kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая среда и дети

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевая среда и дети»


МАДОУ ДС № 49

«Родничок"




«Ребячьи тараторки»

4

Газета для родителей










В этом выпуске:

  • Речевая среда и дети

  • О речевом дыхании

  • Комплекс дыхательных упражнений

  • Выучите с детьми





















Составитель:

Учитель – дефектолог Скрыпник Л.Д.







Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребёнка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В раннем детстве при ещё не сложившемся сознании ребёнок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Всё это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребёнком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребёнка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Их активность в овладении языком не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребёнок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В неё входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях.






















































Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Культура речи ребёнка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В.Успенский)

Все авторитеты педагогики, от Я.А.Каменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребёнком слова, которые он ещё не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и педагогов должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык.




Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной….

(П.А.Вяземский)

Известный языковед Г.О.Винокур разграничил в понятии культуры речи две стороны – правильную речь и речь «умелую, искусную». Таким образом, культура речи в современном понимании – это не только правильное, но и уместное, как теперь говорят, коммуникативно – целесообразное использование средств языка в конкретных условиях общения. Имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определённого смысла, их уместность. Признаками искусной, хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций.

К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова.


















ж

























Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми должна проводиться целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Существует определённая система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга.
















Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох-выдох-пауза

Фазы: вдох-пауза-выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Вдох и выдох через нос

Вдох и выдох через рот

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фаза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно - ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет
















Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия. Наиболее важным при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.













1. Вдох и выдох через нос.

Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

2. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками.

4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

Примечание: при речи мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.






















5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание: при систематическом повторении этих упражнений ребёнок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.















Младшая группа.




Трубач”.

Ребёнок подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дует в “трубу”. Взрослый хвалит за то, что долго сумел дуть в “трубу”.








Топор”.

Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.








Ворона”.

Ребёнок сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!









Гуси”.

Ребёнок сидит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести «го, гы».














Бычок

Ян Райнис

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт









Колокольчик

Е. Серова

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой;

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…

А ты?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевая среда и дети

Автор: Скрыпник Лариса Дмитриевна

Дата: 26.05.2019

Номер свидетельства: 512237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»"
    ["seo_title"] => string(45) "rechevoe_razvitie_detei_v_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "553881"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592889431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Познавательно-речевое развитие детей"
    ["seo_title"] => string(44) "poznavatiel-no-riechievoie-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "247452"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446562146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Современные технологии, методы и  приемы работы в речевом развитии детей"
    ["seo_title"] => string(74) "sovriemiennyietiekhnologhiimietodyipriiemyrabotyvriechievomrazvitiidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "312711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459392893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства