки гибкости:
накопление разнообразных двигательных навыков и умений;
2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.
Таким образом, изучив литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что единой из главных задач решаемых в процессе физического воспитания является обеспечение оптимального развития физических качеств присущих человеку.
1.2.Своеобразие развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия. Точные действия – еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость – это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.
Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами («челночный бег»), бег с обеганием препятствий и др.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег из исходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения; использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах, основные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быстрота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу); частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).
Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были длинными по продолжительности, не были однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали; бег в максимальном темпе на короткие дистанции; бег за партнером. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.
Для развития у ребят умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. Для обучения быстрому началу движений может применяться бег с ускорением по сигналу; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упражнения и подвижные игры на прогулке.
Под силой как двигательным качеством донимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений. Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила – способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек независимо от собственного веса, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Это относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5-1,8 условной единицы [29]. Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.
Упражнения для развития силовых способностей делятся на две группы: упражнения с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и упражнения, выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазанье, приседание). Большое значение имеет количество повторений упражнений. Маленькая дозировка не содействует развитию силы, а чрезмерно большая может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение необходимо отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнений. Упражнения с мышечным напряжением необходимо чередовать с упражнениями на расслабление.
Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты ит.д.
Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения. Продолжительность беспрерывных действий должна быть около 2 мин. – это время, на протяжении которого осуществляется налаживание функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Бег со средней скоростью (2-2,5 м/с) является главным средством воспитания общей выносливости дошкольника. Целесообразно включать его в занятия, увеличивая каждый раз расстояние, которое должны преодолеть дети.
Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем. Активные действия чередуются с отдыхом. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей.
1.3. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста с помощью специальных упражнений (стрейчинг)
Новый вид физической активности стрейчинг в настоящее время набирает популярность в дошкольных образовательных учреждениях
Стрейчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Исследованиями этой проблемы занималась В.А. Сегаль и некоторые другие ученые.
Стрейчинг — это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.
Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стрейчинг — это метод фиксированной растяжки.
Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах.
Эксперименты показывают, что использование различных исходных положений обеспечивает равномерное растягивание всех участков мышц, без чего невозможно полноценное развитие гибкости.
Основополагающим принципом стрейчинга является регулярность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стрейчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.
Ползучесть — это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину.
Релаксация— это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении.
Стрейчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Методика стрейчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений, она отрицает возможность использования баллистических упражнений именно из-за обязательно возникающего при этом перерастяжения мышц. Согласно этой методике, лучше недорастянуть мышцу, чем перерастянуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения всегда остается запас растяжки.
Каждый раз, выполняя упражнения с запасом растяжки, мышца тем самым подготавливается к большему растяжению, постепенно она перестает чувствовать напряжение (в основе возникновения такого мышечного изменения лежит свойство ползучести) [23].
Таким образом, постепенно, без перерастяжки и перенапряжения, можно сделать мышцы эластичными, а тело гибким.
Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, например, страшной одышки, ощущения потери сознания, какие могут возникать при рывковых движениях. Наоборот, стрейчинг успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело. Эти упражнения учат наслаждаться движением. Несмотря на то, что стрейчинг прежде всего направлен на развитие гибкости, следует избегать такого узкого понимания значения данного вида упражнений.
Основное положительное воздействие методики стрейчинга в связи с развитием гибкости можно свести к следующим факторам:
при выполнении стрейчинговых упражнений уменьшается мышечное напряжение и достигается релаксация тела;
развивается гибкость, создаются максимально благоприятные условия для развития и совершенствования других физических качеств;
осуществляется развитие координации движений, они становятся более свободными и выполняются без труда;
совершенствуется функция равновесия (а значит и вестибулярного аппарата), что способствует удержанию статических поз;
предупреждается травматизм, в особенности мышечные перерастяжки и перенапряжения;
облегчаются занятия такими видами спорта, как бег, катание на лыжах, плавание и т.д.;
обогащается знание тела, развивается внимательное отношение к нему (фокусирование внимания на различных частях тела, подвергаемых растяжению, анализ возникающих при этом ощущений является залогом правильного выполнения стрейчинговых упражнений, формирования телесной рефлексии);
формируется привычка двигаться естественно и непринужденно, улучшается обычное самочувствие.
Оздоровительная сущность стрейчинга состоит в том, что при растягивании разных частей тела в соответствующих направлениях мы добиваемся чередования напряжения и расслабления в мышцах. Меняя силу и направление нагрузки, мы можем задействовать многие группы мышц. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Расслабились мышцы — отдыхают нервы, успокаивается мысль, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Лучший способ снять ненужное напряжение — это умение дифференцированно расслабляться, достигая такого состояния, когда в отдыхающих клетках активно идут восстановительные процессы. Расслабление помогает приостановить ненужное расходование энергии, быстро нейтрализует утомление, дает ощущение покоя и сосредоточенности.
Большое значение в жизнедеятельности ребенка имеет хорошая осанка. Скелет — каркас и опора всех мягких тканей и органов, поэтому формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач физического воспитания. Очень полезны для этого упражнения на растяжку. Помимо того, что они укрепляют мышцы и связочный аппарат, при растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов, давление на заднюю продольную связку, восстанавливается циркуляция крови, лимфы, оказывается воздействие на рецепторы мышц, снимаются рефлекторные боли. В методике стрейчинга предлагаются такие упражнения, при выполнении которых удается на некоторое время полностью снять нагрузку с позвоночника.
Отличительной особенностью метода стрейчинга является то, что стрейчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стрейчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление.
Комплекс ощущений, возникающих каждый раз при принятии той или иной позы, закладывает основу для правильного выполнения упражнений, производит точную и своевременную коррекцию, помогает найти оптимальный путь для решения поставленных задач.
Исследователи утверждают, что существует связь между телесным функционированием и психическими процессами. В большинстве случаев по нарушению физического состояния можно диагностировать те или иные психические нарушения.
Психотерапевтами в ходе длительных исследований доказано, что работой, направленной на устранение, исправление физических недостатков, в том числе и снятие телесных зажимов, раскрепощение тела, наделение его способностью свободно двигаться (а развитие гибкости и осанки предусматривает именно эти цели), можно устранить и психические нарушения, т.е., устраняя следствие, мы устраняем и причину.
С помощью стрейчинговых упражнений удается максимально просто и эффективно снять очаги мышечного напряжения, расслабить мышцы, помочь человеку почувствовать мышцы. Делая тело ребенка гибким, мы даруем ему и двигательную свободу, в конечном счете, способствуем восстановлению психического равновесия и открываем перед детьми возможность через тело взаимодействовать со своим внутренним миром.
Использование стрейчинга как системы упражнений, направленных на развитие гибкости и снятие мышечных зажимов, способствующих совершенствованию ощущений, познанию собственного тела и его деятельности и на этой основе сознательному управлению движениями, приобретает особое значение в свете так называемой «соматической теории», создателем которой является американский врач Томас Ханна. «Необходимо с самого детства формировать внимательное и сознательное отношение к своему телу, а через него — к своему внутреннему миру, — считает Томас Ханна. — Необходимо с детства привить детям ответственное отношение к себе, помочь им понять, как действует их тело, создать в теле способности двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. Важно формировать у них умение сознательного управления движениями, а через их воздействие — на психические процессы. Это уникальная способность человека, но ее нужно развивать с детства» [30].
Доктор Томас Ханна считает, что гибкость — важное психофизическое качество, направленное на совершенствование не только тела, но и духа. Он разработал программу упражнений, обосновал роль соматических упражнений, цель которых — обеспечить контроль над движениями мышц, расслабить их. Предложенная им несложная гибкая программа физических и психологических упражнений требует совсем немного времени. Однако выбор времени выполнения этих упражнений зависит от биологических ритмов. В результате исследований он пришел к выводу, что наилучшее время для занятий — 18.00, поскольку именно к этому времени мышцы наиболее расслаблены и работоспособны. В отличие от физических упражнений, рекомендованных в физической культуре (рывковые, маховые), Т. Ханна разработал методику упражнений на развитие гибкости. Эта методика направлена на то, чтобы сохранить достигнутое и еще больше развить приобретенные качества. Программа построена по принципу постепенного усложнения; упражнения должны выполняться в медленном темпе с учетом многоступенчатой нагрузки на мышцы и анатомо-физиологических особенностей человека.
Многоступенчатая нагрузка дает возможность в медленном темпе — без болевых ощущений, вреда, травм — осуществить растяжку мышц. Доктор Томас Ханна утверждает, что когда ребенок научится говорить свободно, раскрепощенно владеть своим телом, его социальная роль повышается. Правильное использование соматических и стрейчинговых упражнений открывает перед ребенком уникальные возможности: обеспечивает не только физическое здоровье на долгие годы, но и здоровье психическое, помогает познать и максимально реализовать свои возможности, формирует активную жизненную позицию, позволяет занять достойное место в обществе, самоактуализоваться, стать свободным, независимым, уверенным в себе.
Стрейчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребенка в рабочий ритм. Этому способствует сочетание выполнения движений со словом (В.А. Сегаль). Например, наклон из положения сидя ребенок выполняет под стихотворный текст:
Сели, спинку прямо держим.
Гордо голову подняли.
На носочках взгляд задержим.
И в наклоны поиграем.
Применяются упражнения с мячом, игровые упражнения типа «Поспеши, но не ошибись»; «Велосипед»; «Вместе—врозь»; «Перекаты» и др., подвижные игры «Шлепанье», игры для развития «мелкой моторики рук» и т.д. [23].
Таким образом, можно утверждать, что занятия стрейчингом способствуют гармоничному развитию и укреплению систем и функций организма. Регулярное выполнение этих упражнений укрепляет мышечно-связочный аппарат рук, ног, туловища, восстанавливает гибкость суставов и позвоночника, повышает работоспособность, уравновешивает нервную систему и научает снимать психоэмоциональные и физические перегрузки.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста с помощью стрейчинга
2.1. Выявление уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.
Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада «Ромашка» села Верхний Кужебар в период с 10.09.2008 года по 10.03.2009 года. В экспериментальном исследовании участвовали дети старшей группы в количестве 10 человек.
Цель: выявить уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики и выявления уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мы использовали тест на гибкость (гибкость всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок), предложенный И.Н. Кожуховой.
Тест на гибкость.
Ребенок становиться на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус.
Результаты оценивались по трем уровням.
Высокий уровень – ребенок при наклоне вниз дотягивается до нулевой отметки.
Средний уровень – ребенок при наклоне вниз дотягивается до показателей на линейке от -1 до -4 см.
Низкий уровень – ребенок при наклоне вниз дотягивается до показателя на линейке от – 5 см и ниже.
Результаты тестирования представлены в таблице 1, рисунке 1 и приложении А.
Таблица 1
Уровень развития гибкости у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Уровни
Абсолютное кол-во детей
%
Высокий
2
20%
Средний
2
20%
Низкий
6
60%
Рисунок 1. Уровень развития гибкости у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ проведенного тестирования показал, что 20% детей (2 ребенка) имеют высокий уровень развития гибкости; 20% детей (2 ребенка) – имеют средний уровень развития гибкости и 60% детей (6 человек) имеют низкий уровень развития гибкости.
Таким образом, в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста с помощью стрейчинга
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цель: подобрать фонд специальных упражнений (стрейчинг) и опытно-экспериментальным путем доказать его эффективность в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации нашей цели нами были изучены существующие условия по развитию физических качеств в МДОУ детский сад «Ромашка» с. Верхний Кужебар. Были проанализированы тематические планы воспитателя и инструктора по физической культуре. В тематических планах не прослеживается система развития физических качеств. Воспитатель и инструктор по физической культуре эпизодически использует упражнения развивающие гибкость у детей старшего дошкольного возраста и включают их в такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и физкультурные занятия. В связи с этим, возникает острая необходимость совершенствования режима двигательной активности детей.
Исходя из этого, нами был подобран фонд стрейчинговых упражнений направленных на развитие и совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата, с целью улучшения эластических свойств, создания прочных мышц и связок.
Упражнения были подобраны на растягивание практически всех мышц тела, выполнялись из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах.
Дети выполняли упражнения в медленном темпе с запасом растяжки, тем самым, подготавливая мышцы к большому растяжению при этом уменьшалось мышечное напряжение и достигалась релаксация тела.
Подобранный фонд стрейчинговых упражнений мы включали ежедневно в утреннюю гимнастику (не менее 4-х упражнений); в гимнастику после дневного сна (не менее 3-х упражнений) и на физкультурных занятиях (не менее 4-х упражнений).
Упражнения могли проводиться в форме игры (игровой стрейчинг) в свободное от занятий время в игровой комнате.
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах утренней гимнастики
И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге; следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы.
По - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях.
И.п. - стоя, ноги пошире.
Наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
И.п. - Шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой.
Прогнуться. Тоже с шагом вперед правой.
По - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях.
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах после дневного сна
И. п.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 4-5 раз.
И. п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.
И. п.: упор на коленях. Взмах ногой, руки согнуты.
И. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову (взрослый считает до 4-5). Лечь, расслабиться.
И. п.: лежа на животе. Поднять обе руки вверх, хлопнуть 3-5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, расслабиться.
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах на физкультурных занятиях
И. п.: стать прямо, руки вниз. Размахивать руками вперед-назад, делая хлопки впереди и сзади себя. То же в стороны, хлопок над головой.
И. п.: то же. Поднять руки за голову, пальцами касаться затылка, свести локти назад, опустить руки.
И. п.: стать прямо, руки в стороны. Согнуть руки в локтях, касаясь пальцами затылка, локти отвести назад, выпрямить руки в стороны, снова согнуть их. (Это же стоя на коленях, сидя, лежа.)
И. п.: стать, ноги вместе, руки вниз. Присесть, обхватить колени руками, наклонить голову к коленям, выпрямиться.
И. п.: стать, пятки вместе, носки врозь одной рукой держаться за спинку стула, рейку гимнастической стенки, другая на поясе. Присесть, колени развести шире, спина прямая. Встать, выпрямиться.
И. п.: стать, ноги слегка расставить, руки па поясе. Сделать 2-3 полуприседания, с каждым разом приседая все ниже, выпрямиться.
И. п.: стать прямо, ноги вместе, руки на пояс. Повернуться вправо (влево), правую (левую) руку выпрямить в сторону. Стать прямо, руку вернуть в исходное положение.
И. п.: стать, ноги на ширине плеч, руки в замок над головой. Наклониться вперед-вниз, не сгибая колен, энергично опустить руки вниз; выпрямиться («Дровосек»).
И. п.: то же, руки вниз. Наклониться вперед, не сгибая колен, коснуться руками носков ног; выпрямиться.
Результаты проведенной работы изложены в пункте 2.3.
2.3. Анализ полученных результатов
На контрольном этапе была поставлена цель: проверить результативность апробированного фонда стрейчинговых упражнений направленного на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели была проведена диагностика по выявлению уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Результаты диагностики представлены в таблице 2, рисунке 2, приложение Б.
Таблица 2
Уровень развития гибкости у детей экспериментальной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Уровни
Абсолютное кол-во детей
%
Высокий
3
30%
Средний
5
50%
Низкий
2
20%
Рисунок 2. Уровень развития гибкости у детей экспериментальной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов выявил, что высокий уровень развития гибкости имеют 30% детей (3 ребенка). Средний уровень 50% детей (5 человек) и низкий уровень развития гибкости имеют 20% детей (2 ребенка).
Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы позволяет сделать следующий вывод (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнительный анализ развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольных этапах опытно-экспериментальной работы.
В результате целенаправленной работы и использования стрейчинговых упражнений в разнообразных физкультурно-оздоровительных формах дошкольно-образовательного учреждения количество детей, имеющий высокий уровень, увеличилось на 10% (1 ребенок), количество детей, имеющие средний уровень, увеличилось на 30% (3 ребенка), количество детей, имеющие низкий уровень, уменьшился на 40% (4 ребенка).
Таким образом, в целом уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста вырос на 40%.
Эксперимент показал, что использование различных исходных положений в упражнениях обеспечивает равномерное растягивание всех участков мышц, без чего невозможно полноценное развитие гибкости.
При выполнении стрейчинговых упражнений уменьшалось мышечное напряжение, и достигалась релаксация тела.
Заключение
На современном этапе одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросу формирования физических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.
Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности.
Значимость гибкости как важность физического качества не подлежит сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Это умение чрезвычайно ценилось, и к его достижению стремились еще древние люди.
В настоящее время новое направление, а именно система стрейчинга набирает популярность в дошкольных образовательных учреждениях. Стрейчинговые упражнения дают возможность эффективно улучшить гибкость у детей дошкольного возраста.
Материалы, полученные в ходе нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что стрейчинг является эффективным средством развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если педагог включает упражнения в разные формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; упражнения выполняются медленно и плавно, и направлены на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза; упражнения постепенно усложняются и выполняются из разнообразных исходных положений.
Несомненно, гибкость является не единственным, но, безусловно, важным, фактором развития человека и ее развитие в сочетании с развитием силы, ловкости, координации движения и т.д. позволит воспитать здорового и сильного человека. Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, тем самым осуществляется процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение. Таким образом, мы можем сделать вывод, что полноценное решение задач физического воспитания достигаются только при комплексном применении всех его средств. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Список литературы
Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика» / А.И. Буренина. – СПб.; 1994. - 22с.
Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] /М.М. Боген. М.: Просвещение, 1985.- 103с.
Баканенкова, Л.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы [Текст] / Л.И. Баканенкова-М.: Просвещение, 1982.-99с.
Васильева, М.И. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.И. Васильева. -М.: Просвещение,1985.- 69с.
Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Тест] /Е.Н. Вавилова- М.: Просвещение, 1986.-102с.
Глазырина, Л.Д., Овсинкин, В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Д Глазырина, В.А. Овсинкин. - М., 1999.-190с.
Демидова, Ю.Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности [Текст] / Ю.Е. Демидова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. – С. 21-26.
Дебрева, Е.Е., Гурфинкель, B.C., Левик, Ю.С. О связи между восприятием положения звеньев тела и движения [Текст] / Е.Е. Дебрева, B.C. Гурфинкель, Ю.С. Левик. – М.; 1985. - 67с.
Давыдова, Н.Г. Гимнастика в детском саду [Текст] / Н.Г. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6. – С. 66.
Демидова, Ю.Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности [Текст] / Ю.Е. Демидова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №3. – С. 12.
Давыдова, Н.Г. Гимнастика в детском саду [Текст] / Н.Г. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 2004.- №5. – С. 54-56.
Киргинцева, И. Физическое воспитание круглый год [Текст] / И. Киргинцева // Дошкольное воспитание. – 2004.- № 1. – С. 60.
Коротков, И.М. Подвижные игры детей [Текст] / И.М. Коротков. – М.: Советская Россия, 1987.- 187с.
Колесникова, Т. Воспитание у ребенка дошкольного возраста потребности быть здоровым [Текст] / Т. Колесникова //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12.- С. 34.
Константинова, А.И. Игровой стрэйчинг [Текст] / А.И. Константинова. – СПб.: Учебно-методический центр «Аллегро», 1993. -35с.
Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. - 58с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт,1991.- 176с.
Осокина, П.И. Физическая культура в детском саду [Текст]/П.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1973.-186с.
Рунова, М.А., Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов. / М.А. Рунова.- М.: Просвещение, 2000.-46с.
Студинкин, М.Я. Книга о здоровье детей [Текст] / М.Я. Студинкин.- М.: Просвещение, 1986.-85с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2007.-368с.
Тур, А.Ф. Физическое воспитание детей в семье [Текст] / А.Ф.Тур-М.: Просвещение, 1997.- 64с.
Усаков, В.И. Первые шаги к физическому совершенству [Текст] / В.И. Усаков. - М.: Просвещение, 1984.-80с.
Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И. Усаков.- Красноярск; 1989. -34с.
Филиппова, С. О проблемах физического совершенствования детей в ДОУ [Текст] /С. Филиппова.- М.: Просвещение, 1999.-99с.
Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2007.- 480с.
Шинн, Б.М. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.М. Шинн. - М.: Просвещение, 1982.- 98с.
Шишкина, В.А. Движение + Движение [Текст] / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение, 1992.- 92с.
Шебеко, В.Н. Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.; 2000.-66с.
Приложение
Приложение А
Результаты диагностического теста на выявление уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста предложенный
И.Н. Кожуховой.
Таблица А.1
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Ф.И. ребенка
Уровень развития гибкости (см.)
Уровни
ВУ
СУ
НУ
Оля.Б
0
В
Наташа Р.
5
Н
Максим К.
7
Н
Вера Е.
0
В
Настя К.
4
С
Валя Л.
8
Н
Алена Ж.
7
Н
Артем Н.
5
Н
Валя К.
3
С
Женя Г.
6
Н
Количество детей
2
2
6
%
20%
20%
60%
Приложение Б
Результаты диагностического теста на выявление уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста предложенный
И.Н. Кожуховой.
Таблица Б.1
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Ф.И. ребенка
Уровень развития гибкости (см.)
Уровни
ВУ
СУ
НУ
Оля.Б
0
В
Наташа Р.
0
В
Максим К.
4
С
Вера Е.
6
Н
Настя К.
0
В
Валя Л.
2
С
Алена Ж.
1
С
Артем Н.
1
С
Валя К.
4
С
Женя Г.
6
Н
Количество детей
3
5
2
%
30%
50%
20%
Приложение В
Игровой стрейчинг
Упражнение «Аист»
Продолжение приложения В
Упражнение «Рябинушка»
Продолжение приложения В
Упражнение «Улитка»
Продолжение приложения В
Упражнение «Слон»
Продолжение приложения В
Упражнение «Летучая мышь»
Продолжение приложения В
Упражнение «Носорог»
Приложение Г
Игровой стрэйчинг на практике в детском саду
Упражнение «Рябинушка»
Упражнение «Рыбка»
П
Упражнение «Наши ножки»
Упражнение «Лягушка»
родолжение приложения Г
Приложение Д
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах утренней гимнастики
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Круговые движение головой вправо. Круговые движения головой влево.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Круговые движения руками вперед. Круговые движения руками назад.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Отведение рук в стороны.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Наклоны туловища вперед. Наклоны туловища назад.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
Вращательное движение голени вправо. Вращательное движение голени влево.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
Вращательное движение голени влево. Вращательное движение голени вправо.
Рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
И.п. - о.с. рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз. Правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
И.п. - о.с. Руки перед собой. Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз. Наклоны туловища назад 10 раз.
И.п. - Сидя на матрасе руки, перед собой. Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
Продолжение приложения Д
И.п. - Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади. Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на полу. Приседание на шпагат.
И.п.- лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное количество раз.
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах после дневного сна
И. п.: стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его, помогая. Когда первый поднимается, садится второй. По мере освоения упражнения приседание выполняется одновременно двумя детьми.
И. п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая то одну, то другую руку, с силой давить на ладони партнера.
И. п.: стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спинами. Повторить 5-6 раз.
И. п.: один сидит на полу, ноги прямые, второй стоит придерживая его ноги. Ложиться и садиться по 8-10 раз, меняясь местами.
И. п.: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То же, сидя.
И. п.: стоя лицом, друг к другу, между ними на полу две линии или шнуры на расстоянии 30 см. Берутся за руки и тянут, стараясь затащить партнера в «реку».
Продолжение приложения Д
И. п.: сидя ноги скрестно, мяч в руках. Поднять вверх, опустить за голову (сгибая руки), снова вверх и вниз. Повторить 6-7 раз.
И. п.: сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпрямиться, мяч к груди.
И. п.: сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча. Повторить 6-7 раз.
И. п.: лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот и обратно с мячом в руках. Чередовать перекат в правую и левую сторону 3-4 раза.
И. п.: стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
И. п.: лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола, поочередно ударять по мячу руками.
И. п.: сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.
И. п.: мяч на полу. Стать на него на колени, подняться.
Стрейчинговые упражнения, используемые в комплексах на физкультурных занятиях
И. п.: стать прямо, руки перед грудью согнуты в локтях, кисти рук одна на другой, ладонями вниз. Отвести 2-3 раза локти назад, развести руки в стороны, опустить вниз.
И. п.: стать прямо, руки вниз. Делать круговые движения прямыми руками вперед-назад попеременно и вместе («Мельница»).
И. п.: стать, пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, голова прямо, руки вниз. Поднять руки вверх, смотреть на них и подняться на носки; опустить руки, стать на всю ступню.
Продолжение приложения Д
И. п.: стать, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Выставлять попеременно ноги на носок вперед или в сторону, приставлять их. Голову не опускать.
И. п.: стать прямо, руки вниз. Поднять ногу, согнутую в колене, обхватить колено руками и притянуть к туловищу, опустить ногу, выпрямиться.
И. п.: стоя боком на палке, руки вниз. Передвигаться по палке вправо и влево, приставным шагом, смотреть вперед. Проделать то же, передвигаясь носками по полу, пятками по палке, канату, и наоборот, носками по палке, пятками по полу.
И. п.: стать, ноги пошире, руки вниз, в одной руке мяч, кегля. Наклониться вперед-вниз, передать предмет из одной руки в другую за правой (левой) ногой; выпрямиться.
И. п.: то же без предмета. Наклониться вправо, правая рука скользит вниз, левая вверх, выпрямиться, руки опустить. То же в левую сторону («Насос»).
И. п.: сидя, ноги «калачиком», в руках мяч (шарик). В.: передавать предмет рядом сидящему двумя руками вправо, влево, вперед, назад.
И. п.: стать прямо, руки вниз, мяч, кегля в правой руке. Быстро передавать мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
И. п.: лежа на спине, руки в стороны или вниз, в одной руке мяч, кегля. Поднять руки вверх, не отрывая их от пола, переложить предмет из одной руки в другую, развести руки в стороны, опустить вниз.
И. п.: основная стойка, палка вниз. В.: поднять палку вверх, подняться на носки, хорошо потянуться; опустить палку вниз, стать на ступню.
И. п.: стать, ступни параллельно, руки вниз. Приподняться на носки, делать перекаты с носком на пятки. Руки свободно движутся вперед-назад, сопровождая перекаты.
Продолжение приложения Д
И. п.: стать, ступни параллельно, руки вниз. Взмахнуть прямой ногой вперед-вверх, сделать хлопок под ногой, опустить ногу; повторить движение другой ногой и т. д.
И. п.: то же, руки впил, в одной руке кубик. Поднять ногу, согнутую в колене, переложить кубик из одной руки в другую под ногой (то же с мячом, кеглей).
И. п.: сесть, опираясь руками сзади, ноги вытянуты. Поочередно поднимать и опускать прямые ноги (при опускании ног по ударять пятками об пол).
И. п.: сесть, ноги вытянуть, в одной руке мяч. Приподнять прямую правую (левую) ногу, передать мяч из одной руки в другую под ногой, опустить ногу. То же, поднимая обе ноги одновременно.
И. п.: сесть, ноги выпрямить. Захватить мяч ступнями, приподнять его от пола, подтянуть к себе, согнув ноги, взять мяч руками. Вытянуть ноги, снова, положить мяч на пол.
И. п.: основная стойка, палка вперед. Сгибая и разгибая руки, прижать палку к груди, поднять вверх, снова опустить на грудь, (то же сидя, стоя на коленях).
И. п.: лежа на спине, палка внизу на бедрах. Поднять руки вверх, опустить палку на пол; положить палку на бедра.
И. п.: стать прямо, обруч вниз хватом изнутри. Поднять обруч вверх, опустить его на плечи и ниже, до положения руки вниз. Поднять обруч вверх, опустить в исходное положение.
И. п.: стать, ноги вместе, в руках палка. Поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, прижать колено палкой к туловищу; приставить ногу, руки опустить (то же с обручем).
И. п.: то же. Присесть, палку поднять вперед, спина прямая, встать, палку опустить (то же с обручем).
Продолжение приложения Д
И. п.: то же. Приседая, перенести палку за плечи; встать, выпрямиться, палка вниз
И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Попеременно поднимать и опускать прямые ноги (при опускании ног не ударять пятками об пол).
И. п.: то же, в руках предмет (кубик, мяч, кегля). Положить предмет двумя руками за голову как можно дальше, стараясь не отрывать ноги от пола; опустить руки вдоль туловища, поднять их, взять предмет.
И. п.: стать, ноги вместе, палка вниз. Наклониться вперед, положить палку на пол; выпрямиться; наклониться, взять палку, выпрямиться.
Стрейчинговые упражнения, используемые в форме игры в свободное от занятий время
«Сказка о Карандаше и Резинке»
Дети садятся в исходное положение. Педагог приступает к рассказу.
- Уверена, что вы все любите рисовать. Тогда, здравствуй, юный художник! Да, именно художник, потому что всякий, кто умеет придумывать и фантазировать, кто в своем воображении создает целый мир, может так себя и назвать. Но этого мало. Важно, чтобы не только ты сам считал себя художником, надо, чтобы это сказали о тебе другие. И в этом тебя поддержат карандаши, фломастеры, резинка-ластик. Если ты не научишься правильно ими пользоваться, они помогут тебе нарисовать много интересного и удивительного. Ведь карандаши - это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но так устроен наш мир, что даже волшебству надо учиться.
Представим, что наши ножки – карандаши.
Исходное положение – дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз.
Продолжение приложения Д
Упражнение «Ящерица»
И.п. – лечь ничком, руки вытянуть вдоль тела, ладони прижать к полу.
Поднять прямые ноги насколько можно выше, опираясь об пол руками, грудью, подбородком.
Задержать нужное время
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
- А уж, сколько Карандаш рисовал кошку с собачкой и не сосчитать.
Упражнение «Кошечка»
И.п. – встать на колени, прямыми руками упереться в пол на уровень плеч.
Поднять голову, максимально прогнуть спину («ласковая кошечка»). Задержать нужное время. Опустить голову, максимально выгнуть спину («сердитая кошечка»).
Задержать нужное время.
Повторить нужное число раз. Дети садятся в исходное положение и слушают сказку дальше.
- Когда у Карандаша получались хорошие рисунки, он радовался, а когда что-то не получалось – огорчался, но любимое дело не бросал.
Упражнение «Летучая мышь»
И.п.- сесть в позу «прямого», развести ноги в стороны как можно шире. Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу.
Задержаться нужное время.
Упражнение «Носорог»
И.п. – лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть. Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну, сгибая ее в колени. Стараться коленом коснуться носа. Другая нога сохраняет прямое положение на полу.