Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевая среда и дети»
МАДОУ ДС № 49
«Родничок"
«Ребячьи тараторки»
№4
Газета для родителей
В этом выпуске:
Речевая среда и дети
О речевом дыхании
Комплекс дыхательных упражнений
Выучите с детьми
Составитель:
Учитель – дефектолог Скрыпник Л.Д.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В раннем детстве при ещё не сложившемся сознании ребёнок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Всё это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребёнком форм языка.
Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребёнка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Их активность в овладении языком не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребёнок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.
Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.
Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В неё входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях.
Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.
Культура речи ребёнка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В.Успенский)
Все авторитеты педагогики, от Я.А.Каменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребёнком слова, которые он ещё не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и педагогов должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной….
(П.А.Вяземский)
Известный языковед Г.О.Винокур разграничил в понятии культуры речи две стороны – правильную речь и речь «умелую, искусную». Таким образом, культура речи в современном понимании – это не только правильное, но и уместное, как теперь говорят, коммуникативно – целесообразное использование средств языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определённого смысла, их уместность. Признаками искусной, хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций.
К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова.
ж
Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми должна проводиться целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Существует определённая система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга.
Физиологическое дыхание
Речевое дыхание
Фазы: вдох-выдох-пауза
Фазы: вдох-пауза-выдох
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания
Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо
Назначение: осуществление газового обмена
Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики
Вдох и выдох через нос
Вдох и выдох через рот
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фаза, тем длиннее выдох
Смена фаз дыхания однообразно - ритмическая
В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия. Наиболее важным при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками.
4. Вдох и выдох через рот.
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Примечание: при речи мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание: при систематическом повторении этих упражнений ребёнок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.
Младшая группа.
“Трубач”.
Ребёнок подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дует в “трубу”. Взрослый хвалит за то, что долго сумел дуть в “трубу”.
“Топор”.
Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.
Ворона”.
Ребёнок сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
“Гуси”.
Ребёнок сидит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести «го, гы».