дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : «Здравствуй, детский сад!» |
Сентябрь 1 неделя | «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь» Цель: Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. Литература : Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», с. 27 | Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. «Пирамида» Цель: Закреплять умение скатывать из пластилина шары разных размеров и расплющивать их между ладоней. Продолжать учить соединять части, прижимая их друг к другу. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | «Нарисуй картинку про лето» Цель: Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывая ее в воде, осушать о тряпочку. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Сентябрь 2 неделя | « Игрушки в группе» Цель: Знакомить с названием игрушек, учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Звуковая культура речи: звуки с и сь. Цель: Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. «Сказочные герои» Цель: Учить складывать изображение сказочного героя из четырех частей, наносить клей кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям. Закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | «Мишутка» Цель: Учить детей рисовать простым карандашом, а потом оформлять работу в цвете. Учить рисовать игрушечного медведя, стоящего на задних лапах, правильно располагая части и соотнося их по размеру. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | «Бумажная лягушка» Цель: Учить сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
Тема : «Осень» |
Сентябрь 3 неделя | «Что нам осень принесла?» Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Цель: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Лепка. « Овощи». Цель: Учить лепить из пластилина предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и память. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | «На яблоне поспели яблоки» Цель: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Сентябрь 4 неделя | «У медведя во бору грибы, ягоды беру .. « Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Сказка В. Сутеева «Под грибом». Цель: Учить слушать художественное произведение, развивать внимание, память; формировать речевые навыки. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. « Ширма с ягодами». Цель: Расширять знания детей об овощах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | «Гриб» Цель: Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | «Ягодный ларек» Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий ; в различении и назывании цветов. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : Осень |
Октябрь 1 неделя | Прохождение экологической тропы. Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. Цель: продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Большие и маленькие морковки. Цель: Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом. Литература: Комарова Т. С . «Лепка». | «Осенние листья» Цель: Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Тема: Я в мире человек. |
Октябрь 2 неделя | Моя семья. Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Описание семьи. Помощь по дому. Цель: Учить описывать семью, рассказывать о помощи родителям. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. Неваляшки. Цель: Учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадратов, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Семья неваляшек. Цель: Побудить детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать характерные особенности неваляшек. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Мой домик. Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий. Литература: Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» |
Октябрь 3 неделя | Мои друзья. Цель: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Учить проявлять заботу и внимание друг к другу. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: звуки з и зь. Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить различать слова со звуками з, зь. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Семья матрешек. Цель: Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом и при помощи стеки. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Есть такие мальчики. Цель: Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Октябрь 4 неделя | Петрушка идет трудиться. Цель: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка идет трудиться». Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Консервируем овощи и фрукты. Цель: продолжать учить наклеивать готовые формы, пользоваться кистью, клеем, клеенкой и тряпочкой. Литература: Малышева А. Н. «Аппликация в детском саду»
| Декоративное рисование «Украшение фартука» Цель: Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | «Дерево» Цель: Учить из бумаги коричневого цвета делать ствол дерева, сворачивая конусом и склеивая края, приклеивать к стволу полоски бумаги разного размера для веток. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
Тема: Мы художники» |
Октябрь 5 неделя | Петрушка идет рисовать. Цель: Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Заучивание рус. нар. песенки «Тень-тень-потетень». Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Укрась салфетку. Цель: Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину , углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Украшение платочка. Цель: Знакомить детей с росписью дымковской игруш-ки. Учить равномерно покры-вать лист слитными линиями (вертикальными и горизон- тальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : Мой город, моя страна. |
Ноябрь 1 неделя | Мой город. Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Чтение сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Железная дорога. Цель: Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику пальцев. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Мастера из Города. Цель: Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву; с изделиями городецких мастеров. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Ноябрь 2 неделя | Целевая прогулка «Что такое улица». Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; объяснить, как важно знать свой адрес. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: звук ц. Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука ц (в слогах, словах); совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. В нашем селе построен большой дом» Цель: Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Литература: Комарова Т. С. «Аппликация» | Дом, в котором ты живешь. Цель: учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Заборчик. Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий ; в различении и назывании цветов. Литература: Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» |
Тема : «Кто нас окружает: домашние животные» |
Ноябрь 3 неделя | «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных» Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Котенок. Цель: Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Котенок. Цель: Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Тема : «Кто нас окружает: дикие животные» |
Ноябрь 4 неделя | «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных» Цель: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булгакова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Ёжик. Цель: Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Развивать мелкую моторику рук. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Встреча лисы и Колобка. Цель: Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Мордочка лисы. Цель: Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Литература: Колдина Д. Н. |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : Домашние птицы |
Декабрь 1 неделя | Домашние питомцы. Петушок. Цель: познакомить с названиями домашних птиц, их детенышами; упражнять в употреблении существительных во мн. числе; дать понятие о пользе, которые приносят животные. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Русские сказки (минивикторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Цыпленок. Цель: Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Цыпленок. Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Тема: Живой уголок. |
Декабрь 2 неделя | Дежурство в уголке природы. Цель: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Звуковая культура речи: звук ш. Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука ш (в слогах, словах); совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ш, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Рыбка. Цель: Учить располагать и наклеивать засушенные листья на листе так, чтобы получился задуманный предмет. Развивать мелкую моторику пальцев. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Рыбка. Цель: Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Аквариумные рыбки. Цель: учить создавать образ аквариумной рыбки, передавать в поделке ее форму, части тела, развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, по горизонтали и вертикали пополам. |
Тема : Новогодний праздник |
Декабрь 3 неделя | Узнай все о себе, воздушный шарик. Цель: Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом использования. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». Цель: Выяснить, какик программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка по замыслу. «Слепи, что тебе хочется» Цель: Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Литература: Комарова Т. С. «Лепка». | Цветные шары. Цель: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Закреплять навыки закрашивания. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Декабрь 4 неделя | Праздник Новый год. Цель: Познакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать елочные игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине; развивать внимание и мышление. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Чтение и заучивание стихотворений о зиме. Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Бусы на ёлку. Цель: Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Наша нарядная елка. Цель: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвям. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Гирлянда. Цель: Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема: Зима |
Январь 1 неделя | «Почему растаяла Снегурочка? Свойства снега». Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Цель: Учить детей составлять рассказы по картине; закреплять умение придумывать название картины. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Снежинка. Цель: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Снегурочка. Цель: Учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка к низу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Январь 2 неделя | Замечательный врач. Профессии. Цель: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: звук ж. Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука ж (в слогах, словах); совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ж, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Строитель. Цель: Учить создавать объемный предмет; складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, срезать прямоугольные углы у сложенного пополам прямоугольника для получения трапеции. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Петух и краски. Цель: Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа. Воспитывать отзывчивость и доброту. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Мой двор. Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий ; в различении и назывании цветов. Литература: Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» |
Январь 3 неделя | Путешествие в прошлое одежды. Цель: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы ( учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды) Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». Цель: Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Девочка в зимней одежде. Цель: Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. учить выделять части человеческой фигуры в одежде ( голова , расширяющаяся к низу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Декоративное рисование. Укрась юбку дымковской барышни. Цель: Закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Январь 4 неделя | В гости к деду Природоведу. Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». Цель: Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Белая снежинка. Цель: Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Зимний пейзаж. Цель: Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь. Развивать любовь к природе. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Снежный дворец. Цель: Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий ; в различении и назывании цветов. Литература: Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема: Посуда |
Февраль 1 неделя | В мире стекла. Цель: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Мини – викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Чашка и блюдце. Цель: Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину. Закреплять умение пользоваться стекой. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Чашка. Цель: Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Тема: День Защитника Отечества |
Февраль 2 неделя | Петрушка – физкультурник. Цель: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению; уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: звук ч. Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука ч(в слогах, словах); совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух детей. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Волшебные палочки. Цель: Учить детей составлять изображения знакомых предметов из полосок. Развивать творческое воображение детей. Закреплять приемы аккуратной работы с аппликационными материалами. Литература: Малышева А. Н. «Аппликация в детском саду» | Украсим полоску флажками. Цель: Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием. Развивать эстетические чувства. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Самолеты. Цель: Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения, от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу. Литература: Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала» |
Февраль 3 неделя | Наша армия. Цель: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Цель: Учить слушать произведение и отвечать на вопросы; развивать внимание, память. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Лепка. Самолеты. Цель: Продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Самолеты летят сквозь облака. Цель: учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Тема: День птиц |
Февраль 4 неделя | Стайка снегирей на ветках рябины. Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Сказка В. Осеевой «Сороки». Цель: Учить слушать тексты, развивать внимание, память. Воспитывать любовь к птицам. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. Вот на ветках птички: снегири, синички. Цель: Учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их. Правильно работать с ножницами. Литература: Малышева А. Н. «Аппликация в детском саду» | Сова. Цель: Учить детей рисовать птицу, используя овал и круг. Познакомить с отличительными особенностями совы. Развивать воображение. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Лебедь. Цель: Научить изготавливать фигуру лебедя из бумаги, закреплять знания о строении тела лебедя, воспитывать бережное отношение к природе. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема: Международный женский день |
Март 1 неделя | Забота о маме. Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей; учит описывать маму. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Готовимся встречать весну и Международный женский день. Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Красивый цветок. Цель: Учить изображать цветок из тонко раскатанного пластилинового жгутика и располагать его на картоне; развивать фантазию, поощрять творческую инициативу. Литература: Павлова О. В. «Изобразительная деятельность и ручной труд в детском саду» | Веточка мимозы. Цель: Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Март 2 неделя | Цветы. Трава и цветы на лужайке. Цель: Знакомить с названиями цветов, их строением, упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить сравнивать цветы. Литература : Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Составление рассказов по картине «На полянке» Цель: Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Цветы в вазе. Цель: Учить составлять композицию из заготовленных деталей, вырезанных из открыток и журнальной бумаги. Продолжать упражнять в аккуратном и ровном наклеивании. Воспитывать любовь к маме. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Расцвели красивые цветы. Цель: Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Поздравительная открытка. Цель: Упражнять в складывании, вырезании круга из квадрата, закреплять навыки резания по разметке, в сминании мягкой бумаги в маленькие плотные комочки. Литература: Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду» |
Тема: Весна |
Март 3 неделя | Посадка лука. Цель: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Составление рассказов по картине. Цель: Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Лук. Цель: Обогащение знаний по теме «Овощи» и их полезных свойствах. Учить детей лепить лук, развивать мелкую моторику рук. | Лук. Цель: Вызвать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зеленого лука, желание его, нарисовать красками. Учить самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги ; аккуратно пользоваться красками. | |
Март 4 неделя | Путешествие в прошлое кресла. Цель: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы ( учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды) Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: л, ль. Цель: Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Полосатый коврик. Цель: Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учит украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Расписные стульчики. Цель: Закреплять знания детей о городецкой росписи, учить ритмично располагать узор, выполнять отдельные элементы росписи; развивать умение рисовать кистью; воспитывать интерес к народному творчеству. Литература: Павлова О. В. «Изобразительная деятельность и ручной труд в детском саду» | Фонарик для гномика. Цель: Упражнять в приеме складывания «книжечка», произвольно нарезать бумагу узкими полосками, украшать поделку аппликацией. Литература: Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : Весна |
Апрель 1 неделя | Экологическая тропа весной. Цель: Расширять пред – ставления детей о сезон – ных изменениях в приро -де; показать объекты экологической тропы вес-ной; формировать береж-ное отношение к окружаю щей природе. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Литературный колейдоскоп. Цель: Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Цветные зонтики. Цель: Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать по- лученному диску нужную форму; закреп- лять умение самостоя- тельно украшать изде – лие барельефом; разви – вать мелкую моторику пальцев. Литература: Колдина Д. Н. «Лепка». | Нарисуй картинку про весну. Цель: Учить детей пере- давать в рисунке впечат ления от весны. Разви – вать умение удачно рас полагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | |
Тема: Наши зеленые друзья. |
Апрель 2 неделя | Мир комнатных растений Цель Расширять представле – ния детей о комнатных растениях: их пользе и строе – нии; учить различать комнатные растения по внешнему виду. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Чтение стихотворе - ния В. Паспалеевой ”Лесная фиалка”. Цель: Учить детей слушать художествен – ное произведение и отвечать на вопросы по нему. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. Цветок в горшке. Цель: Учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Алоэ. Цель: Продолжать учить рисовать кистью предмет с натуры. Познакомить с комнат – ным растением алоэ. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование»
| Цветок тюльпана. Цель: Учить детей делать цветок из бумаги, ровно складывая концы бумаги. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
Тема: Опасности вокруг нас. |
Апрель 3 неделя | Мы пешеходы. Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице; познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движе –ния пешеходов по тротуару и через проезжую часть группами и индивидуально. Литература: Беляевскова Г. Д. «Правила дорожного движения» | Звуковая культура речи: звуки щ и ч. Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука щ и ч дифференциации звуков Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Машина у светофора. Цель: Учить детей создавать сюжетную композицию в лепке, сглаживая поверх – ность вылепленного предмета. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия | Светофор. Цель: Учить детей рисовать светофор. Учить самостоятельно располагать изображение по середине листа бумаги ; аккуратно пользоваться красками. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | |
Апрель 4 неделя | Наблюдение за городским транспортом. Цель: Закреплять знания о пра – вилах дорожного движения, о двустороннем движении; развивать умение различать пас сажирский, грузовой транспорт; воспитывать уважение к людям разных профессий. Литература: Беляевскова Г. Д. «Правила дорожного движения» | «Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берта Цель: Познакомить детей с новым произведением, учить четко отвечать на вопросы. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. Грузовик Цель: Продолжать учить правильно держать ножницы. Учить вырезать круглые фор-мы из квадратов путем скруг-ления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа. Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация». | «Мчат машины на дороге» Цель: Развивать умение рисовать кистью, располагать предмет на листе с учетом его пропорции; закреплять знания о цветах; знакомить с разными видами машин. Литература: Павлова О. В. «Изобразительная деятельность и ручной труд в детском саду» | «Веселый поезд» Цель: Учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складыва – ния “Книжечка”, учить делить полоску на части приемом складывания ее несколько раз пополам. Литература: Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду» |
Апрель 5 неделя | Транспорт нашего города . Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движе – ния, о светофоре, городском транспорте, его видах; дать понятие “специальный транс-порт” и рассказать о том, кто на нем работает; развивать умение классиф. транспорт. Литература:Беляевскова Г. Д. «Правила дорожного движения» | Русская народная сказка «Кораблик» Цель: Познакомить с русской народной сказкой “Кораблик”; развивать память, речь, внимание. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Аппл. Плывет, плывет кораблик Цель: Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; п. Литература: Малышева А. Н. «Аппликация в детском саду» | Кораблик. Цель: Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Кораблик из скорлупы ореха. Цель: Учить детей делать поделки из природного материала, передавать характерные черты предмета. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |
дата | Содержание познавательного цикла | Развитие речи | Лепка аппликация | Рисование | Конструирование |
Тема : День победы. |
Май 1 неделя | Наша армия. Цель: Дать детям пред – ставления о воинах, кото- рые охраняют нашу Роди-ну; уточнить понятие ”защитники Отечества”. Познакомить с некоторы-ми военными профессия –ми. Воспитывать гордость за наших воинов. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с пред - метным и социальным окружением» | День победы. Цель: Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать сти-хотворение Т. Белозерова “Праздник Победы”. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Вертолет. Цель: Учить детей лепить вертолет. Закреплять умение украшать изделие барельефом и при помощи стеки. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» | Салют. Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продол-жать учить подбирать красивые цветосочета-ния для создания задуманного образа. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Тема: Лето. |
Май 2 неделя | В гости к хозяйке луга. Цель: Расширять представле-ния детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых Формировать бережное отно- шение к окружающей приро- де. Литература: Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» | Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка”Сказ-ка про Комара-комаровича - Длинный нос”. Цель:Познакомить детей с авторской литератур –ной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Бабочка. Цель: Учить самостоя –тельно украшать аппликацию кругами, квадратами и треуголь - никами, соблюдая сим – метрию в создании узора. Продолжать учить располагать предмет в центре листа. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Бабочка. Цель: Учить детей самостоятельно рисо-вать предмет, состоящий из симметричных частей Учить украшать предмет яркими цветами и краси-выми узорами. Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | Гусеница. Цель: учить детей конструировать объемные поделки, склеивая смятую в плотный комок и разорванную на полоски бумагу. Литература: Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду» |
Тема: Лето. |
Май 3 неделя | В мире пластмассы. Цель: Познакомить детей со свойствами и качества – ми предметов из пластма – сы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Звуковая культура речи: звуки р и рь. Цель: Упражнять детей в чет-ком и правильном произнесе – нии звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах). Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Лепка. Мисочки для трех медведей. Цель: Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом и Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Филимоновская лошадь. Цель: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписы-вать силуэт филимонов- ской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных). Литература: Колдина Д. Н. «Рисование» | |
Май 4 неделя | Наш любимый плотник. Цель: Продолжать знако – мить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). Вос – питывать чувство призна – тельности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. Литература: Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | Урок вежливости. Цель: Рассказать детям о том, как принято встре –чать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». | Аппл. Ромашки на лугу. Цель: Закреплять уме – ние вырезать круги из квадратов и вставлять их в заготовленные прорези на круге. Учить составлять коллектив-ную композицию и аккуратно наклеивать силуэты цветов на основу. Литература: Колдина Д. Н. «Аппликация» | Солнце в облаках. Цель: Продолжать зак – реплять технику печата- ния ладошкой и рисова – ния пальчиками. Продолжать учить рисо – вать пальчиками точки. Литература: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» | Пчелка из бумаги Цель: Учить детей делать пчелку из бумаги, аккуратно вырезать детали изделия и склеивать. Литература: Васильевой М. А., Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. Комплексные занятия» |