Календарное-тематическое планирование по информатике (коррекционная программа 8 вида)
Календарное-тематическое планирование по информатике (коррекционная программа 8 вида)
Комитет по образованию. Тобольска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании «Согласовано»__________________
ШМО _________________ Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от «30» августа 2012г.
От «27» августа 2012г.
Календарное-тематическое планирование
по информатике (коррекционная программа 8 вида)
Класс: 9 класс
2012-2013 учебный год
МАОУ СОШ № 4
Учитель: Патрина Мария Владимировна
Составлено на основе
Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, на основе учебника Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005 г.
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Учебник:
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям – Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: ПИТЕР, 2006 г.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «ВАКО» 2005г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по информатике составлена в соответствии с Законом об образовании РФ от 10.07.1992 года № 3266-1, на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997г. № 212, Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
Основное направление программы по дополнительному образованию является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе.
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Дополнительные занятия по информатике, реализующие меж предметные связи, неразрывно связанны с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по информатики адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.
Для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде разработана данная программа. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не столько усвоению обучающимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основным направлением специального обучения является работа по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы они могли более полноценно жить и трудиться. Для достижения данной цели разработана программа по дополнительному образованию.
В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарное-тематическое планирование по информатике (коррекционная программа 8 вида) »
Комитет по образованию. Тобольска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании «Согласовано»__________________
ШМО _________________ Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от «30» августа 2012г.
От «27» августа 2012г.
Календарное-тематическое планирование
по информатике (коррекционная программа 8 вида)
Класс: 9 класс
2012-2013 учебный год
МАОУ СОШ № 4
Учитель: Патрина Мария Владимировна
Составлено на основе
Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, на основе учебника Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005 г.
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Учебник:
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям – Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: ПИТЕР, 2006 г.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «ВАКО» 2005г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по информатике составлена в соответствии с Законом об образовании РФ от 10.07.1992 года № 3266-1, на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997г. № 212, Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
Основное направление программы по дополнительному образованию является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе.
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Дополнительные занятия по информатике, реализующие меж предметные связи, неразрывно связанны с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение имеет формирование у обучающихся на занятиях по информатики адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.
Для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде разработана данная программа. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Задача специального (коррекционного) образовательного учреждения сегодня заключается в создании условий воспитания и обучения, способствующих не столько усвоению обучающимися программного материала, сколько появлению у каждого воспитанника механизма компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Основным направлением специального обучения является работа по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, с тем, чтобы они могли более полноценно жить и трудиться. Для достижения данной цели разработана программа по дополнительному образованию.
В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по дополнительному образованию, обладает собственной методикой, имеет свою структуру и содержание, реализует межпредметные связи, является коррекционной, т.к. способствует развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Программа составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.
Цель программы:формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Задачи дополнительного образования по информатике:
Образовательные задачи:
Научить правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе;
Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint и др.
Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок; инсталлировать игровую программу (принцип «PLUG and PLAY» -«Подключи и играй»).
Познакомить с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики и др.
Научить выполнять практически значимые работы: написание деловых бумаг, особенности их создания и оформления, изготовление визиток, поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских);
Научить решать расчетные задачи, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).
Коррекционные задачи:
Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной мысли.
Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи:
Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
Воспитывать умения работать в мини группе, культуру общения, ведение диалога.
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
Формировать навыки здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной образовательной программы.
Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с ограниченными возможностями дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Содержание программы построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы.
Данная программа разработана для обучающихся 2-9 классов, обучающихся по программе VIII вида. Условиями отбора детей в кружок является желание заниматься.
В программе с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся выделяются три направления в обучении:
«Мир информатики» - основная - 8-9 класс. (VIII вид)
Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на год. Объём часов, отпущенных на занятия в 2-8 классах: 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Всего в году – 34 занятия.
В 9 классе: 2 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Всего в году – 68 занятий.
Формы и режим занятий.
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Методы и методические приемы:
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
Занятие – исследование. Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок. Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10-15 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Работа за компьютером (15-20 мин)
Подведение итогов занятия (1 мин)
Ожидаемые результаты.
Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 9 класс
Обучающие должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
названия и назначения основных устройств компьютера;
назначение и функции операционной системы;
название и возможности программного обеспечения изученных редакторов
Обучающие должны уметь:
загружать операционную систему;
выполнять основные операции управления файлами;
выполнять основные операции в изученных редакторах.
выполнять основные алгоритмы поиска информации в глобальной сети Интернет
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
конкурс творческих проектов с использованием мультимедиа технологий;
выставка рисунков;
участие в городских и республиканских конкурсах по информатике.
Содержание программы дополнительного образования детей.
Девятый класс – основной курс (68 часов)
Повторение основных требований при работе на компьютере. (1 час)
Понятие об информационном потоке и информации как объекте труда. (10 часов) Способы представления и хранения информации в компьютере. Кодирование.
Моделирование (12 часов) Информационное моделирование. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.
Алгоритмизация (12 часов) Понятие алгоритма. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Технологии обработки информации (24 часа) Технология обработки текстовой информации. Технология обработки графической информации. Технология обработки числовой информации. Мультимедийные технологии.
Компьютерные коммуникации (7 часов)
Повторение пройденного материала (2 часа)
9 класс (VIII вид)
2 часа в неделю – 68 часов
№
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
Практическая работа на компьютере
Дата
план
Дата
факт
Введение в предмет
1
Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни
1
Тренажер мыши.
3.09
2
Повторение ТБ. Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста
1
Знакомство с клавиатурным тренажером «СОЛО» - регистрация в программе
7.09
Понятие об информационном потоке и информации как объекте труда
3
Информация. Способы получения. Виды информации
1
Клавиатурный тренажер «СОЛО»
Текстовый редактор: назначение и основные возможности.
Технологии обработки текстовой информации (понятие текста и его обработка) Редактирование и форматирование текста
10.09
4
Свойства информации
1
14.09
5
Действия с информацией
1
17.09
6
Получение, преобразование, передача, хранение и использование информации
1
21.09
7
Роль информации в жизни человека и общества
1
24.09
8-12
Практические работы
5
28.09,
1.10,
5.10,
8.10,
12.10
Моделирование
13-17
Информационное моделирование
5
15.10,
19.10,
22.10,
26.10,
9.11
18-22
Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей
5
12.11,
16.11,
19.11,
23.11,
26.11
23-24
Резерв
2
30.11,
3.12
Алгоритмизация
25-27
Понятие алгоритма
3
7.12,
10.12,
14.12
28-30
Способы записей алгоритмов
3
17.12,
21.12
24.12
31-33
Основные алгоритмические конструкции
3
28.12,
11.01,
14.01
34-36
Вспомогательные алгоритмы
3
18.01,
21.01,
25.01
Технологии обработки информации
37-42
Технологии обработки текстовой информации
6
28.01,
1.02,
4.02,
8.02,
11.02,
15.02
43-48
Технологии обработки графической информации
6
18.02,
22.02,
25.02,
1.03,
4.03,
11.03
49-54
Технологии обработки числовой информации
6
15.03,
18.03,
22.03,
25.03,
29.03,
8.04
55-60
Мультимедийные технологии
6
12.04,
15.04,
19.04
22.04,
26.04,
29.04
61-66
Компьютерные коммуникации
6
27.05
10.05,
13.05,
17.05,
20.05,
24.05
67-68
Повторение пройденного материала
2
27.05,
31.05
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства создания графической информации (графический планшет).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
Программные средства:
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Используемые средства программного обеспечения:
Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
«Информатика» - программа-тренажер для детей
«Мир информатики. 1-2 год обучения»
«Мир информатики. 3-4 год обучения»
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
«Компьютерная грамотность: «Звездная миссия»
«Волшебные превращения. Основы дизайна»
«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных
«240 логических игр» и другие.
Список использованной литературы.
1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям – Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: ПИТЕР, 2006. – 288 с.
2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005. – 288 c.
3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). – М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 64 c.
4.Мир информатики: Учебник для первого года обучения в начальной школе. / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.