Просмотр содержимого документа
«Программа "Музыка, движение, речь"»
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»
Программа
Тема: «Музыка, движение, речь»
Авторы работы:
Педагог доп. образования
Мазалова Оксана Ивановна
г. Нижневартовск 2014 год
Содержание
Введение 3
Глава 1 Принципы и методы логопедической ритмики 6
Методы и приемы обучения в логопедической ритмике 9
Направления в работе 11
Особенности и основные звенья логопедической ритмики 12
Глава 2 Организация, основные направления, содержание и формы работы с детьми. 16
Анализ результатов исследования. 26
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет 28
Заключение 36
Литература 37
Приложение 38
Введение
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки, движения и слова.
Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11% в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неблагоприятный психологический микроклимат в семье.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предлагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи.
В начале ХХ века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был Жак-Далькроз (1865-1950). Дальнейшее развитие система получила в работах его учеников и последователей.
В нашей стране в 30 - 40-е годы систему музыкально ритмического воспитания разработали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Н.П.Збруева, Е.В.Конорова, М.А.Румер, Е.П.Шепулин.
Н.Г. Александрова в своих ранних работах (30-е годы) подчеркнула значимость дифференцированного использования ритмики, в зависимости от возраста людей и их физического состояния. Она считала, что если ритмист работает в дошкольных учреждениях, то его предмет становится частью воспитательных задач, которые ставит современная педагогическая мысль. Таким образом, из большого раздела ритмической гимнастики и музыкально – ритмического воздействия выделилась лечебная ритмика. Особенностью занятий было наличие музыки, которая рассматривалась как лечебный фактор и без связи с каким либо движением. Ее действие эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положен в основу двигательной системы и регулирует движения и поведение ребенка. В системе ритмического воздействия на человека с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление – логопедическая ритмика.
Методику музыкально – ритмического воспитания Э.Жак-Далькроза с лечебно – педагогическими целями стали применять и за рубежом. В 60-е годы ХХ века польский логоритмист А.Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Созданная ею терапевтическая программа была направлена на реабилитацию заикающихся детей.
Продолжателем идей Э. Жак-Дальккроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Достоинством этого метода является использование творческих способностей ребенка и возможностей доставить ему эстетическую радость. Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения.
В нашей стране, освещая проблемы логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией, автор Г.А.Волкова создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи, естественно - научную основу и разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм своеобразной активной терапии.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обусловливают её в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Объектом являются дети в возрасте 5-6 и 6-7 лет.
Предметом являетсявзаимосвязь ритмики, речи и музыки в развитии ребенка.
Целью является всестороннее развитие ребенка, преодоление речевого нарушения. Создание условий для развития выразительных движений, пластики. Устранение нарушений в двигательной сфере, способствовать произвольно ими управлять.
Задачи
Формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления, правильную осанку.
Формировать функцию речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, способность саморегуляции психической деятельности.
Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Развивать способность к восприятию музыкальных образов и умение ритмично выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять творческие способности.
Воспитывать положительные личностные качества и чувство коллективизма.
Теоретическая и практическая значимость для ДОУ:
Был подобран и апробирован практический материал, разработан перспективный план коррекционной работы и мониторинг качества музыкально-ритмического развития ребёнка. Особенностью коррекционных занятий является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе единства четырех основных компонентов: движения, игры, музыки и слова.
Двигательный компонент занятий направлен на развитие физических качеств, в первую очередь координационных способностей. Основными средствами являются танцы, оздоровительная гимнастика, упражнения с предметами.
Проведённая работа может оказать практическую помощь хореографам и музыкальным руководителям.
База исследования: дети дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина», в количестве 50 человек.
Программа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Работа проводилась с сентября 2013 года по май 2014 года.
В данный период осуществлялось изучение специальной литературы, формирование целей, задач, разработка мониторинга качества музыкально-ритмического развития детей. Анализировалась педагогическая литература.
Проводился подбор репертуара, совершенствовались методы, приемы и содержание коррекционно - развивающей работы. Осуществлялся контроль над динамикой развития знаний, умений и навыков детей. Осуществлялась обработка и анализ результатов мониторинга.
Глава 1. Принципы и методы логопедической ритмики
Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.
Общедидактические принципы. Принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического и логоритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха.).
Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, повышает внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности. И.И.Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедической ритмике) постепенность и упражняемость (тренировку) следует считать основным физиологическим правилом.
Принцип сознательности и активности. В процессе логоритмического воспитания, важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми.
Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, двигательного аппаратов и др. взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями. Одним из условий доступности является преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса. При последовательном условии различных словесно - музыкально - двигательных координаций и преодолении трудностей у пациентов развивается способность координировать и совершенствовать всю двигательную и речедвигательную систему. Повышение требований тогда приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны ребенку, не превышают функциональных возможностей организма, т.е. соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе их выполнения расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуется произвольная и речевая моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное время, чтобы в двигательной сфере ребенка произошли приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.
Все рассмотренные общедидактические принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.
Специфические принципы. Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем из тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
Принцип всестороннеговоздействия влияет на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. При заикании, дизартрии и других нарушениях занятия строятся по-разному. Например, при заикании логоритмические занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитания внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т.д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания,
дифференциации ротового и носового дыхания, снятию низализации и т. д.
Принцип учёта симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, алалией, афазии, дизартрии,
частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и т. д.). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися детьми следует опираться на те установки, которые они получили на логопедических занятиях или, у детей с дизартрией после лекарственной терапии или физиотерапии использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса и т.д.
1. 2 Методы и приемы обучения в логопедической ритмике
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени условия двигательного материала, общего развития детей и физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
А) наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий.
Б) тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных способов.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
Краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;
Пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
Указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
Беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;
Команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики.
Образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
Игровой – близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально – эффективный, учитывает элементы наглядно – образного и наглядно – действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально – волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задания.
Методы педагогического обследования: прежде всего, они включают педагогическое наблюдение, которое организуется специально и имеет сформулированную задачу, предмет наблюдения, а также систему фиксации факторов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Наметив рабочую гипотезу, исследователь накапливает факты, которые подтвердят или отвергнут его предложение. Педагогическое наблюдение ценно тем, что позволяет изучать объекты в естественных условиях.
Занятие проводится фронтально; для совершенствования знакомых движений педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску. Например, дает такие задания, как изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые.
Направления в работе.
Разрабатывая план коррекционной работы с детьми, педагогам следует ориентироваться на следующие направления работы:
Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого – педагогического прогноза.
Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений, навыков с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Педагогическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач: оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных.
Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами и возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование чувства ритма;
формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
развитие творческих способностей.
Решение эстетических задач на занятиях с детьми предполагает обогащение, совершенствование эстетического облика и кредо человека или их изменение, если это необходимо. Формирование моральных норм, развитие волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.
Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т. д.
Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией:
целенаправленное формирование функций речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Вышеперечисленные направления требуют конкретизации и решения широкого спектра задач. Учитывая сложную структуру логопедической ритмики, педагоги должны быть, подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной литературы, готовностью к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
1. 3 Особенности и основные звенья логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Большой вклад в совершенствование логопедического воспитания людей с расстройствами речи внесло всестороннее изучение аномальных детей, их компенсаторных процессов, а также различные реабилитационные методики.
Логопедическая ритмика, изучая закономерности развития, воспитания, а также нарушения неречевых психических функций в синдроме той или иной речевой патологии, обобщая экспериментальные данные и практический опыт, определяет задачи логоритмического воспитания, раскрывает их сущность, выдвигает целесообразные средства, методы и формы организации логоритмических занятий.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, перевоспитания речи и устранения речевых нарушений.
Результаты научных исследований позволяют более полно учитывать психофизиологические особенности людей разного возраста, имеющих нарушения речи: степень утомляемости, интересы и потребности, уровень речевого общения, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности и т.п. В соответствии с этим логопедическая ритмика разрабатывает содержание логоритмического воспитания в комплексе с речевыми коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и хореографа направляется на всестороннее развитие ребенка, на его перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи. Обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на умение ориентироваться в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельность стремление к творчеству.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно - коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных
функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно – логический, при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторный, в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.
Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных норм, целеустремленности. Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся детей эстетические чувства.
Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает: благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;
благоприятное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;
возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;
упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражание другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;
соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;
возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.
Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения. Исходное положение - это относительно неподвижная поза перед началом упражнения, она выражает готовность к действию. Движения выполняются в пространстве в определенных направлениях. Основными направлениями движений человеческого тела принято считать следующие: вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Существуют и промежуточные направления, например, вполоборота направо. Ведущую роль в контроле за направлением движения, в пространственной ориентировки играет зрение, поэтому движение головы несколько опережает движение остальных частей тела.
Каждое отдельное движение реализуется в отдельном промежутке времени и ограничено определенным пространством. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором движения во времени является музыка. В большинстве случаев она определяет и пространственные рамки движения. Конкретную пространственную схему упражнения, согласованную с формальным построением музыкального произведения, определяет педагог, ведущий занятие: марш по кругу, вправо, влево, через центр и т. д. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления у детей. Сначала с детьми отрабатываются отдельные элементы упражнения, затем во главе с ведущим отработанные последовательные элементы сочетаются в единое целое. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях являются речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Ребенок естественным способом сочетает пение с импровизированным свободным движением в плясках, играх, танцах. Развитие оптико-пространсвенных представлений особенно важно для детей робких, застенчивых. Вначале эти дети становятся участниками общих игровых композиций. Сам факт участия в игре уже является положительным, поскольку устраняет барьер робости, отрицательного отношения к игре. Впоследствии дети поочередно выполняют роль ведущего, создающего двигательно-пространственные композиции. Особое внимание в композиции уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. В роли ведущего ребенок сначала выполняет простые, состоящие из двух творческих элементов композиции, например, упражнения с ритмизацией текста и двигательным аккомпанементом. Далее ребенок-ведущий реализует простые двигательные уклады. Чаще всего в основе этих укладов находятся стихотворения, считалки, пословицы, поговорки, имена, названия цветов и т. п. Естественный ритм текстов является стимулом реализации движения в пространстве.
Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении. У человека имеется врожденная, естественная склонность к ритмическому движению. Маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки, реакция возникает спонтанно. По мнению К.Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам, это самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма свои естественные движения, совершает их двигательную координацию. Акустические эффекты движения-щелчки, хлопки, притопывания и пр.
Ритм – последовательное чередование звуков различной высоты и длительности. По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
темпа – способность к восприятию и воспроизведения темпа следования опорных звуков:
метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков;
ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.
Для того чтобы развить чувство ритма у человека, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком.
Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма – дыхательной, сердечной, мышечной систем, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению человека.
Как уже указывалось, эффективным средством совершенствования движения является музыка. Музыка, как и движение, протекает во времени. Ее сильная часть организует движение. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций
Ритм необходимо воспитывать и в статике, чтобы человек мог правдиво и выразительно отразить в позе свои переживания. К.С. Станиславский писал, что когда люди не двигаются, смирно и молча сидят, лежат, отдыхают, ничего не делают… тогда тоже есть темп и ритм.
Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личностных качеств человека с речевым расстройством, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитание волевых качеств: смелости, настойчивости, выдержки. Указанные качества формируются под влиянием как личного примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под предложенную музыку, на основе своих собственных представлений дети сочиняют фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные фантазии у ребенка являются проявлением внутренней потребности выразить свое психическое состояние. Правильно развивающийся ребенок в наибольшей степени проявляет творческие способности.
Нарушение творческих способностей устраняется с помощью упражнений, развивающих эту способность. К таким упражнениям относятся свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, а также разнообразные игры, в которых на первый план выдвигается импровизация и творчество.
Глава 2. Организация, основные направления, содержание и формы работы с детьми.
На основании своей работы были поставлены следующие задачи:
Задачи
Формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления, правильную осанку.
Формировать функцию речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, способность саморегуляции психической деятельности.
Развивать чувство ритма, способствовать ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Развивать способность к восприятию музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться, проявлять творческие способности.
Воспитывать положительные личностные качества и чувство коллективизма.
Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется коррекционно-развивающее воздействие. Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации и деятельности детей в период их пребывания в детском саду.
На лого- и музыкально-ритмических занятиях хореограф совместно с логопедом и воспитателем решает ряд задач как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия. Для их решения логопед и хореограф отбирает материал соответственно возрасту и психическому развитию лиц с речевыми расстройствами.
В дошкольных учреждениях отбор материала соответствует требованиям программы воспитания детей. Воспитательные задачи музыкально-ритмического занятия подчинены общим задачам воспитания данного учреждения. Хореограф отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении: систематически проводит занятия, используя разнообразные формы; репертуар подчинен сюжету праздника, который рисует яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Он включает детскую, классическую и народную музыку. В некоторых сценариях с целью наибольшего приближения к тематике сюжета используются современные эстрадные танцы, доступные детям. Консультируется с логопедом и инструктором по физическому воспитанию.
Структура музыкально-ритмического занятия должна обеспечить необходимую преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материала, программных навыков, умений. Она обусловлена возрастом занимающихся детей, видом речевой патологии, этапом логопедической работы и варьируется в зависимости от указанного. Можно начать занятие вводными упражнениями, а можно слушанием музыки, или с изучения речевой игры и т. д. занятия с детьми носят более свободный, непринужденный характер, так как они строятся на основе музыкально-игровой, изобразительной и художественно-речевой деятельности.
Разбирая качество выполнения упражнений занимающихся детей, нужно отмечать меру организованности, качество взаимоотношения со сверстниками; степень проявления элементов творчества, произвольность внимания, активность, инициативность, саморегуляцию психической деятельность; признаки изменения самочувствия и настроения.
Обязательно надо помнить о значительной нервно-психической нагрузке на ребёнка, которую желательно равномерно распределить в течение дня, а также равномерно распределить во время занятий. Режим дня должен быть выверен, и точно соблюдаться. Рекомендуется занятия ритмикой проводить в вечерние часы. И, поскольку, в нашем дошкольном учреждении дети интегрированы в обычную и логопедическую группу, то занятия по ритмике проводятся 2 раза в неделю в вечернее время. Построение занятий планируется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обязательно осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Логоритмические и музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного.
Хореограф пишет план занятий для всей группы. Материал для занятия отбирается в соответствии с психическим развитием ребёнка и его речевыми расстройствами. Воспитательные задачи занятия подчинены общим задачам воспитания МАДОУ. Коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего неречевого и речевого расстройства, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций. Следует учитывать, что в коррекции обязательно должно быть и развивающее начало. С одной стороны, упражнения должны исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребёнка (дыхание, артикуляционный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и др.).
Содержание занятий включает в себя разнообразные формы: игры, досуги, двигательные упражнения, использование разнообразных видов занятий, игровых моментов, применение красочного музыкально-дидактического материала. Обязательно использование игровой мотивации на всех занятиях (один из принципов работы – опора на ведущую деятельность возраста). Проводятся комплексные занятия и занятия интегрированного характера, что дает возможность решению нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия и др. формы.
Построение занятий осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются. Работая с детьми, педагог должен осторожно и индивидуально подходить к каждому ребёнку, терпеливо ждать результата. Не подгонять нераскрывшиеся способности ребёнка. Коррекционная работа требует обязательного планирования.
В нашем дошкольном учреждении коррекционно-развивающее обучение осуществляется группой специалистов: логопедом, музыкальным руководителем, хореографом, узкими специалистами и воспитателями.
В сентябре с целью выявления особенностей музыкально-ритмического развития каждого воспитанника. На основе тщательного количественно-качественного анализа результатов логопеда, музыкальный руководитель и хореограф проводят диагностику музыкального развития детей в дошкольном учреждении. На основании диагностики и рекомендаций логопеда разрабатываем план коррекционной работы, определяем уровень данных детей, степень форсированности непосредственно на занятиях. Выбираем методы, формы и содержание.
Одним из содержаний является игровая деятельность ребёнка. Большим плюсом является то, что спроектированная индивидуальная работа с ребёнком может быть применима в условиях «домашнего» образования дошкольника. А также, в случаях задержки развития позволяет закрепить зону актуального развития ребёнка и создать необходимые условия для зоны ближайшего развития.
На втором этапе в январе проводится повторное обследование детей с целью выявить особенности динамики развития. Это обследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы. В планы вносятся коррективы, если это необходимо, на второе полугодие. Хореограф в свою очередь делает срезы у детей.
Третий этап проводится в мае с целью определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка.
Учитывая, сложную психологическую структуру развития в дошкольном возрасте, педагоги, работающие с этими детьми, должны быть готовы к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения.
Коррекционную работу с детьми хореографа можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, музыкальных, логоритмических упражнений и заданий с обязательным включением речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, пальчиковые, речевые игры, игры с палочками, хороводы, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх и др. Основным в коррекционной работе является – тесная связь всех видов деятельности с музыкой. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
Содержание коррекционной работы ориентированно на развитие у детей произвольной деятельности, а также в поведении и общении. Учитывая специфику работы с детьми, мы пересмотрели методику построения занятия. Структура занятия иная, чем на обычных занятиях. Она может варьироваться, в зависимости от состояния детей и целей, поставленных педагогом. Для предупредеждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Темп занятия должен соответствовать возможностям ребенка.
Была пересмотрена не только структура непосредственной образовательной деятельности, но и планирование. Хореограф пишет перспективный план и отдельно планирует репертуар коррекционных занятий на месяц. Обязательно использование наглядности-иллюстрации, графические модели по ритмике, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала. Используем все пространство зала с четким ориентиром. Занимаемся с детьми индивидуально и подгруппами.
Ритмика служит и задачам физического воспитания: укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки.
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды работы с детьми.
Перечислим основные из них:
упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов и психогимнастика.
Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями или музыкально – дидактическая игра.
Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы (хороводы, пляски, современные танцы).
Сюда же включаю задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки (подготовительные упражнения). Их задача – помочь детям приобрести необходимые двигательные навыки. Внимание здесь уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти движения различаются под счет или в индивидуальном ритме.
Значение упражнений без музыки заключается в том, что они:
Помогают принимать правильное исходное положение;
Способствуют осознанию работы двигательного аппарата;
Укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;
Формируют навыки построения и перестроения.
Упражнения на развитие мышечного чувства (развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса). Дети должны уметь регулировать, изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напрягались мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возможный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед началом ходьбы, бега.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижность суставов: на развитие мышц шеи; на развитие мышц плеча; на развитие кистей рук; на развитие мышц ног.
Эти упражнения помогают исправить различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.
По характеру их также можно разделить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.
Первая группа объединяет упражнения с движениями плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми. К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами и др.
Вторая группу составляют упражнения четкого, динамического характер – это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками.
Третья группа включает упражнения с четкими , энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны.
Ритмика и пластика
На музыкально-ритмических занятиях развиваем не только двигательные навыки детей (координацию движений, умение управлять своим телом, передавать свои чувства), но и память, воображение и т.д. Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Ребёнок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах и т.д. Пространственная характеристика движения включает исходное положение тела и его частей в движении, траекторию движения. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног, во время ходьбы и бега, правильную осанку основные и имитационные движения. Формируют произвольную двигательную регуляцию. А также способствует развитию чувства темпа и ритма. Дети учатся различать медленный и быстрый темп, постепенное замедление и ускорение, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используем прохлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.
Танцы, пляски учат детей свободно ориентироваться в пространстве, формируются пространственные представления, слуховое внимание произвольная регуляция (реагировать движением на смену музыки), творческая активность. В танце не желательно использование точных фиксированных движений, сложных построений, чтобы ребёнок не испытывал страха, дискомфорта от мысли, что делает что-то неправильно. Все варианты и модели принимаются, апробируются, не критикуются. Постоянно используется эмоциональная стимуляция, которая приводит к большей устойчивости психического тонуса (грустить не будем, я тебе помогу, не переживай). Использую приём поглаживания по плечу, чтобы дать опору, успокоить ребёнка.
Психогимнастика очень полезна для всех детей, особенно для тех, которым присущи чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. это относится как к детям с неврозами, небольшими задержками в психическом развитии, другими нервно – психическими расстройствами, так и к практически здоровым детям.
Основной акцент в психогимнастике сделан на обучении элементам техники выразительных движений, на использовании навыков расслабления. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.
Артикуляционная гимнастика.Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по несколько минут. Темп выполнения постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Педагог в процессе обучения должен постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков. А также привлекать внимание детей к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.
Дыхательно-голосовые упражнения. Цель этих упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Они помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его сила и постепенность. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, голова – вверх, вдох и опуститься на полную ступню – выдох и др. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. В середине года дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, ритмические разминки, пение и др.
Пальчиковые игры. Установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим мышление ребёнка.
Используем различные приёмы, например: поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца; предложить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке – 2,-3,-4-й в течение 5 с.
Одновременное чередование кулака и ладони.
Отстукивание ритма 1-11-1-11.
Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.
Стояние с закрытыми глазами в течение 10 с. попеременно на правой и левой ноге.
При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.
Счётные упражнения.
Эти упражнения используем при разминке, утренней гимнастике, при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений. Они включаются как организационный момент – дети рассчитываются на первый и второй, по порядку, в зависимости от цели упражнения. Счёт помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т.д. Для формирования пространственных представлений необходимо дополнительное включение слуховой и зрительно-пространственной опоры, например: правая рука, там, где сейчас окно и показ педагога и др.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий. Мы предлагаем отдельные задания на расслабление или напряжение мышц («тряпичные куклы, самолёты летят, полоскание платочков»), а также упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Применяем чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счёт. Формируют произвольность психической активности.
Аутотренинг используется для того, чтобы научить детей расслабляться. Использовали упражнения: «Пальма» - расслабление рук и ног, «Лёгкие и тяжёлые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац», «Тепло - холодно», «Солнце - снег», «Юг – Северный полюс» и др.
Игры для развития основных сторон внимания.
Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Учат детей сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Организуя детей, педагог формирует у них готовность действовать определённым образом в определённом направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Мы широко используем смену музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и силу звука, форма музыкальных произведений позволяет регулировать смену движений. Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различать мажорные и минорные окончания музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы. Упражнения на переключение внимания включает смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, на торжественную музыку идти, на весёлую бежать. Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребёнка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на увеличение объёма внимания включают воспроизведение ребёнком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий, например: дети по сигналу передают в одну сторону флажок, в другую бубен. Очень хорошо активизируют внимание – прохлопывание ритма за руководителем. Использую приём: я говорю «Ау» - дети отвечают: «ку-ку».
Используем элементы психогимнастики. Её основной акцент – обучение технике выразительных движений, воспитание эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении. Выразительность движений включает мимику («Солёный чай», «Ем лимон» «Сердитый дедушка» и др.), жесты («Рисунок в воздухе», «Что я делаю», «Грязная бумажка»).
В пантомимике использовали различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь).
Упражнения на развитие мимики, жестов и движений.
Первичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, но язык эмоций сохраняется. Эти упражнения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию. Создают внутренний положительный настрой.
Игры на координацию движений
Координация, буквально – «упорядочение». Координировать – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряжённости. Это – упражнения с предметами, танцы, пляски, хороводы, импровизации. А также игры, например; «Тень», «Зеркало», «Вращай одновременно», и др.
Использование физкультминуток. Они являются одной из форм двигательной активности – небольшие по интенсивности и времени, способствуют снятию статического напряжения, повышению внимания и активности на занятиях, лучшему усвоению материала. Рекомендуется проводить во время или после слушания музыки, при работе над пением, (по ситуации) т.к. дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает. Для возбудимых детей подбирают «успокаивающие» упражнения, а для заторможенных наоборот. Наиболее эффективны упражнения со словесным сопровождением. Но важно помнить, что словесная инструкция, прежде всего, должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания, понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР, из-за этого может быть неправильно понято все задание и соответственно неверно выполнено.
Игры
Игры служат закреплению навыков, полученных на занятии. Воспитывают ловкость, сообразительность, быстроту двигательной реакции, внимание, инициативу, дисциплину, умение действовать в коллективе и др. Для детей не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил и сложной координации. Цели и задачи игр могут быть различны. При дозированном влиянии игр на функции организма детей можно изменять правила их проведения через устранение одних и замену других. Игры могут развлекать, рассеивать внимание, организовывать; игры, которые решают терапевтические задачи; игры успокаивающие; игры для верхних и нижних конечностей для их развития. При гармоническом инфантилизме, педагогической и соматической задержке целесообразно использование в обучение игр и игровых методов, направленных на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности и регуляции эмоций. Игра повышает эмоциональную заинтересованность ребёнка в оценке своей работы. Необходим особый подбор игр, тому, кто возбуждён или расторможен (страдает произвольная регуляция).
Речевые игры
Тексты подбираются ритмичные, удобные в произношении. Они способствуют развитию дикции, артикуляции, развивают активный «образно-мыслящий слух, развивают чувство ритма, мелкую моторику рук и крупных рычагов руки, мышечные и тактильные ощущения. Ребёнок воспринимает всю информацию в трёх модальностях: визуальной, аудиальной, кинестетической (вижу, что делает педагог, говорю, повторяю за педагогом, делаю вместе с педагогом).
Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся: свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегчённых вариантах в начале года, стимулируя воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть, оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений.
Успех педагога зависит от того, как он дидактически верно выстроит каждый элемент занятия, что он будет требовать от детей, как преподнесёт музыкальный материал и как последовательно будет его усложнять.
И не забывать, что цель коррекционной работы - это духовное и нравственное здоровье личности ребёнка.
Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенные при выполнении упражнений, позволят лучше и полнее проявить себя в танцах.
2.1 Анализ результатов исследования
Результативность музыкально-ритмического развития детей определяется с помощью мониторинга.
Контроль проводится, начиная со средней группы.
Для этой возрастной группы определялись показатели и задания, которые позволили судить о динамике развития музыкально-ритмических способностей. Результаты обследования заносились в графы диагностических карт.
Обследование проводилось в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняли небольшими группами, а некоторые - индивидуально. Обследование проводилось на программном репертуаре.
Основным методом являлось выполнение детьми специально подобранных заданий. Оценивался уровень музыкально – ритмических способностей по пяти бальной системе:
Оптимальный уровень (5 баллов):
Умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки. Дети ощущают выразительность музыкально – игрового образа, выражают её характерными движениями, чувствуют смену темпа и передают её в движении.
Высокий уровень (4 балла):
Умеют чувствовать и передавать движениями повторные и контрастные части музыки, предложения и фразы, появляется двигательная выразительность, передача музыкально – игровых образов, точность и грациозность танцевальных движений.
Средний уровень (2-3 балла):
Передают общий характер мелодии, темпа, метроритма, сильную долю, несложный ритмический рисунок. Меняют движения в соответствии с частями музыки, начало, и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
Низкий уровень (0-1 балл):
Движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ педагога.
На основании этих обследований дети будут разделены на две группы детей, среднего и низкого уровня, что позволит в дальнейшем строить индивидуально – коррекционную работу. Это комплексное обследование детей позволит выявить динамику развития детей и оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы.
В ходе занятий и наблюдения будет заметно, что дети затрудняются в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение и показ. Дети могут передавать лишь общий характер музыки. Прослеживались трудности в сочетании движений рук и ног, самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.
Сказывается бедность словарного запаса и несформированность фразовой речи, это объясняется и малым объемом памяти.
Планируется и уделяется особое внимание обратить на развитие координации сложных движений, учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, работать над мимикой, мелкой моторики пальцев рук и использование логоритмических средств в процессе работы.
Анализируя результаты, у детей возрастает творческая активность, самостоятельность. Желание включиться в музыкальную деятельность.
Проанализировав полученные результаты, проведённое обследование позволило нарисовать объективную картину музыкально-ритмического развития детей.
Произошли важные изменения в психологическом состоянии детей: уменьшается напряженность тела, улучшается координация, возрастает способность сосредоточиться на задании и содержании музыки. Появляются точные, энергичные движения. Дети способны воспринимать и передавать в движении основные средства выразительности. Прослеживается точность в передаче движений под музыку, самостоятельно начинают движения после вступления и в такт заканчивают. Сформировались исполнительские навыки, уверенность в себе. А главное, им самим доставляет радость и удовольствие в своем исполнении.
Я считаю, положительная динамика в развитии детей прослеживается за счет проведенной коррекционно – развивающей работы хореографом и муз. руководителем. А также, хорошо организованной системы коррекционно – развивающего воздействия всех специалистов.
Даются рекомендации родителя с кем и как вести целенаправленную работу с детьми в домашних условиях. Воспитателям группы рекомендуется больше использовать музыкальных игр и хороводов в свободное время, слушание детских муз. произведений в группе. Побуждать детей активно высказываться о музыке и танцевальных образах, используя разнообразные определения, обогащать словарный запас.
В заключении, можно сказать, что систематическая коррекционная направленность логоритмических занятий, способствует общему развитию детей, сознательному, прочному усвоению знаний, активизации и познавательной деятельности.
Я убеждена в необходимости логоритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Музыкально – ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, движение и слово.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ от 5 до 6 лет
Дата
месяц
Тема занятия
Цель занятия
Содержание занятия
Октябрь
1занятие
Мониторинг
Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений. Выявить умение ребенка самостоятельно выбирать способы действия
Педагог исполняет движения, объясняет их правильное выполнение и просит ребенка исполнить самостоятельно. Педагог поочередно включает одну из фонограмм и наблюдает за исполнением ребенка. Вводное занятие: «Мы - коллектив»
2 занятие
Чувствовать и реагировать на смену частей муз. фраз. Тренировка моторно-слуховой памяти, уметь останавливаться с окончанием музыки.
Совершенствовать движения в правильном исполнении. Упражнение направлено на развитие мышечной силы и подвижности суставов рук, развивает чувства ритма; выполняется с погремушками или с хлопками
РЕПЕРТУАР
3 занятие
Формировать пространственные представления детей, закреплять ориентировку в пространстве через разные виды ходьбы, держать ос. спины.
Содействовать развитию правильного исполнения движений, двигательной раскрепощенности.
Плавно и красиво исполнять движения, четко ходить с носка.
4 занятие
Совершенствовать движения в правильном исполнении.
Плавно и красиво исполнять движения, четко ходить с носка.
Тренировать ориентировку в пространстве, согласовывать действия, воображение.
5 занятие
Совершенствовать движения в правильном исполнении.
Пропевать слова песни в слух, содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве. Воспитывать организованность при выполнении коллективных движений.
6 занятие
Развивать образное и выразительное исполнение, менять движения в зависимости изменения муз. фраз. Знать свое место расположения во время танца
7 занятие
Содействовать развитию танцевальности, музыкальности и координации движений, чувства ритма. Подводить к правильному, коллективному исполнению движений.
8 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
Ноябрь
1 занятие
Выразительно двигаться в соответствии с хар.музыки. Содействовать развитию правильного выполнению движений, ориентировки в пространстве.
Умение передавать образ по тексту песни. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образ
2 занятие
Стимулировать детей к образному исполнению. Сужать и расширять круг, перестраиваться парами. Коллективно выполнять действия. Развитие творческого начала, фантазии, воображения, умения с помощью мимики и жеста передавать действия людей.
3 занятие
Закреплять умение детей выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом, самостоятельно переходить от одних к другим движениям. Слышать начало и окончание музыкальных фраз. Закрепление правильного положения спины
4 занятие
Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, вниманию, памяти. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Воспитывать организованность при выполнении коллективных движений
5занятие
Совершенствовать движения в правильном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
6 занятие
Совершенствовать навык свободной ориентировки в пространстве. Воспитывать организованность, правильное выполнение движений. Выразительно передавать сказочный образ.
7 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
8 занятие
Закреплять умение детей согласовывать свои действия с музыкой, правильно и самостоятельно выполнять движения. Выразительно передавать образ, настроение. Следить за осанкой, координацией движений.
Декабрь
1 занятие
Развивать образность и выразительность при самостоятельном исполнении. Знать свое место расположения во время танца. Согласовывать действия с текстом песни. Воспитывать организованность при выполнении коллективных заданий.
2 занятие
Обогащение двигательного опыта разнообразными движениями. Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике
рук и ног
Постановочная работа: Танец «Капитошка»
3 занятие
Различать динамические изменения в музыке и быстро реагировать на них. Развивать и укреплять мышцы стоп, пластику рук. Двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы. Выразительно выполнять кружение
4 занятие
Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, вниманию, памяти. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений
5 занятие
Менять движения в зависимости изменения муз. фраз. Совершенствовать в правильном исполнении, развитию танцевальности. Согласовывать действия с эмоциональным хар. музыки. Развивать воображение, умение действовать согласованно
6 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
Тренировка мышц и меткость броска
7 занятие
Развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнять действия в правильном и последовательном исполнении. Согласовывать действия с текстом песни
8 занятие
Совершенствовать навык свободной ориентировки в пространстве. Воспитывать организованность при коллективном исполнении движений. Развивать чувство ритма, пластику рук
Январь
1 занятие
Совершенствовать движения в правильном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
2 занятие
Совершенствовать у детей четкое и правильное выполнение движений. Улавливать особенности образного характера мелодии и передавать его в движении. Ходить высоко поднимая колени, правильно держать позиции рук. Уметь по мимике узнавать движение.
3 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
4 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве. Упр. прыжкового хар. Направлено на развитие координации движений
5 занятие
Улучшать качество исполнения движений, чувствовать развитие и переход музыкальных фраз. Совершенствовать умение детей в правильном выполнении движений. Стимулировать к образному исполнению, тренировать ориентировку в пространстве, согласовывать действия с текстом песни.
6 занятие
Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, вниманию, памяти. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений
7 занятие
Закреплять умение детей выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом, самостоятельно переходить от одних к другим движениям. Слышать начало и окончание музыкальных фраз. Совершенствовать умение бегать и находить свое место.
8 занятие
Двигаться парами по кругу, соблюдая интервалы. Совершенствовать координацию движений. Следить за четкостью и правильным исполнением движений.
Февраль
1занятие
Закреплять умение детей согласовывать свои действия с музыкой, правильно и самостоятельно выполнять движения. Выразительно передавать образ, настроение. Следить за осанкой, координацией движений.
2 занятие
Упражнять движения в правильном выполнении. Стимулировать к образному исполнении, тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действия с текстом песни. Уметь выражать эмоции радости, нежности, восторга (бабочка ожила, цветок распустился, птичка прилетела)
3 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
4 занятие
Обогащение двигательного опыта разнообразными движениями. Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике
5 занятие
Совершенствовать у воспитанников четкое и правильное выполнение движений. Улавливать особенности образного характера мелодии и передавать его в движении. Правильно держать позиции рук.
6 занятие
Совершенствовать движения в правильном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
7 занятие
Развивать образность и выразительность при самостоятельном исполнении. Знать свое место расположения во время танца. Согласовывать действия с текстом песни. Воспитывать организованность при выполнении коллективных заданий.
8 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
Март
1 занятие
Обогащение двигательного опыта разнообразными движениями. Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике
2 занятие
Совершенствовать у воспитанников четкое и правильное выполнение движений. Улавливать особенности образного характера мелодии и передавать его в движении. Правильно держать позиции рук.
3 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
4 занятие
Менять движения в зависимости изменения муз. фраз. Совершенствовать в правильном исполнении, развитию танцевальности. Согласовывать действия с эмоциональным хар. музыки. Развивать воображение, умение действовать согласованно
5 занятие
Улучшать качество исполнения движений, чувствовать развитие и переход музыкальных фраз. Совершенствовать умение детей в правильном выполнении движений. Стимулировать к образному исполнению, тренировать ориентировку в пространстве, согласовывать действия с текстом песни.
6 занятие
Чувствовать и реагировать на смену частей муз. фраз. Тренировка моторно-слуховой памяти, уметь останавливаться с окончанием музыки. Упражнение образного характера, способствует укреплению мышц спины и профилактике кифоза.
7 занятие
Совершенствовать движения в правильном и самостоятельном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
8 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песни. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
Апрель
1занятие
Обогащение двигательного опыта разнообразными движениями. Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике
2 занятие
Менять движения в зависимости изменения муз. фраз. Совершенствовать в правильном исполнении, развитию танцевальности. Согласовывать действия с эмоциональным хар. музыки. Развивать воображение, умение действовать согласованно
3 занятие
Совершенствовать у воспитанников четкое и правильное выполнение движений. Улавливать особенности образного характера мелодии и передавать его в движении. Правильно держать позиции рук. Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для развития мелкой моторики
4 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
5 занятие
Улучшать качество исполнения движений, чувствовать развитие и переход музыкальных фраз. Совершенствовать умение детей в правильном выполнении движений. Стимулировать к образному исполнению, тренировать ориентировку в пространстве, согласовывать действия с текстом песни.
6 занятие
Чувствовать и реагировать на смену частей муз. фраз. Тренировка моторно-слуховой памяти, уметь останавливаться с окончанием музыки.
7 занятие
Совершенствовать движения в правильном и самостоятельном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
8 занятие
Развивать образность и выразительность при самостоятельном исполнении. Знать свое место расположения во время танца. Согласовывать действия с текстом песни. Воспитывать организованность при выполнении коллективных заданий.
Май
1 занятие
Обогащение двигательного опыта разнообразными движениями. Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике
2 занятие
Совершенствовать у воспитанников четкое и правильное выполнение движений. Улавливать особенности образного характера мелодии и передавать его в движении. Правильно держать позиции рук.
3 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
4 занятие
Менять движения в зависимости изменения муз. фраз. Совершенствовать в правильном исполнении, развитию танцевальности. Согласовывать действия с эмоциональным хар. музыки. Развивать воображение, умение действовать согласованно
5 занятие
Закреплять умение детей согласовывать движения с музыкой и текстом песни. Выразительно выполнять движения руками. Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве
6 занятие
Мониторинг
Совершенствовать движения в правильном и самостоятельном исполнении. Содействовать выразительности, двигательной раскрепощенности. Согласование действия с эмоциональным хар. музыки
7 занятие
Выразительно выполнять движения руками, двигаться в соответствии с хар-ом музыки и текстом песен. Красиво ходить с носка, запоминать последовательность движений. Развивать способность ориентир в пространстве
Генеральная репетиция
8 занятие
Концертная программа
Показательное выступление для родителей
Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, вниманию, памяти. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Воспитывать организованность при выполнении коллективных движений
Заключение
Таким образом, логопедическая ритмика все более широко стала использоваться в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия, а также в сочетании с музыкально – ритмическими упражнениями. Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно - коррекционный процесс.
Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно – логический, при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторный, в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.
Дошкольники, занимающиеся логоритмикой, показали значительный рост показателей двигательного, психического и функционального развития, улучшения отдельных компонентов речи и повышение ее общего уровня.
Выразительная передача посредством движений характера музыки, воплощение образного содержания произведений в двигательной деятельности, овладение языком танца возможно при условии систематических занятий. Занятия ритмикой и танцем развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют процессы восприятия.
Дошкольники достигают достаточно хороших результатов в области декламации, пения, хореографии. Так же развиваются их творческие способности, формируются организаторские навыки, создают благоприятные условия для дружного детского коллектива.
5. Ковалько В.И. Здоровье - сберегающие технологии «ВАКО» 2004.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
-М.: 1999.
7. Барышникова Т. Азбука хореографии «Респекс» С-Петербург 1996.
8. Ферилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей С-Петербург «Детство-пресс» 2000.
Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши; Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей; С-Петербург. 2001.
Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.