Тема: «Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога и ребёнка. Общаясь с детьми необходимо придерживаться «Не рядом и не над ним, а вместе!» Всегда стараться стать на позицию ребёнка, учитывая его точку зрения. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Иметь уважительное, доброжелательное отношение к воспитанникам, каждый ребёнок – это личность.
Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса и конечно же на занятиях (какие образовательные области включает развитие речи: коммуникация, художественная литература).
Основные требования к проведению занятий:
занятия проводятся ежедневно, согласно режима (вашей сетки) и планируются на основе программы.
в каждом занятии чётко определяется вид занятия, тема, программное содержание.
каждому занятию заранее готовятся вопросы, подбираются необходимые пособия, игрушки, картинки с учётом возраста детей и уровня их развития. Воспитатель продумывает методику проведения занятия.
воспитатель продумывает повторяемость занятий, внесение нового материала. Повторность зависит от содержания, быстроты усвоения материала.
перед занятием нужно рассадить детей так, чтобы всем было хорошо видно демонстрируемый материал. По ходу занятия обязательно следить за осанкой детей.
воспитатель обеспечивает активность всех детей. Каждый ребёнок должен участвовать в занятии, упражняться в движениях, действиях, речи (произнести вместе со всеми нужное слово или целое предложение, проговорить с воспитателем трудное слово), активно действовать с материалом.
на занятиях должны преобладать игровые формы обучения.
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, неторопливой.
Своевременное и полноценное развитие речи особенно младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хоровые игры, настольные игры, дидактические игры, игры драматизации и др. Игры проводятся в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, на прогулке и т.д. )
Поэтому развивая речь детей, необходимо применять известные нам методы:
- наглядные (наблюдения в природе, экскурсии, изобразительность, наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним).
- словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности)
И ещё, развивая познавательно-речевую активность в своей практике, я использую моделирование. Приём моделирования эффективно развивает диалогическую и монологическую речь (диалогически-разговорная, монологическая речь – рассказывание). Развивается абстрактное, логическое мышление, восприятие, внимание.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом или каким–либо условным знаком. Модели позволяют составлять рассказы, сказки разнообразные по содержанию. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.
Дети любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Рассказывая сказки, можно сопровождать показом условных картинок – символов (геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы).
На своих занятиях я использовала рамки-планы при составлении и пересказе сказок, рассказов, записывая их с помощью упрощённых рисунков или символов. Они помогают передать содержание текста, не забывая его. При составлении более удачных рассказов при помощи моделей оцениваем хорошие и плохие поступки.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Каждая группа должна иметь или создать речевой центр: в соответствии с возрастом детей, подобрать наглядно – иллюстрированный материал: развивающие дидактические игры, картотеку по ЗКР, пальчиковые игры, чистоговорки, скороговорки, речевые физминутки, игрушки для речевого дыхания (свистульки, шарики, дудочки и т. д. ), методическую литературу.
Речевой уголок может быть совмещён с литературным уголком и театральным.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – это успешное обучение в школе (дети плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными). Особенно, важное значение имеет правильное произношение звуков, слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной речи.
Воспитатель
старшей группы «Почемучки»
Боровых Е.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»»
Консультация
Тема: «Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»
Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога и ребёнка. Общаясь с детьми необходимо придерживаться «Не рядом и не над ним, а вместе!» Всегда стараться стать на позицию ребёнка, учитывая его точку зрения. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Иметь уважительное, доброжелательное отношение к воспитанникам, каждый ребёнок – это личность.
Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса и конечно же на занятиях (какие образовательные области включает развитие речи: коммуникация, художественная литература).
Основные требования к проведению занятий:
занятия проводятся ежедневно, согласно режима (вашей сетки) и планируются на основе программы.
в каждом занятии чётко определяется вид занятия, тема, программное содержание.
каждому занятию заранее готовятся вопросы, подбираются необходимые пособия, игрушки, картинки с учётом возраста детей и уровня их развития. Воспитатель продумывает методику проведения занятия.
воспитатель продумывает повторяемость занятий, внесение нового материала. Повторность зависит от содержания, быстроты усвоения материала.
перед занятием нужно рассадить детей так, чтобы всем было хорошо видно демонстрируемый материал. По ходу занятия обязательно следить за осанкой детей.
воспитатель обеспечивает активность всех детей. Каждый ребёнок должен участвовать в занятии, упражняться в движениях, действиях, речи (произнести вместе со всеми нужное слово или целое предложение, проговорить с воспитателем трудное слово), активно действовать с материалом.
на занятиях должны преобладать игровые формы обучения.
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, неторопливой.
Своевременное и полноценное развитие речи особенно младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хоровые игры, настольные игры, дидактические игры, игры драматизации и др.. Игры проводятся в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, на прогулке и т.д. )
Поэтому развивая речь детей, необходимо применять известные нам методы:
-- наглядные (наблюдения в природе, экскурсии, изобразительность, наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним).
-- словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности)
И ещё, развивая познавательно-речевую активность в своей практике, я использую моделирование. Приём моделирования эффективно развивает диалогическую и монологическую речь (диалогически-разговорная, монологическая речь – рассказывание). Развивается абстрактное, логическое мышление, восприятие, внимание.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом или каким–либо условным знаком. Модели позволяют составлять рассказы, сказки разнообразные по содержанию. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.
Дети любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Рассказывая сказки, можно сопровождать показом условных картинок – символов (геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы).
На своих занятиях я использовала рамки-планы при составлении и пересказе сказок, рассказов, записывая их с помощью упрощённых рисунков или символов. Они помогают передать содержание текста, не забывая его. При составлении более удачных рассказов при помощи моделей оцениваем хорошие и плохие поступки.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Каждая группа должна иметь или создать речевой центр: в соответствии с возрастом детей, подобрать наглядно – иллюстрированный материал: развивающие дидактические игры, картотеку по ЗКР, пальчиковые игры, чистоговорки, скороговорки, речевые физминутки, игрушки для речевого дыхания (свистульки, шарики, дудочки и т. д. ), методическую литературу.
Речевой уголок может быть совмещён с литературным уголком и театральным.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – это успешное обучение в школе (дети плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными). Особенно, важное значение имеет правильное произношение звуков, слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной речи.