Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Консультация
Тема: «Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога и ребёнка. Общаясь с детьми необходимо придерживаться «Не рядом и не над ним, а вместе!» Всегда стараться стать на позицию ребёнка, учитывая его точку зрения. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Иметь уважительное, доброжелательное отношение к воспитанникам, каждый ребёнок – это личность.
Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса и конечно же на занятиях (какие образовательные области включает развитие речи: коммуникация, художественная литература).
Основные требования к проведению занятий:
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, неторопливой.
Своевременное и полноценное развитие речи особенно младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хоровые игры, настольные игры, дидактические игры, игры драматизации и др. Игры проводятся в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, на прогулке и т.д. )
Поэтому развивая речь детей, необходимо применять известные нам методы:
- наглядные (наблюдения в природе, экскурсии, изобразительность, наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним).
- словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности)
- практические (дидактические игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хоровые игры)
И ещё, развивая познавательно-речевую активность в своей практике, я использую моделирование. Приём моделирования эффективно развивает диалогическую и монологическую речь (диалогически-разговорная, монологическая речь – рассказывание). Развивается абстрактное, логическое мышление, восприятие, внимание.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом или каким–либо условным знаком. Модели позволяют составлять рассказы, сказки разнообразные по содержанию. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.
Дети любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Рассказывая сказки, можно сопровождать показом условных картинок – символов (геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы).
На своих занятиях я использовала рамки-планы при составлении и пересказе сказок, рассказов, записывая их с помощью упрощённых рисунков или символов. Они помогают передать содержание текста, не забывая его. При составлении более удачных рассказов при помощи моделей оцениваем хорошие и плохие поступки.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Каждая группа должна иметь или создать речевой центр: в соответствии с возрастом детей, подобрать наглядно – иллюстрированный материал: развивающие дидактические игры, картотеку по ЗКР, пальчиковые игры, чистоговорки, скороговорки, речевые физминутки, игрушки для речевого дыхания (свистульки, шарики, дудочки и т. д. ), методическую литературу.
Речевой уголок может быть совмещён с литературным уголком и театральным.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – это успешное обучение в школе (дети плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными). Особенно, важное значение имеет правильное произношение звуков, слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной речи.
Воспитатель
старшей группы «Почемучки»
Боровых Е.В.
Предмет: Дошкольное образование
Категория: Прочее
Целевая
аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт