«Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»
«Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»
«Развитие речи дошкольников
через ознакомление с трудом взрослых»
«Любовь ребенка к людям труда – источник
человеческой нравственности»
В. А. Сухомлинский.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 131
«Развитие речи дошкольников
через ознакомление с трудом взрослых»
Учитель-логопед: Афонина В.П.
2018
«Любовь ребенка к людям труда – источник
человеческой нравственности»
В. А. Сухомлинский.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.
Игра – это способ познаниясебя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи.
Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).
В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей.
С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.) В ходе данной работы надо воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учить их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам.
При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями.
На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Предусмотрены различные формы работы: занятия, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, игры (различных видов), театрализация, трудовая деятельность, праздники и развлечения, встречи с интересными людьми.
На логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи активно изучаются оборудование некоторых рабочих мест (на колхозной ферме, в школе, на почте и др.), спецодежду (врача, повара, пожарника, механизатора и т.д.), орудия и инструменты труда (топор, молоток, веник, лейка, рубанок, швейная машина, кастрюля, половник и т.д.), а также профессии, на каждой лексической теме: «Мой любимый детский сад» – работники садика; «Осень: овощи, фрукты, ягоды, грибы, хлеб» - огородник, садовод, садовник, хлебороб, тракторист, сеятель, грибник, ягодник; «Животный мир» - животновод, конюх, доярка, телятница, птичница и птичник, пастух, ветеринар, свинарка, собаковод, овцевод, а также работники пищевой и швейной промышленности, строительные профессии, работники транспорта (всех видов), военные профессии, профессии наших мам и т.д. Активизируется глагольный словарь детей на всех лексических темах (например, тема «Одежда»: шить, пришить, зашить, ушить, перешить, вышить, нашить, штопать, кроить, строить выкройку…)
Формируется словарь - наречий (тема «Одежда»: аккуратно, удобно, чисто, снизу, спереди, сзади и т.д.), обогащается речь за счет изучения частей предметов (например, части спецодежды: манжеты, воротник, карман, рукава, штанины, пояс, полочка, спинка, подол и т.д.), слов-антонимов (мятый-глаженный, чистый-грязный, новый- старый, нарядный- повседневный и т.д). Формируются у детей навыки словообразования и словоизменения (шерсть-шерстяной, ситец- ситцевый, вязать-вязаный, шить-шитый, один бархатный жилет – пять бархатных жилета, один портной – много портных). Учимся строить предложения разных видов (Из-под воротничка видна каемочка. У пальто широкий воротник, а у куртки – узкий. У Юли лёгкое, шелковое, нарядное платье. И др.).
Составляем описательные рассказы, из личного опыта, по сюжетным картинам и сериям («Опиши одежду врача», «Мы собираемся гулять», «Шьем штанишки для мишки»).
На занятиях по коррекции звукопроизношения дети разучивают скороговорки, стихи, загадки и поговорки и труде, профессиях и инструментах. Например, поговорки для автоматизации звука «Р»: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд — дело чести, будь в труде на первом месте; Чужими руками крапиву не дёргай; Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка; Кому работа в тягость, тому неведома радость; Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи; Счастливым и красивым делает человека работа; Труд человека кормит, а лень портит; На чужой каравай рта не зевай, а пораньше вставай да свой добывай; И многие другие.
Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.
Трудовое воспитание влияет на развитие речи:
Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук;
Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.
В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.
В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, таким образом, развивается диалогическая речь.
По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Речь его обогащается новыми словами.
Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их нравственно-трудовому воспитанию.