Просмотр содержимого документа
«Прогулка по зимнему лесу.»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Путешествие в зимний лес»
Цель:Формировать обобщенное представление детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.
Задачи.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.
Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу.
Ход занятия.
Воспитатель: Звонкая погода
Снега кутерьма
Это время года
Мы зовем.....
Дети: Зима!
Воспитатель: Белые, белые снежные
В форточку письма влетают
Кружатся тихие, нежные
И тают, тают, тают.
Воспитатель подходит к окну и берет в руки бумажную снежинку.
Воспитатель: Мы пойдем в зимний лес в шортах и футболках?(нет, нам нужно одеться)
Воспитатель: -Ой дальше не пройти. Все запорошило снегом. Что значит запорошило? На чем отправимся дальше? (на лыжах)
(дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на экране компьютера)
.
Воспитатель: Сколько здесь различных деревьев, кустарников, но почему-то все они без листьев.
Дети: Зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались.
Воспитатель: А может, было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу.
Дети: Нет! Деревья, сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Воспитатель: А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит? (ответы детей)
Воспитатель: Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то - же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя называются – хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?
Дети. сосна, можжевельник, кедр.
Воспитатель: Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?
Воспитатель. Меняют! Но не сразу, а постепенно.
Воспитатель. А еще хвойные деревья лесным жителямзимой помогают выжить.
Оказавшись в лесу, нужно знать «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.
Воспитатель: Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.
Дети: Они никуда не улетают, потому что, питаются семенами, ягодами, зернышками, которые находят на растениях.
Воспитатель: Как мы помогаем птицам в зимние холода?
Дети: Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.
Воспитатель. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».
(Появляется слайд с изображением мыши)
Воспитатель. Посмотрите на этого маленького зверька. Кто это?
Дети. Это мышь. Она питается разными семенами растений, орешками.
Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет с неё всю ночь зернышки грызть. Ей зимой не страшен, ни холод, ни голод, а опасаться ей нужно только хищников.
А кто это- хищники и как они зимуют?
Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет ответы детей). Хищники- это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой, потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят, а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.
Воспитатель: А медведя в лесу можно увидеть зимой?
Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.
Воспитатель:И что ничего не ест и не пьёт?
Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в лесу он найдёт такую еду?
Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные так же впадают в спячку? (Барсук, ёж, змеи, лягушки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто это? (заяц) Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.
Дети. зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют. Зайчик - белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит! Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.
Воспитатель: (Смотрит вверх на дерево) Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.
(Слайд с фото белки).
Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.
Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится…? Он так и будет лежать.
Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.
Воспитатель. Правильно, так белка и другие растительноядные звери и птицы помогают растениям распространяться и расти на земле. Всё в природе взаимосвязано: и растения, и звери, и птицы.
Проблемные вопросы:
Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)