Аннотация.
Рисование для ребенка-это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставляет след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Все мы хотим, чтобы наши чудесные дети развивались гармонично, могли свободно выражать свои чувства и впечатления, раскрыть свой внутренний мир. Наша задача представляется мне в наиболее полном развитии творческой фантазии, активизации воображения, пространственного мышления детей. Конечно же, занятия изобразительным искусством помогут нам в решении этих очень непростых задач. Прежде всего я бы обратила внимание на наше восприятие окружающего мира. Мы живем в больших городах, часто наши дети целыми днями находятся в ограниченном пространстве квартиры или детского сада, даже на прогулках их мир часто ограничен пределами детской площадки, а ведь именно с восприятия предметов окружающего мира и начинается познание. Поэтому очень важно научить ребенка видеть, чувствовать и выражать красоту окружающего мира.
Образовательная область: Коммуникация. Творчество. Социум.
Раздел организованной учебной деятельности: Рисование.
Тема: «Путешествие в Зимний лес».
Образовательная задача: Создать целостное восприятие времени года-зима(через различные средства). Продолжать работу по наклеиванию формы на готовую основу; правильно держать кисть, намазывать клей, равномерно наносить на форму от середины к краям. Дополнить работу рисованием, используя нетрадиционную технику (оттиск смятой бумаги).
Развивающая задача: Развивать познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать творческое воображение, память, речь, умение анализировать; содействовать развитию тонкой моторики у детей.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений о природе; проявлять заботу, доброжелательность и внимание ко всему живому.
Используемый материал: картинки «Зима»; игрушки Белка, Зайчик; елки искусственные, белая ткань, корзинка с шишками; музыка зимней природы; бумага синего цвета, широкие тарелочки с разведенной белой гуашью, комочки смятой бумаги, салфетки, клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клееночки, фигурки животных.
Предварительная работа: Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; картин времени года «Зима»; беседы о зиме, чтение стихотворений, сказок о диких животных.
Полингвальный компонент: снег-қар-snow, белый –ақ-white.
Мотивационно-побудительный этап
Коммуникативная игра (в кругу)
Мы сначала будем топать:
Топ-топ, топ. Топ –топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь улыбнемся гостям и скажем всем: Здравствуйте!
Организационно-поисковый этап
Дети, сегодня я расскажу вам интересную сказку.
Все садитесь рядком,
Поговорим ладком.
Приготовте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку. (звучит музыка «Звуки леса»)
Жил-был в лесу Старичок-Годовичок. Жил, не тужил.
Лес охранял, чтобы никто зря веток не ломал, деревья не пилил. А еще наш Старичок-Годовичок любил сажать деревья. Деревья выростали самые разные; и каждое он любил, холил и лелеял. И вот однажды к нему на крылечко залетело маленькое семечко. И решил он посадить его. Выкопал ямку, положил семечко, полил родниковой водой и пошел спать.А наутро старичок-Годовичок вышел на крылечко и очень удивился. За одну ночь выросло красивое, сказочное дерево. Так лес отблагодарил Годовичка за заботу о нем. И растет до сих пор это сказочное дерево в лесу, но видит его только тот, кто любит и охраняет лес.
-И если вы будите любить и беречь лес, то тоже сможете увидеть это сказочное дерево.
-Сегодня мы с вами будем рисовать такое сказочное дерево.И я хочу вас пригласить на прогулку по нашему зимнему лесу.В лесу очень холодно и чтобы не замерзнуть давайте хорошо разотрем свои щечки, ушки.
Ой мороз, мороз, мороз
Щиплет щечки, щиплет нос,
Щиплет ушки, щиплет губки,
Забирается под шубки.
Чтоб согреться- посмотри
Все как следует,потри:
Щеки, носик, ушки, губки
Пар пошел даже от шубки. (выполняют действия в соответствии с текстом)
-А теперь отправляемся в лес.
Зимний лес нас в гости ждет,
На прогулку всех зовет.
Быстро собираемся, дружно отправляемся! (ходьба с препятствиями)
-Так как в лесу снег глубокий, мы будем идти след в след, чтобы не провалиться в сугроб.Идем по следу-друг за другом.(звучит музыка «Зимний лес»)
-Ой, ребята, а чьи это следы? (ответы детей).
-Испугался наверное Зайка, убежал. Как нужно вести себя в лесу? А каких животных можно еще в лесу встретить?
-Ребята, слышите, кто-то плачет. Это белочка, у нее случилась беда.Был ветер и все ее шишки выпали из дупла и замерзли. Она просит вас помочь ей. Каждый возьмет одну шишку, положит на одну ладонь, накроет второй ладонью и круговыми движениями согреет шишку, чтоб белочка не простудила себе горлышко.
Молодцы, а теперь сложим шишки в корзинку и поставим под елочку, чтобы белочка забрала их.
-А вот и Зайка к нам прискакал. (здоровается )
Я услышал, что кто-то ходит в лесу и решил посмотреть
-А вам нравиться зима? Почему?Тепло или холодно на улице? Чем покрыта земля? А какого цвета снег?
(снег-қар, snow; белый-ақ, white; зима-қыс, winter)
-Зайка, а мы знаем про снег стихотворение
Как на горке-снег,снег,
И под горкой –снег,снег,
И на елке-снег,снег,
И под елкой-снег,снег.
А под снегом спит медведь. Тише, тише, не шуметь!
-Да, не надо шуметь, мишка спит в своей берлоге.
Все, мне пора! Досвидание! Саубол! Гудбай!
-Зайчик, ты приходи к нам в детский сад, посмотри, как дети занимаются.
-Все, нам пора, мы погуляли, набрались сил и энергии, а теперь пора приступать к работе. Занимаем свои места, начинаем волшебство.
Ребята, посмотрите у вас на столе лежат листы бумаги. Что на них изображено? Это Старичок-Годовичок подарил вам картины своих деревьев, которые растут в его лесу.
Когда мы в лесу гуляли, то каких животных там встретили?А еще каких животных можно встретить в лесу?Давайте сделаем так, чтобы в нашем небольшом лесочке тоже жили лесные зверушки. Посмотрите, у меня есть картинки таких животных : белочки, зайчики, лисички, волки. Позовем их в наш лесок?
Я беру картинку, кладу обратной стороной на клееночку, кисточкой набираю клей и намазываю начиная с середины к краям картинку. Кисточку убираю на подставку. Затем аккуратно приклеиваю намазанной стороной на лист бумаги. Салфеткой прижимаю картинку к бумаге. (не тереть).Вот и готово!
Теперь подготовим свои пальчики :
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5,мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Суп поели –спать легли.
А теперь приступаем к наклеиванию животных. (индив. помощь)
Молодцы! Ребята, а чего на наших картинах не хватает?
Мы сегодня будем рисовать снег необычным способом не кисточкой, не карандашами, а комочком смятой бумаги. Я беру комочек бумаги двумя пальцами, опускаю в тарелочку с белой гуашью и приемом примакивания прикладываю комочек бумаги к каждой веточки дерева. (показ)
Вот и получилось сказочное дерево!
Берем в руки комочек бумаги, держим двумя пальчиками, вот так. А теперь порисуем на ладошке (показ без краски).
Теперь опустите комочек в тарелочку с гуашью, прижмите и примакивайте к каждой веточке.
(звучит музыка, дети рисуют, по ходу следить за осанкой детей, оказывает инд. помощь)
Кто нарисовал снег, комочек бумаги убираем в пустую тарелочку, вытираем руки салфеткой. Готовые работы выставляются на доске, оформленной зимними узорами (получилась сказочная, зимняя картина)
Рефлексивно-корригирующий этап
Вы все настоящие волшебники! Какой сказочный лес!
Здравствуй лес, волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Ч то за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: Ты же видишь-мы свои!
Чем мы сегодня рисовали снег? Когда гуляли по лесу, кого там видели? А кому помогали? Белочка вам так благодарна, что поделилась своими запасами.
Зайчик передает от Белочки подарок. (сладкие грибочки)
Ожидаемый результат:
Знать: время года-зима, признаки.
Иметь: навыки работы с гуашью, клеем.
Уметь: наносить оттиск комочком смятой бумаги, приклеивать детали к готовой основе.
Изучение методической литературы по данной теме:
• Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий»
• «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера»
• Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание.