Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по английскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия «Стандарты второго поколения», М.: Просвещение, 2010;
- Авторская программа Быковой Н.И., Поспеловой М.Д. к УМК «Английский в фокусе» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 г.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 4 а, б, в, г, д, е классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При создании программы учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся.
Особенности развития обучающихся 4 а, б, в, г, д, е классов:
4 a – средний уровень, 4 б – высокий уровень, 4 в - средний уровень,
4 г - средний уровень, 4 д - высокий уровень, 4 е - средний уровень,
Целью работы школы на данном уровне общего образования является:
- создание комплексной системы обучения и развития самостоятельной, гармонично развитой творческой личности;
- усвоение обучающимися программ начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, реализуемых в данном учреждении.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Целью предмета английский язык является:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, общеучебных умений, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание, разностороннее развитие средствами иностранного языка.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру;
- развитие личностных качеств младшего школьника;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие познавательных способностей;
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и англоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической, устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
заключается в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Специфика учебного предмета
Важным является овладение обучающимися основными компетенциями, их личностное развитие и воспитание.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, организация самостоятельной работы, организация группового взаимодействия.
Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников (говорение сменяется чтением или письмом, и наоборот).
Использую следующие формы уроков:
- исследования,
- защиты проектов.
- уроки контроля.
Была произведена коррекция программы. В календарно-тематическое планирование были внесены изменения.
Так, в разделы «Семья и друзья», «Продукты питания», «Животные» и в раздел «Путешествия» включена исследовательская деятельность. В такие разделы как «Мои будни», «Где ты был вчера?», «В гостях у сказки» и в раздел «Памятные дни» добавлен час на проектную деятельность.
В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Английский язык»:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомленность;
4) общеучебные и специальные учебные умения.