Просмотр содержимого документа
«Тематические планирование в старшей группе»
Открытое занятие по математике «Путешествие в сказку» в старшей группе Цели и задачи: • Продолжать учить детей приёмам измерения длины предмета (с помощью условной мерки); • Закреплять количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур и определение их по размеру, цвету и форме; • Формировать навыки конструирования по заданной схеме, умение ориентироваться в пространстве; • Развивать память, фантазию, логическое мышление;
• Активизировать речь детей специальными терминами, расширять активный словарь; • Воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания, желание помогать сказочным персонажам. Оборудование и материал: две дорожки (прямая и волнистая); зонт с геометрическими фигурами; предметные картинки по количеству детей; цифры по количеству детей; персонажи сказки «Теремок»; письмо от Мишки; игровизоры и маркеры на каждого ребёнка; салфетки бумажные; палочки Кюизенера; схемы домиков; подарок. Ход занятия. 1. Дети заходят в группу. Организационный момент «Подари улыбку» Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Ребята, посмотрите к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся! 2. - Ребята, вы любите путешествовать? На чём можно путешествовать? Предлагаю вам отправиться в путешествие пешком, нам надо решить по какой дорожке идти. (Перед детьми на полу две дорожки: Кривая и прямая.) - Скажите на какие линии похожи эти дорожки? (Волнистая и прямая) Какая дорожка находится справа, слева? Как вы думаете по какой дорожке удобнее и быстрее пройти? Почему? 3. Дети вместе с воспитателем подходят к зонтику. - Посмотрите ребята, здесь волшебный зонтик. На нём заколдованные фигуры (геометрические фигуры разного размера, цвета и формы). - Как они называются? Наша задача их расколдовать, то есть на столе взять по одной карточке и найти на зонтике геометрическую фигуру, у которой есть что-то общее с изображением на карточке. (Дети берут по картинке и прикрепляют её на зонтик под изображение геометрической фигуры на которую она похожа по размеру, цвету, форме). - Почему Настя прикрепила эту картинку? (Дети поясняют, чем похоже изображение – картинка на ту или иную геометрическую фигуру: размер, цвет, форма). - Вот мы все вместе и узнали тайну нашего волшебного зонтика. 4. - Пойдёмте дальше. Мы попали на прекрасную полянку, где живет много чисел. Они очень любят гулять по полянке. Но случилась беда, некоторые числа отправились гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.
1, 3; 1, 2,, 4; 2, 3, 5; 3, 4,, 6; 4, 5, 7; 5, 6,8; 6, 7, 9; 7, 8,10 - Ребята, я слышу, как цифры спорят между собой. Каждая думает, что она первая. Наведем порядок на полянке и расставим цифры. (Дети расставляют числовой ряд от 1 до 10) - А сейчас все дружно посчитаем от 1 до 10 и обратно. (Дети считают в прямом и обратном порядке) - Молодцы, а мы отправляемся дальше. 5. Дети вместе с воспитателем подходят к театру. - Посмотрите перед нами театр, а в нём герои сказки. Как вы думаете из какой они сказки? («Теремок») - Верно. Назовите их (заяц, лягушка, волк, мышка, лиса) - А наши звери стоят по порядку? (Нет) Давайте расставим зверей. (Один ребёнок расставляет) Проверьте, правильно ли расставлены звери? - А сейчас сядем за столы и ответим на мои вопросы с помощью цифр. Сколько всего зверей? (пять) Какой по счету стоит лягушка? (2) Каким по счету стоит волк? (5) Каким по счету стоит зайчик? (3) Наши звери захотели попить чаю, сколько чашек мы им предложим? (5) Почему? (5 зверей и 5 чашек) А сейчас положите цифры на стол и скажите: Кто стоит первый? Кто стоит последним? Между кем находится лягушка? Волк? Заяц? Кто справа от лисы? Кто слева от волка? 6. Воспитатель: А теперь превратимся в зверят и вместе с зайчиком отдохнем. (Дети встают из-за столов и вместе с воспитателем делают физминутку).
Физкультминутка. Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.) Раз, два! Раз, два! Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.) Раз, два! Раз, два! Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.) К солнышку, к тучке. Вдоль дорожки теремок. Он не низок, не высок. (Присели.) В нем живут зверята, делают зарядку. — (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)) Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.) Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).) Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.) Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.) Вправо мах и влево мах, Мы походим на носках А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята И как мишка косолапый. И как серый волк-волчище. И как заинька-трусишка. От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
А теперь давайте снова посчитаем сколько всего животных? Пять. 7. - Ребята, посмотрите, по моему среди зверей из сказки кого-то не хватает? (Медведя)
- Каким по счёту должен прийти мишка (шестым) А как ещё можно сказать? Каким мишка пришёл? (последним). Правильно, но на его месте лежит письмо. Оно адресовано нам, прочитаем его. «Ребята, я так к вам спешил, что заблудился в лесном лабиринте. Помогите мне найти правильную дорожку.» Миша. - Поможем мишке? Мишка находится в самом центре лабиринта, нам надо указать ему путь с помощью маркера, собирая по пути полезные предметы от одного до пяти. (Дети выполняют задание) Воспитатель: Что собрали первое? (что второе, что третье, что четвёртое, что последнее). 8. - Ребята, я слышу кто-то к нам идет. Это наш мишка выбрался из лабиринта и пришел к нам в детский сад. (Воспитатель добавляет медведя к остальным зверям) - Сколько стало зверей? (Шесть) А что же ребята произошло, когда в сказке появился медведь? (Сломал теремок). А хотел мишка раздавить теремок? Мишка не хотел раздавить теремок, но он очень хочет жить со всеми зверятами. Ему очень скучно и одиноко одному. но скоро зима, а теремка то у зверей нет. Давайте поможем зверятам. А помогут нам в этом цветные палочки. Постройте из палочек по схемам теремки для зверей. (Дети выкладывают домики по схемам) Воспитатель: Что ж, у вас получились замечательные теремки. Со всеми заданиями мы справились. Наше занятие подошло к концу. А здесь сюрприз это наши зверята подарили вам пазл. Попрощаемся с гостями.
Тема: Количественный и порядковый счет, цифры Задачи: Закреплять знания о количественных и порядковых отношениях в натуральном ряду чисел, знание цифр, знание о месте числа среди других чисел ряда 2. Развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на месте бумаги. 3.Корректировать мелкую моторику пальцев рук. 4. Воспитывать активную любознательность, стремление преодолевать трудности, дружеские взаимоотношения между детьми и интерес к занятиям по математике. Материал к занятию Демонстрационный: цветик - семицветик; герои сказок «Репка», «Теремок», набор цифр, макет домика «Теремок». Раздаточный тарелочки, фасоль, горох, набор цифр до 8, пригласительные билеты; листы бумаги, фломастеры. Ход занятия Дети, посмотрите на наших гостей, которые хотят посмотреть, как мы интересно будем заниматься. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки. 1. Вводная часть Воспитатель: Дорогие девочки и мальчики давайте встанем в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне. Отлично! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие – мы отправляемся в мир сказок, в котором наша задача вспомнить все о числах и цифрах. Сказочные герои готовятся к Новому году и очень хотят попасть на бал, но злой волшебник дал задание сказочным героям. Поможем им справиться с трудностями. Ну что, поможем, ребята? Но прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа. («Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев») А сейчас ребята, встаньте в одну шеренгу и рассчитайтесь на первый-третий. Третий ряд, вам загадка, отгадайте ее: «Длинный нос, как клюв у птицы- это цифра … (единица). Отлично, занимайте свои места. Первый ряд, вам вопрос: «Назовите фигуру, у которой 4 стороны, 4 угла и вершины и все стороны равны?» Отлично, садитесь. Второй ряд, вопрос-воображение: «Скажите, дорогие мои, матрешку все видели? Все знают? На какую цифру она похожа?» (восемь). Молодцы, присаживайтесь. 2. Основная часть Теперь мы можем смело начать путешествие в мир сказок. А поможет нам в этом волшебный цветок - цветик-семицветик. Очень красивый, не правда ли? А кто мне скажет, почему у него такое название – семицветик? (семь цветов) Отрываем 1-ый лепесток: «Лети, лети лепесток…» (показываем фигурки персонажей «Репка»)
- В какой сказке мы очутились? - Герои этой сказки не могут вытащить репку. Почему? (стоят не в той последовательности). Может быть, что то не так? - Поставьте героев сказки по порядку, как сказке и назовите, кто на каком месте стоит. Сколько всего героев. Если мышка убежит, то сколько их останется? Если убежит кошка? и т.д. -Молодцы, двигаемся дальше. II Отрываем 2-й лепесток. Теперь нас ждет сказка «Теремок» (на партах лежат конверты с цифрами) Ребята, перед вами лежат конверты с цифрами, вам необходимо выложить числовой ряд. Давайте вспомним, как нужно их выкладывать (слева - направо). Прежде, чем приступить, давайте наденем шапку-разум. Лучше меня слышно? Приступаем к заданию (работаем в паре). Теперь расселяем героев теремка по квартирам. Слушаем, а потом выполняем: Лягушка живет в квартире, расположенной между квартирами 1 и 3 (2) . Зайка живет в квартире между квартирами 4 и 6 (5). В какой квартире живет зайка? Справа от зайки поселилась лиса, в какой квартире она живет? (6). А мышка слева от зайки, в какой квартире поселилась мышка? (4). У волка номер квартиры, следующий после 6, в какой квартире поселился волк? (7). А медведь живет в квартире, номер которой на 1 больше, чем 7, в какой квартире поселился медведь?(8). Сколько всего героев? Отлично, всех расселили по квартирам. III А мы отрываем следующий лепесток и давайте найдем героев сказки «Теремок» при помощи глаз. Зрительная гимнастика. IV А мы отрываем следующий лепесток и попадаем в сказку «Золушка». - Мачеха дала золушке очень трудное задание: разобрать фасоль и горох . Но горох надо положить на один меньше, чем фасоли. Поможем Золушке справиться с этим заданием. Приступайте (горошин 7, фасоли 8) Дети раскладывают фасоль и горох на полоски из бумаги 8 фасолин положите на верхнюю полочку, а горошин на одну меньше, чем фасолин. Всем ли фасолинам хватило пары? А горошины положите на нижнюю полочку так, чтобы горошина лежала под фасолью. - Чего больше? На сколько? Что меньше? На сколько? Как сделать, чтобы их стало поровну? - Я думаю, что с работой вы справились и Золушка успеет на бал. V Отрывам 4-й лепесток. Незнайка очень хочет попасть на бал, но, как всегда, перепутал дни недели. Ребятки, выйдите из-за стола, встаньте в круг, поможем Незнайке вспомнить дни недели по порядку, с помощью физкультминутки… В понедельник я купался (изображаем плавание) А во вторник рисовал (изображаем рисование) В среду долго умывался (изображаем умывание) А в четверг в футбол играл (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем) Очень долго танцевал (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают) Спасибо вам! Незнайке помогли, двигаемся дальше! VI
Отрываем 5-й лепесток и попадаем в сказку «Три поросенка». Убегая от волка, как мы помним из сказки, 3 поросенка спрятались в одном домике. Домик уже есть, наша задача: украсить их полянку, чтобы она была красивой. В левый верхний угол рисуем солнышко, в правый верхний угол облако. Левый нижний угол украсим елочкой, а правый нижний угол грибом Поросята, думаю, очень рады, остались довольны. 3. Итог Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания, теперь они попадут на Новогодний бал. А у вас будет Новогодний бал? А вы хотите, чтобы на ваш праздник пришли родители? А седьмой лепесток у цветика - семицветика волшебный. Он дарит вам, ребятки, пригласительные билеты для ваших родителей. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие!