Современные способы взаимодействия с родителями. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия детского сада и семьи.
Современные способы взаимодействия с родителями. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия детского сада и семьи.
Использование "Метода проекта" в нашей группе стал спообом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные способы взаимодействия с родителями. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия детского сада и семьи.»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
на Районное методическое объединение воспитателей Петровского района
«ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
воспитателя средней группы
МБДОУ д/с №17 «Рождественский» г.Петровска Саратовской области
Лютенко Валентины Викторовны
Современные способы взаимодействия с родителями.
Проектная деятельность как форма организации взаимодействия детского сада и семьи.
г.Петровск
2019
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги
могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И здесь удачной педагогической находкой является проектная деятельность.
Использование «метода проекта» в нашей группе стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников.
Привлечение родителей к реализации проектов обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка - родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Проектная деятельность состоит из 3 этапов: подготовительный, практический, заключительный. Участие родителей на каждом этапе имеет свои отличительные особенности.
Вначале мы обозначаем деятельность родителей, как участников проекта, которая будет отвечать потребностям ребенка и его мотивации к развитию социального опыта в процессе ознакомления с окружающим миром. С этой целью на первом этапе мотивируем родителей к участию в проекте: оформляем информационный уголок по данной теме, памятки, проводим анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь.
На втором - проводим индивидуальные беседы с целью создания интереса к деятельности по проекту, привлекая к изготовлению поделок, макетов, коллекции, книжек- малышек, презентаций и т.п. Подводя к тому, чтобы родители вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ. После изучения данной информации семья приступает к изготовлению творческих работ.
На третьем этапе в группе для родителей организуем различные мероприятия, где каждая семья представляет свою творческую работу: презентацию, защита мини-проекта, рассказ по интеллект карте, выставки и т.д.
В средней группе были проведены проекты с участием родителей: «Осень дивная пора», «Скоро, скоро Новый год», «Зимующие птицы».
Цель проектов: Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад - семья.
Для успешной реализации проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
«Осень дивная пора»
С целью обогатить детский опыт новыми впечатлениями, знаниями об осени, умение детьми выражать свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему был разработан и реализован данный проект. В ходе которого родители были активными помощниками: помогали в подборке фотографий об осени, книг в книжный уголок, в оформлении альбома загадок «Загадки-отгадки», проводили экскурсии в осенний лес, участвовали в изготовление поделок к дню города «Дары осени» и т.д. В группе с детьми мы делали аппликацию и поделки из природного материала, это очень заинтересовало детей. И они предложили родителям собрать материал для дальнейшей продуктивной деятельности, в связи с чем у нас пополнился не только материал для ручного труда, но и материл для исследования в «Центре экспериментирования». Включение родителей в наш проект обусловлен тем, что я, как педагог группы, доношу информацию до родителей о ходе проекта и провожу с родителями, как индивидуальные консультации, так и для всех размещаю информацию на стенде в группе или использую приложение «Viber». Так для родителей были проведены консультации: «Осенние прогулки», «Осень золотая», «Осенние забавы», «Осень - чудная пора»; памятка: «Как отвечать на детские вопросы», а так же даны ссылки на интернет ресурсы по теме проекта; проведено анкетирование «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Наблюдая за постепенными изменениями в природе во время совместных прогулок с родителями, детям захотелось отразить в работах свои впечатления, свое восхищение этим прекрасным временем года в рисунках. В нашей группе их накопилось очень много и поэтому мы организовали совместно с родителями тематическую выставку рисунков «Осень золотая!». Проект дал толчок в творческом развитии детей, бережном отношении к природе, а также запоминании признаков и примет осени.
«Скоро, скоро Новый год»
Всем известно, что самый любимый праздник детей - Новый год и мы начали к нему готовится за долго до его наступления. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома и группы, изготовление подарков, разучивание стихов и песен к празднику и т.д. В ходе беседы с детьми и родителями, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, мало знают историю возникновения праздника и традиций празднования Нового года, поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а в этом нам помог совместный проект родителей и детей «Скоро, скоро Новый год». Родители были активно вовлечены в совместную деятельность самими детьми, через сундучок «Вопросов». В этот сундучок дети складывали свои вопросы по мере их возникновения, а когда за ними приходили родители, то дети брали любой вопрос и дома под руководством родителей искали на него ответ. Данный прием позволил укрепить семейные связи, а так же совместную деятельность педагог-ребёнок- родители.
Например: дети, рассматривая поздравительные новогодние открытки в группе заинтересовались, какие бывают открытки. Ответом для детей стало - коллекция новогодних открыток, которая была организованна родителями.
Еще одним ярким примером является история о новогодней игрушке, которую несколько поколений в семье берегут и украшают новогоднюю елку. Для родителей была подготовлена информация «Как встретить Новый год с детьми?», «Безопасность детей во время новогодних праздников»; папки-передвижки: « Новый год у ворот», «Новый год в семье»; буклет: «Веселые идеи для празднования Нового года» и т.д. На заключительном этапе проекта состоялся детский новогодний праздник «Новый год у ворот», для которого родители приготовили красочные костюмы и атрибуты. Наш проект помог детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений, так же повысил интерес родителей к жизни детского сада.
«Зимующие птицы»
Во время прогулок, наблюдая за птицами, дети отметили, что птиц стало меньше. У детей возник вопрос: «Чем помочь птицам в зимний период, чтобы не погибнуть от холода и голода». Чтобы ответить на этот вопрос дети решили узнать о зимующих птицах: их особенностях, повадках, чем питаются. Ребята исследовали видовой состав зимующих птиц Саратовской области, используя научную литературу и другие источники информации. Эти вопросы были вывешены в родительском уголке и им предложили побеседовать об этом с детьми. Дети стали приносить рисунки птиц и рассказывать о них. Один из детей принес кормушку и дети сказали, что им тоже надо сконструировать с родителями кормушку. В связи с этим возникла идея предложить родителям сделать кормушки. Оформили выставку кормушек для птиц в группе и вечером, когда родители приходили за детьми, ребята рассказывали про свои кормушки другим родителям. С помощью родителей изготовлены атрибуты к дидактическим играм, лэпбук и альбом «Зимующие птицы». Для родителей были оформлены рекомендации, домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы»; изготовлены буклет «Как помочь птицам пережить зиму»; памятка «Как подкармливать птиц». Информация о результате проекте была размещения на страниц сайта детского сада.
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Организация и описание проекта
«Зимующие птицы»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный
Цель проекта:
расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
-расширить знания воспитанников о зимующих птицах;
-способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;
-прививать самостоятельность в продуктивной и познавательной деятельности;
-привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;
-пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Алгоритм организации проектной деятельности по теме «Зимующие птицы».
Этапы
Работа с детьми
Работа с родителями
Подготовительный
Беседа с использованием иллюстративного материала «Что ты знаешь о птицах»;
Д/и «Зимующие птицы»; Д/и «Каких птиц не увидишь зимой?»
Беседы с родителями по теме проекта: «Покормите птиц зимой»
Буклет «Как помочь птицам пережить зиму»
Основной
Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели», фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи»)
Презентация «Мы остались зимовать»
Беседы («Птицы зимой»; «Как дети и родители заботятся о птицах зимой?»; «Пользу или вред приносят человеку синицы зимой)
Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Консультация для родителей «Как и из чего можно изготовить кормушку»
Памятка:«Как подкармливать птиц».
Сбор корма для птиц
Помощь в изготовлении дидактических игр
Выставка «Кормушек для птиц»
Заключительный
Проведение викторины «Пернатые друзья»;
Дидактические игры («Четвертый лишний»; «Угадай по описанию»; «Что принесла нам сорока»)
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}