Методическое пособие по познавательному развитию Разноцветные домики
Методическое пособие по познавательному развитию Разноцветные домики
Якушева Надежда Владимировна
воспитатель
первая квалификационная категория.
Методическое пособие «Разноцветные домики» предназначено для педагогов детских садов, студентов, родителей, а так же для тех, кто интересуется вопросами познавательного развития ребенка дошкольника.
Данное пособие представляет собой игровое поле, дидактический раздаточный материал по темам: «Профессии», «Форма и цвет», «Звуковая культура речи» что позволяет привлечь к игре от 3 до 7 детей.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Ведущая деятельность дошкольника – игра, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может. Это средство познания окружающего мира, доступная форма деятельности. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость игры в учение. Восприятие ребенком мыслительной задачи, как игровой повышает его умственную активность, развитие. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Дидактические игры, как средство развития детей, необходимы в любом возрасте дошкольного детства.
Зная, что дидактическая игра может решить множество задач как воспитательных, так и образовательных мы решили создать методическое пособие «Разноцветные домики», которое педагоги и родители могут использовать на развитие детей в разные периоды дошкольного детства.
Методическое пособие обеспечивает реализацию задач:
Средняя группа
Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие отсутствие углов, устойчивость, подвижность);
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
Учить различать называть прямоугольник его элементы: углы и стороны;
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (синий, фиолетовый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, белый, серый);
Поощрять попытки самостоятельно обследовать предметы используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы по цвету, форме, величине;
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
Расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях;
Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач);
Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивая значимость их труда;
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;
Старшая группа
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представления о четырехугольнике. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме;
Расширять представления детей о профессиях;
Знакомить с трудом людей творческих профессий (художник, писатель, композитор, мастер народного декоративно – прикладного искусства);
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов цвет, форма, расположения в пространстве;
Развивать умение сравнивать предметы устанавливать их сходства и различия;
Продолжать знакомить с цветами спектра (хроматические);
Развивать умение группировать объекты по признакам;
Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами;
Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
Развивать фонематический слух, формировать умение определять место звука в слове;
Подготовительная к школе группа:
Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет;
Уточнять знания детей о геометрических фигурах и элементах.
Закреплять умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения;
Закреплять умение располагать на плоскости, классифицировать, группировать по цвету, форме;
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение;
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
Предполагаемый результат использования дидактической игры:
Предполагает развитие интегративных качеств:
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Средняя группа:
Различает и называет геометрические фигуры, знает их характерные отличия; определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе. Умеет называть первый звук в слове.
Старшая группа:
Выражает словами местонахождения предметов по отношению к себе, другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Определяет место звука в слове.
Подготовительная группа:
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов. Проводит сравнение геометрических фигур. Находит слова с заданным звуком, называет местоположение его в слове.
Умеет работать по образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Общие правила игры:
В игре участвуют дети от 4 лет и взрослые. Взрослый занимает ведущую роль. Для игры вам понадобиться игровое поле и наборы карточек.
Средняя группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по рядам и цветам, первый ряд круги, второй ряд прямоугольники и т.д. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже фиолетового домика - положи фиолетовый круг, на первом этаже синего домика - положи синий круг, на первом этаже голубого домика - положи голубой круг, на втором этаже - положи зеленый квадрат и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д.
Старшая группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже фиолетового домика - положи фиолетовый круг, слева от фиолетового круга - положи синий квадрат, на втором этаже зеленого домика - выложи зеленый треугольник, над синим овалом - выложи синий прямоугольник и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д.
Инструкция для набора «Звуковая культура речи»
Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Выложи в синий домик слова на первый звук «С»; назови картинки в первом ряду, только на первый гласный (поющийся) звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д.
Подготовительная группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по инструкции взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже синего домика - положи синюю фигуру без углов, на втором этаже желтого домика - положи желтую фигуру с равными сторонами и четырьмя углами и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д. После каждого хода дети поясняют действия связанные с этой профессией, называют атрибуты.
Инструкция для набора «Звуковая культура речи»
Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки. следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Заполни ячейки фиолетового домика предметными картинками, которые начинаются на звук «Ф», заполни ячейки зеленого домика предметными картинками, в названии которых есть звук «Л», находящийся в середине слова и т.д.
Второй вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Назови картинки в первом ряду, только на первый гласный звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д. Если вы хотите усложнить игру, предложите детям быть ведущими в этой игре и задавать вам трудные вопросы.
Литература:
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Нищева Н. В. Играйка восемь игр для развития речи дошкольников – С. П.: «Детство пресс», 2003г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по познавательному развитию Разноцветные домики »
МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромская область
Методическое пособие
по познавательному развитию
Разноцветные
домики
Дидактическая игра
для дошкольников от 3 до 7 лет
Авторы Якушева Н.В.,
Сабурова И.А.
г. Шарья
2015 г.
Авторы – разработчики воспитатели МБДОУ ЦРР № 18 «Родничок»
Якушева Надежда Владимировна
воспитатель
первая квалификационная категория.
Сабурова Ирина Алексеевна
воспитатель
вторая квалификационная категория
Методическое пособие «Разноцветные домики» предназначено для педагогов детских садов, студентов, родителей, а так же для тех, кто интересуется вопросами познавательного развития ребенка дошкольника.
Данное пособие представляет собой игровое поле, дидактический раздаточный материал по темам: «Профессии», «Форма и цвет», «Звуковая культура речи» что позволяет привлечь к игре от 3 до 7 детей.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Ведущая деятельность дошкольника – игра, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может. Это средство познания окружающего мира, доступная форма деятельности. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость игры в учение. Восприятие ребенком мыслительной задачи, как игровой повышает его умственную активность, развитие. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Дидактические игры, как средство развития детей, необходимы в любом возрасте дошкольного детства.
Зная, что дидактическая игра может решить множество задач как воспитательных, так и образовательных мы решили создать методическое пособие «Разноцветные домики», которое педагоги и родители могут использовать на развитие детей в разные периоды дошкольного детства.
Методическое пособие обеспечивает реализацию задач:
Средняя группа
Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие отсутствие углов, устойчивость, подвижность);
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
Учить различать называть прямоугольник его элементы: углы и стороны;
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (синий, фиолетовый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, белый, серый);
Поощрять попытки самостоятельно обследовать предметы используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы по цвету, форме, величине;
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
Расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях;
Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач);
Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивая значимость их труда;
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;
Старшая группа
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представления о четырехугольнике. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме;
Расширять представления детей о профессиях;
Знакомить с трудом людей творческих профессий (художник, писатель, композитор, мастер народного декоративно – прикладного искусства);
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов цвет, форма, расположения в пространстве;
Развивать умение сравнивать предметы устанавливать их сходства и различия;
Продолжать знакомить с цветами спектра (хроматические);
Развивать умение группировать объекты по признакам;
Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами;
Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
Развивать фонематический слух, формировать умение определять место звука в слове;
Подготовительная к школе группа:
Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет;
Уточнять знания детей о геометрических фигурах и элементах.
Закреплять умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения;
Закреплять умение располагать на плоскости , классифицировать, группировать по цвету, форме;
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение;
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
Предполагаемый результат использования дидактической игры:
Предполагает развитие интегративных качеств:
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Средняя группа:
Различает и называет геометрические фигуры, знает их характерные отличия; определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе. Умеет называть первый звук в слове.
Старшая группа:
Выражает словами местонахождения предметов по отношению к себе, другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Определяет место звука в слове.
Подготовительная группа:
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов. Проводит сравнение геометрических фигур. Находит слова с заданным звуком, называет местоположение его в слове.
Умеет работать по образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Общие правила игры:
В игре участвуют дети от 4 лет и взрослые. Взрослый занимает ведущую роль. Для игры вам понадобиться игровое поле и наборы карточек.
Средняя группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по рядам и цветам, первый ряд круги, второй ряд прямоугольники и т.д. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже фиолетового домика - положи фиолетовый круг, на первом этаже синего домика - положи синий круг, на первом этаже голубого домика - положи голубой круг, на втором этаже - положи зеленый квадрат и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д.
Старшая группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже фиолетового домика - положи фиолетовый круг, слева от фиолетового круга - положи синий квадрат, на втором этаже зеленого домика - выложи зеленый треугольник, над синим овалом - выложи синий прямоугольник и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д.
Инструкция для набора «Звуковая культура речи»
Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Выложи в синий домик слова на первый звук «С»; назови картинки в первом ряду, только на первый гласный (поющийся) звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д.
Подготовительная группа:
Инструкции для набора «Геометрические фигуры»
Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по инструкции взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже синего домика - положи синюю фигуру без углов, на втором этаже желтого домика - положи желтую фигуру с равными сторонами и четырьмя углами и т.д.
Инструкции для набора «Профессии»
Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д. После каждого хода дети поясняют действия связанные с этой профессией, называют атрибуты.
Инструкция для набора «Звуковая культура речи»
Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки. следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Заполни ячейки фиолетового домика предметными картинками, которые начинаются на звук «Ф», заполни ячейки зеленого домика предметными картинками, в названии которых есть звук «Л», находящийся в середине слова и т.д.
Второй вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.
Например: Назови картинки в первом ряду, только на первый гласный звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д. Если вы хотите усложнить игру, предложите детям быть ведущими в этой игре и задавать вам трудные вопросы.
Литература:
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Нищева Н. В. Играйка восемь игр для развития речи дошкольников – С. П.: «Детство пресс», 2003г.