Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо и взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».М
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо и взаимодействие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
1) Включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом,
2) Изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
-обеспечить открытость дошкольного образования;
-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада:
1. «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
2. При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
3. Создать единое пространство
4. Развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ
1.Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
1.Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
- совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
- открытые занятия ;
- мастер-класс;
- семинары.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
- утренние приветствия;
- семейные проекты.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
2.Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить: анкетирование; тестирование. личные беседы.
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей .Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
3.Важные моменты: - все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
4.Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
- развлечения;
- праздники
- празднование дней рождения;
- выставки;
-акции;
-селфи-безопасности;
-конкурсы к традиционным праздникам;
-дни добрых дел.
Вывод:
Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, разнообразны, современны.
Необходимо ввести еще и такие нововведения:
- Дни открытых дверей;
- Родительская почта;
-Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
-Гость групп.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
подготовительной группы «Затейники» на 2020-2021учеб.год
Месяцы
Название мероприятия
Цель проведения мероприятия
Сентябрь.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Цели и задачи на новый учебный год»
Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.
Консультация «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка»
Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка.
Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.
Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».
Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на самочувствие детей.
Октябрь.
Беседа. « Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».
Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом.
Консультация. «ОРЗ. Профилактика ОРЗ».
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с
Консультация «Готовим руку дошкольника к письму».
Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
Осенний праздник «Золотая осень»
Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.
Ноябрь.
Консультация «Секреты психологического здоровья»
Помочь родителям в вопросе создания эмоционально положительной атмосферы в семье
Индивидуальные беседы. «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка».
Ознакомление родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания.
Консультация. «Как развивать память у детей».
Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома.
Праздник «День матери»
Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.
Декабрь.
1.Родительское собрание
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников»
Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д\с и семьи.
2.Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
Дать знания о том, как научить детей запомнить правила пожарной безопасности.
3.Семейный конкурс «Зимняя сказка» выставка рисунков.
Привлечение родителей к работе детского сада.
4.Праздник «Новый год».
Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику.
Январь.
Беседы. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей и формированию навыков самообслуживания.
Консультация «Всё о детском питании».
Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
Беседа.«Как провести выходной день с ребёнком?»
Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком.
Индивидуальные беседы. «Детская агрессивность»
Вовлекать родителей в работу д/сада.
Февраль.
Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица»
Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке).
Консультация.«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?».
Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.
Фотогазета «Самый лучший папа мой!»
Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки.
Март.
Праздник «Мамочка любимая моя!»
Привлечение родителей к работе детского сада. Демонстрация творческих
способностей детей, умений и навыков.
Родительское собрание Тема: «Безопасность детей – забота взрослых»
Заинтересовать родителей проблемой детского дорожно-транспортного травматизма.
Укреплять взаимодействия родителей и педагогов в вопросах обучения детей культуре поведения на дороге
Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой».
Прививать детям любовь к природе.
Совместное создание в группе огорода.
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними