Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад № ХХХХХХХХХХХХХ
Рассмотрена Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МДОУ – детский сад № Х
от «____»________20 _ г. ХХХХХХХХХХХХ
Протокол №___________ __________________ФИО
«____» ___________ 20 _ г.
Методическая разработка
Дополнительной общеразвивающей программы
«Весёлые нотки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
ХХХХХХХХХХХХ
г. ХХХХХХ, 2021
I РАЗДЕЛ. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые нотки» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008, Концепцией развития дополнительного образования детей, СанПиН 2.4.4.3172–14, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
является программой художественной направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые нотки» разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Это программа базового уровня и реализуется в течение двух лет.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «... воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память. Обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов активизирует аналитические отделы мозга. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит «активен весь человек».
Как отмечалось выше, музыка оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу человека. Известно, что роль эмоций исключительно велика в освоении окружающего мира, в творческих открытиях, в интеллектуальном познании, которое также эмоционально, его поддерживают состояния вдохновения, радости, подъема. В познании же человеком самого себя, их роль определяющая — именно чувства придают смысл и значение человеческому существованию.
Многие научные данные свидетельствуют, что люди, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, более успешны в жизни, как личной, так и профессиональной. Именно с помощью и посредством музыки проблемы воспитания эмоционального интеллекта решаются наиболее эффективно и естественно.
1.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Но, как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
С этой целью разработана программа кружка «Веселые нотки».
Работа кружка осуществляется с сентября по май, во вторую половину дня один раз в неделю (36 занятий в год). Продолжительность занятия - 30 мин. (старший дошкольный возраст), 35 мин. (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 15 человек.
Курс обучения рассчитан на 2 года. Программа кружка построена по принципу «от простого к сложному». Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.
Задачи инструментального музицирования 1-го года обучения:
воспитание любви и интереса к музицированию;
создание условий для получения детьми удовольствия от музицирования и общения, которое его сопровождает;
развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков озвучивания текстов более сложного содержания (поиск нужных средств выразительности);
развитие стремления детей к самостоятельным музыкальным действиям;
использование шумовых инструментов для самостоятельных импровизированных аранжировок танцевальной музыки;
использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации — сказки, различные ситуации, стихи;
исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов и сказок;
развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая ее);
подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах: бубне, барабане, маракасе;
знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном и металлофоном; начать их использовать для игры попевок из 2-3 звуков.
Задачи инструментального музицирования 2-го года обучения:
всемерно поощрять желание детей самостоятельно включаться в любительскоемузицирование вне занятий; создавать условия и возможности для этого;
развивать способность детей к музицированиюэкспромтом; самостоятельно разыгрывать сюжетные и игровые песни;
творчески использовать знакомый материал в импровизациях; стимулировать оригинальность, проявление фантазии;
развивать способности детей импровизировать музыку в играх с дирижером (2—3 инструмента); побуждать детей дирижировать, руководить репетицией;
развивать умение играть в небольших ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями; формы: тутти и соло, дуэт, трио, диалог инструментов; развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос — ответ; учить импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись;
побуждать детей в играх с инструментами создавать более сложные образы и самостоятельно выбирать для этого средства, например: «Разговор звездочки и светлячка», «Осенние звуки», «Ветерок и мячик»;
создавать условия для творческих этюдов детей в синкретических формах: работа в небольших группах над творческим заданием с использованием речи, музыки, инструментов, движения и пантомимы;
продолжать работу начувством ритма: устойчивый метр, сильная доля, повторение «эхо» более сложных ритмов, развитие способности держать ритм остинато.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главная цель занятий в кружке элементарного музицирования «Весёлые нотки» – игровое творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.
К общим задачам относятся:
приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
воспитание интереса и любви к музыке;
развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.;
развитие речи;
развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам относятся:
развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности;
профилактика и коррекция индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.
1.4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы «Весёлые нотки» является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами». Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками игры на шумовых ударных инструментах.
Была проведена индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу.
Единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
∙ постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
∙ создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого ребёнка к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
∙ постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
∙ взаимосвязей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.
1.5. АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Подвижные, энергичные дети в этом возрасте активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения — еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребенка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребенка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.
1.6. ОБЪЁМ И СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Весёлые нотки» рассчитана на 2 года обучения и реализуется в ДОУ в течение учебного года: с сентября по май 1 раз в неделю. Таким образом, программа рассчитана на 36 учебных занятий в год в каждой возрастной группе.
Первый год начинается в старшей группе с детьми 5-6 лет.
Второй год - в подготовительной к школе группе с детьми 6-7 лет.
График работы кружка «Весёлые нотки»: вторник в 16:30.
Задачи развития личности детей первого года обучения (5-6 лет):
воспитание устойчивого интереса к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкального вкуса;
обогащение музыкально-слухового опыта (приобщение к отечественному и зарубежному фольклору, классической и современной музыке, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров и стилей);
развитие творческого воображения, способности творчески интерпретировать свое восприятие музыки в импровизации движений, в выборе и обыгрывании атрибутов, вмузицировании и других видах художественно-творческой деятельности;
развитие произвольного внимания в слушании музыки, умения сосредоточиться на 20—30 секунд; дальнейшее развитие объема чистого слухового вниманий до 30—40 секунд; развитие музыкальной памяти;
расширение музыкального кругозора: восприятие разнообразных музыкальных образов;
воспитание интереса и потребности к слушанию музыки, развитие музыкальной памяти;
формирование музыкально-слуховых представлений как инструмента слухового контроля в различных видах музыкального исполнительства;
развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха) в музыкальных играх и специально смоделированных педагогом музыкально-дидактических играх с движением, в игре на музыкальных инструментах, пении;
формирование навыков исполнительства в различных видах музыкальной деятельности: вокально-хоровых навыков, музыкально-ритмических умений, навыков игры на различных детских музыкальных инструментах;
побуждение к самостоятельному исполнительству в различных видах деятельности.
Задачи развития личности детей второго года обучения (6-7 лет):
воспитание любви и интереса к музыке, расширение музыкального кругозора, способности детей к более продолжительному восприятию незнакомой музыки (40—50 секунд);
развитие чувства музыкальной формы: восприятие не только двух-трехчастной формы, вариаций и рондо, но и музыкальной фразы, вопросно-ответной формы в музыкальных диалогах;
побуждать детей в играх с инструментами создавать более сложные образы и самостоятельно выбирать для этого средства, например: «Разговор звездочки и светлячка», «Осенние звуки», «Ветерок и мячик»;
развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос — ответ; учить импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись);
создавать ситуации, в которых дети сами слушают и корректируют собственное исполнение и исполнение других детей: унисон в пении, одновременность вступления в оркестре;
развитие ладового и звуковысотного слуха: чувства устойчивости и неустойчивости ступеней, в певческих играх развивать прочное чувство тоники: «закончить песенку»;
совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля за исполнением музыки (в пении, ритмике, музицировании);
развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков выразительности исполнения (выбор средств выразительности).
1.7. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: групповая.
1.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проводятся с детьми одного возраста в группах, а также индивидуально - с отстающими детьми. Состав группы постоянный, не изменяется на протяжении всего срока реализации программы.
1.9.РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия по программе «Весёлые нотки» проводятся:
1-й год – 36 часов, 1 занятие в неделю по 25мин. в старшей группе;
2-й год – 36 часов,1 занятие в неделю по 30 мин. в подготовительной к школе группе.
1.10.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы дополнительного образованиям «Весёлые нотки» (в соответствии с ФГОС ДО).
В дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются: желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности.
Планируемые результаты реализации программы по окончании 1 года обучения
Дети начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением (2-3 куплета), следить за развитием сюжета, выполнять все правила;
с удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
могут исполнить в детском оркестре несложное жанровое произведение.
Планируемые результаты реализации программы по окончании 2 года обучения
Могут контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
сформированы вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до 6—8 секунд), чисто передает интонации несложных мелодий в пределах «до» первой — «ре»-«ми» второй октавы, поет слаженно и выразительно;
умеют принять участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;
могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;
могут выполнять небольшие музыкально-творческие задания в группах из 3—4 человек с последующей презентацией результата (с помощью взрослого);
имеют хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, умение исполнить ритмы на разных инструментах и в звучащих жестах с речевой поддержкой и без нее; может недолго держать ритмы остинато с речевой поддержкой (4 такта); может импровизировать ритмы цепочкой без пауз на фоне пульса;
могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;
могут сыграть в оркестре произведения различных жанров и направлений: фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера;
могут петь, сочетая пение, игру, движение;
придумать шуточную аранжировку музыкального сопровождения танца с пользованием самодельных и других шумовых инструментов, а затем импровизированный танец на эту музыку.
1.11. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проходят в музыкальном зале, в знакомой и комфортной для детей обстановке. В зале имеются:
Аудиозаписи классической, народной и современной детской музыки;
видеозаписи учебных фильмов;
музыкально-дидактические игры;
наглядные пособия;
хрестоматии и методические пособия, нотные сборники;
доступ к интернет-ресурсам.
1.13. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия по программе дополнительного образования «Весёлые нотки» проводит музыкальный руководитель с высшим музыкально-педагогическим образованием, с высшей квалификационной категорией.
II РАЗДЕЛ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Наименование раздела, тема
Количество часов
Формы
контроля
всего
теория
практика
1.
Раздел 1 «Организационный»
Тема: «Беседа о ритме в музыке»
1
1
1
2.
Раздел 2 «Барабан»
Тема: «Освоение приёмов игры на барабане»
Тема: «Пение попевок с одновременной игрой на барабане»
4
4
4
Исполнение попевок и марша с ритмическим сопровождением на барабанах
3.
Раздел 3 «Румба, маракасы»
Тема: «Знакомство с инструментами – румба, маракасы»
Тема: «Пение с игрой на румбах, маракасах»
5
5
5
Исполнение польки на румбах и маракасах, попевок с ритмическим сопровождением на румбах, маракасах
4.
Раздел 4 «Бубен»
Тема: «Знакомство с бубном»
Тема: «Игра различными приёмами на бубне»
5
5
5
Исполнение пьесы «Игра на бубнах»
5.
Раздел 5 «Кнопочные колокольчики»
Тема: «Знакомство с кнопочными колокольчиками, звукорядом»
Тема: «Освоение приёма игры на кнопочных колокольчиках»
6
6
6
Исполнение песни В.Кикты «Весёлый колокольчик» с игрой на колокольчиках
6.
Раздел 6 «Деревянные ложки»
Тема: «Знакомство с игрой на деревянных ложках»
Тема: «Освоение основного приёма игры на ложках»
Тема: «Освоение приёма игры «Тарелочки»
5
5
5
Исполнение песни Ф.Лещинской «Лошадки» с игрой на ложках
7.
Раздел 7 «Высокие, низкие звуки»
Тема: «Определение на слух высоких и низких звуков»
Тема: «Нахождение высоких и низких звуков на клавиатуре фортепиано»
5
5
5
Исполнение попевок в разной тесситуре
8.
Раздел 8 «Ритм в словах»
Тема: «Ритмичное проговаривание и прохлопывание слов, потешек»
Тема: «Игра на барабане, румбе, маракасах, бубне попевок и потешек»
5
5
5
Исполнение попевок и потешек в сопровождении шумовыхинстрентов
Теория: Показ извлечения различных звуков от соприкосновения с телом.
Практика: «Хлоп-топ» Т.Тютюнниковой различными звучащими жестами.
Раздел 2 «Понятие «длительность звука» - 5 ч.
Тема: «Графическое изображение ритма»
Теория: Длительность звуков ТА и ТИ.
Практика: Исполнение ритма «Мячик» Т.Тютюнниковой.
Раздел 3 «Озвучивание сказок» - 2 ч.
Тема: «Озвучивание сказки «Лиса и рыба»
Теория: Знакомство со сказкой и различными шумовыми инструментами.
Практика: Подбор инструментов и исполнение сказки «Лиса и рыба».
Тема: Озвучивание сказки «Трусливый заяц».
Теория: Знакомство со сказкой и различными шумовыми инструментами.
Практика: Подбор инструментов и исполнение сказки«Трусливый заяц».
Раздел 4 «Ритмы польки» - 3 ч.
Тема: «М.И.Глинка «Полька»
Теория: Знакомство с жанром полки и подходящим ритмическим сопровождением.
Практика: Исполнение «Польки» М.И.Глинки
Раздел 5 «Диатонические колокольчики» - 5 ч.
Тема: «Джингл бэллс»
Теория: Знакомство с пьесой и подбор музыкальных инструментов.
Практика: Исполнение «Джингл бэллс» на треугольниках, бубенцах, маракасах, диатонических колокольчиках.
Раздел 6 «Ритмическая партитура» - 8 ч.
Тема: «М.Гранат «Марина»
Теория: Знакомство с произведением и его исполнением на бубнах.
Практика: Разучивание и исполнение пьесы М.Гранат «Марина.
Тема: «Д.Шостакович «Вальс-шутка»
Теория: Знакомство с произведением и его исполнением на колокольчиках, треугольниках, металлофонах и подвеске.
Практика: Разучивание и исполнение «Вальс-шутка»Д.Шостаковича.
Раздел 7 «Темп в музыке» - 6 ч.
Тема: «Знакомство с понятием «темп»
Теория: Знакомство с понятием, слушание муз. произведений в разном темпе
Практика: Определение медленного, умеренного и быстрого темпа.
Тема: «Исполнение в разном темпе знакомых произведений»
Теория: Слушание одной пьесы в разных темпах.
Практика: Упражнение «Полька сидя» в медленном, умеренном и быстром темпе», игра «Имена» (Наш цветочек растёт).
Раздел 8 «Творческоемузицирование» - 5 ч.
Тема: Ритмодекламация «Федорино горе»
Теория: Знакомство с ритмическимдекламированием.
Практика: Ритмодекламация с жестами и движениями «Федорино горе».
Тема: «Оркестр бумажный, на воздушных шариках, на клавесах»
Теория: Знакомство с понятием «импровизация».
Практика: Исполнение «Вальса-шутки» на бумаге, шариках, клавесах.
IV РАЗДЕЛ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Успех освоения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения дошкольников. Специфика методических приёмов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы и методы обучения:
Основной формой работы по программе «Весёлые нотки» является занятие, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.
Формы занятий:
Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.
Игровые занятия – это дидактические игры на развитие музыкального слуха, восприятия и развитие творческого потенциала.
Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения детьми приемов и навыков игры в оркестре является индивидуальные занятия с отдельными детьми, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого ребенка.
Педагогические технологии, используемые в работе:
технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения,
технология игровой деятельности,
технология коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология.
Занятия по программе «Весёлые нотки» содержат в себе следующие разделы:
1.Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
2.Ритмические и речевые игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
3.Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года,
Выступление детей на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских мероприятиях.
К основным принципам формирования Программы относятся:
психологическая комфортность (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью);
деятельность (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности);
научная обоснованностьи практическая применимость (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);
единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);
целостность (новые знания, в т.ч. и о музыке, раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
«минимакс» (разноуровневое музыкальное развитие детей — в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
вариативность (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);
творчество (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);
непрерывность (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);
интеграция образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач);
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
V РАЗДЕЛ. МОНИТОРИНГ
Программа «Весёлые нотки» 5-6 лет
Фамилия, имя ребёнка
Называть детские музыкальные инструменты: погремушка, барабан, бубен, колокольчик, дудочка, деревянные ложки, музыкальный треугольник, тарелки, бубенцы, металлофон, ксилофон, трещотка, колотушка, погремушка румба, маракас.
Различать
инструменты
по тембру и по
изображению
Ритмично играть простейшие мелодии и движение звукоряда вверх, вниз и на одном звуке.
Играть, передавая темп музыки.
Исполнять мелодии индивидуально и подгруппами, играть в ансамбле, различая части произведения (по партиям)
Играть на металлофоне и ксилофоне, используя цветовые обозначения
(кружочки)
1.
2.
3.
4.
5.
Программа «Весёлые нотки» 6-7 лет
Фамилия, имя ребёнка
Знать названия детских музыкальных инструментов: погремушка, барабан, бубен, колокольчик, дудочка, деревянные ложки, трещотка, музыкальный треугольник, тарелки, бубенцы, металлофон, ксилофон, румба, маракас, свирель, губная гармошка, арфа, аккордеон, баян.
Различать
инструменты по тембру звучания
Использовать различные приемы звукоизвлечения на металлофоне:
«капельки» и «глиссандо».
Играть на детских флейтах, свирели и губной гармошке – прием «глиссандо»
вверх, вниз, и на одной высоте.
Ритмично отстукивать придуманные мелодии
Играть по партиям и в ансамбле, согласовывая свое исполнение с темпом, динамикой произведения
1.
2.
3.
4.
5.
Оценка результатов:
3 балла- Превышающий уровень
2 балла - Высокий уровень
1 балл - Средний уровень
При диагностике используются музыкально-дидактические игры, соответствующие возрасту детей.
VI РАЗДЕЛ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М.: «Просвещение» 1981. - 340 с.;
3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра» 2012. – 144 с.;
4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Книга для воспитателя и муз.руководителя детского сада. М.: «Просвещение» 1990.-159 с.