Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в зимний лес»
Автор: Есаулова Анна Николаевна, 2 категория, МБДОУ детский сад №5 «Теремок», республика Хакасия, с. Шира.
2 младшая группа
Задачи:
• обогащать сенсорный опыт детей. Учить действовать с предметами различной формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Различать величину: большой, поменьше, маленький. Продолжать учить узнавать и называть цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный.
• закрепление практического умения действовать с предметами:
- разной формы (размещение вкладышей в соответствующих отверстиях).
- разного цвета (соотнесение и группировка бусинок в соответствии с этими признаками).
- разной величины (соотнесение кругов по величине при составлении снеговика).
• развитие мелкой моторики, тактильную чувствительность и способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам (тактильную память).
• побуждение к речевой активности;
• воспитание отзывчивости, доброжелательного отношения к игрушечным персонажам, желание им помочь.
Материалы:
1) демонстрационный: макеты деревьев, снежинки для оформления зимней лесной полянки, игрушечные зайка и лиса, картинка с изображением снеговика, «чудесный мешочек» с различными на ощупь предметами;
2) раздаточный: круги разного диаметра для составления снеговиков, бусинки разного цвета и шнуры по цвету с жестким кончиком для нанизывания бус; прямоугольные заготовки светло-голубого цвета - домики для зайчат (20х15 см) с прорезями разной формы и соответствующие вкладыши; набор игрушек для игры «Чудесный мешочек».
Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка.
Ход деятельности с детьми:
I. Организационный момент. Создание установки к деятельности.
(1) «Прогулка в зимний лес».
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да).
(2) Отгадывание загадки.
- Сначала отгадайте загадку:
С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
(3) Превращение детей в «снежинок».
• Чтобы быстрее оказаться в лесу и не замёрзнуть, давайте мы с вами превратимся в снежинок.
Повернулись, покружились
И в снежинок превратились
Мы - снежинки, мы - пушинки, (Кружение под музыку).
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Полетели снежинки.
- Летели, летели и в «зимний лес» прилетели.
II. «Лесная полянка» (Музыкальный фон).
- Как красиво в лесу. И здесь - зима, всё покрыто снегом - и деревья, и земля.
- Кто это под кустиком прячется. (Зайка).
- Как вы думаете, от кого зайка может прятаться в лесу? (Лисы, волка).
III. Встреча с зайкой.
- Давайте позовём зайчика. (Иди к нам, заинька).
- Посмотрите, какой зайка. Какого цвета у него шубка? Потрогайте, какая она? (Мягкая, тёплая, пушистая).
- Какие у зайки ушки? (Длинные). Хвостик? (Короткий).
- Давайте угостим зайчика чем-нибудь вкусным.
Что зайка любит есть? Вот у меня в корзинке - капуста, морковь, шишки, орехи. Что дадим зайчику? (Капусту, морковь).
- Угощайся, зайка! Неси морковь и капусту своим зайчатам. (Спасибо).
- Ой, дети, забеспокоился зайка, стал вдруг грустным. Что-то хочет нам сказать. (На ушко воспитателю).
- Дело в том, что маленькие зайчата в опасности, к ним бежит лиса. Поэтому и прятался зайка под кустиком, ждал вашей помощи. Поможем зайчатам? (Да) .
IV. «На помощь зайчатам», дидактическая игра: «Спрячем заек».
Руководство к выполнению игры.
- Зайчата играют, веселятся в своих домиках и не подозревают об опасности.
На столах лежат карточки- «домики» с изображениями зайчат в «окошках» разной геометрической формы. Заек нужно спрятать, т. е. разместить все геометрические фигуры - вкладыши так, чтобы они совпали с прорезями.
- Ребята, как же нам помочь зайчишкам?
- Какой формы окошки в домиках? (Разной.)
- Как вы думаете, что нужно сделать?
(Закрыть все «окошки» («двери») домиков, правильно подобрав и поместить соответствующую фигурку).
- Молодцы, ребята! Плотно закрыли «окна» домиков зайчат. Теперь зайчата в безопасности.
V. Подвижная игра «Зайцы и лиса».
- Ребята, давайте мы с вами поиграем, превратимся в зайчат, и будем прятаться от лисы.
Зайка умывается,
К детям в гости собирается.
Вымыл ухо, вытер сухо,
Вымыл носик, вытер хвостик,
На лесной лужайке
Танцевали зайки.
Выставляли ножки
В беленьких сапожках.
Прыгали, скакали,
Лапками стучали.
Скок-скок, скок-скок,
Лапками стучали.
Вдруг бежит лисичка, хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, зайки,
Зайки - побегайки.
- Спрятались, зайки! Никого лисичка не наша.
VI. Игра «Чудесный мешочек»
- Зайка для вас принёс вот такой чудесный мешочек.
Я - чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я - дружочек,
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
- Поиграем с ним?
(Дети выбирают по одному предмету, лежащему на столе, а затем находят для него пару на ощупь в «чудесном мешочке»).
VII. Физминутка «Веселые снежинки».
- Пока мы играли с «чудесным мешочком», на лесную полянку много снежинок прилетело. Давайте потанцуем, как снежинки.
На полянку, на лужок.
Тихо падает снежок,
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И на землю улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
(Движения выполняются согласно тексту).
IX. Составление снеговиков (из кругов, разных по величине)
- Вот сколько снега на лесной полянке.
- Кого можно вылепить из снега? (Снеговика). Демонстрация картинки с изображением снеговика.
Снеговик ты, снеговик!
С детства к холоду привык!
Ты надел кастрюлю ловко!
Из углей твои глаза. –
Нос твой - красная морковка –
Твоя гордость и краса!
- Снеговику одному скучно, сделаем ему много друзей-снеговиков?
- Какие фигуры нам понадобятся? (Круги). Как будем составлять снеговиков?
Работа с самоклеющейся плёнкой.
(Дополнительные детали: шапка - «ведро», «пуговички», шарф - для детей, быстро справившимися с заданием).
- Какие красивые у вас снеговики получились
- Ребята, снеговик вас благодарит. И всем спасибо говорит. И рад, что не один - с ним его друзья. Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.
X. «Украсим ёлку бусами». (Нанизывание бусинок на нитку (шнурок) по цвету).
- Посмотрите, посмотрите, какой большой сугроб намело. А что под ним? (ёлочка, зелёная иголочка).
- Скоро наступит Новый год. В лесу звери тоже готовятся к празднику. Они уже и ёлку выбрали, вокруг которой будут водить хороводы. Только вот нет на ней украшений. Давайте сделаем на ёлку разноцветные бусы. Вот зверята будут рады.
Пальчиковая разминка с бусинками.
- Какой формы бусы? (Круглой).
- Покатайте бусинки между ладошками.
Покатаем мы в руках
Бусинки-горошки!
Будьте ловкими у нас
Пальчики-ладошки!
Нанизывание бусинок на нитку по цвету.
- Молодцы, ребята! Чудесные бусы у вас получились - синие, красные, жёлтые, зелёные, белые. У Вари - какого цвета? У Егора?
- Повесим бусы на ёлку. Полюбуйтесь ёлочкой. Вот она какая - красавица лесная, нарядная.
- И зверята прибежали посмотреть. Все вас благодарят и спасибо говорят.
- А теперь все в круг вставайте, за руки беритесь и вокруг ёлочки-красавицы пройдитесь.
Возле ёлки мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
-У всех хорошее, радостное настроение. Нам пора прощаться и в детский сад возвращаться.
- Повернулись, покружились и в «снежинок» превратились.
- Ребята, давайте попросим ветерок, быстрее нас вернуть в детский сад.
Ветер, ветер, ветерок! Дуем на ладошки.
Помоги-ка нам, дружок! Летят снежинки под музыку.
Быть по-нашему вели,
Быстрее в детский сад нас унеси!
- Вот и вернулись мы из леса снова в детский сад.
- Повернулись, покружились
И снова в деток превратились.
XI. Итог занятия.
- Понравилась вам наша прогулка в зимний лес? Кто нам встречался в зимнем лесу? Хотели бы вы побывать там снова?
Поблагодарить детей за выполненную работу.