Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка - это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать, Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих ДОО, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. Количество детей с нарушением осанки достигает 60-80%, распространенность плоскостопия составляет около 40%. У 70% детей отмечается замедление созревания скелета, недостаточная минерализация костной ткани. Сохраняется тенденция к учащению заболеваний нервной, сердечно - сосудистой, пищеварительной систем, аллергических проявлений. Около 40% детей входят в группу риска по развитию психических нарушений. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число болеющих детей.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению соответствующего возрасту режима двигательной активности. Задача педагогов и родителей - создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений периодов.
Основной объем обучающей информации при правильно организованном режиме двигательной активности в детских дошкольных учреждениях получается на специально организованных и регламентированных базовой программой ДОО занятиях физическими упражнениями. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении упражнений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием упражнений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов. При активных упражнениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Дети при обретают умения самостоятельно организовывать игры и упражнения в соответствии со своими желаниями и возможностями.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На современном этапе развития общества в связи с произошедшими социальными переменами происходит обновление содержания дошкольного образования. Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставляется возможность стать самостоятельным как в финансовой, так и в педагогической деятельности. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. от того, какими программами пользуются его педагоги.
Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности.
Данные научных публикаций показывают, что около 30-35% дошкольников 5-6 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств, у них отмечается недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях.
Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26-38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии. Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении.
Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОО.
На наш взгляд, очевидно, что необходимый объем двигательной активности не может быть выполнен только за счет учебной программы. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада может быть достигнута за счет дополнительных организованных занятий физическими упражнениями в сочетании с другими средствами оздоровления, такими как плавание и игры в бассейне, ритмопластика, занятия фитболом и др.
Дополнительные организованные занятия физическими упражнениями в детском дошкольном учреждении целесообразно предоставлять в качестве услуг физической культуры и спорта для повышения здоровья детей дошкольного возраста. При внедрении физкультурно-оздоровительных услуг в ДОО предлагается соблюдать следующие принципы:
1. Принцип всесторонности в формировании основных компонентов базовой и физической культуры личности.
2. Принцип направленного обучения, воспитания и развития личности, решения комплекса адаптационных и образовательных задач и мероприятий.
3. Принцип рационализации процессов обучения, воспитания и развития комплекса двигательных и личностных способностей, достижения хорошего уровня физической подготовленности.
4. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
При реализации физкультурно-оздоровительных услуг рекомендуется соблюдать ряд условий:
1. Дополнительные организованные занятия физическими упражнениями не физкультурные занятия в режиме должны подменять собой обязательные программные работы ДОО.
2. Дополнительные организованные занятия физическими упражнениями должны проводиться во второй половине дня с целью обеспечения для детей полноценного отдыха и возможности восстановить работоспособность.
З. Для дополнительных организованных занятий физическими упражнениями необходимо получение допуска и рекомендации врача-педиатра для каждого конкретного ребенка.
На наш взгляд, дополнительные организованные занятия физическими упражнениями в сочетании с обязательными программными занятиями по физической культуре и правильной организацией коррекционной и индивидуальной работы с детьми и другими средствами оздоровления могут быть представлены в качестве модели режима двигательной активности детей в детском саду.
В соответствии с вышеизложенным мы, понимая необходимость совершенствования процесса физического образования детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного образовательного учреждения, в целях наилучшей реализации оздоровительной направленности физического образования дошкольников разработали «Программу дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 5-6 лет», которая соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников; применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма; рациональный подбор форм, средств и методов; рациональная организация занятий.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и 'психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста путем повышения физиологической активности органов и систем в сочетании с другими формами и средствами оздоровления в детском дошкольном образовательном учреждении.
Задачи подпрограммы:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
3. Развитие физических качеств: гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты, координационных способностей, функции равновесия.
4. Совершенствование двигательных умений, расширение их объема и содержания.
5. Обеспечение повышения уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6. Формирование широкого круга игровых действий, воспитание интереса к игровой деятельности.
7. Специальные задачи в соответствии с направленностью программы дополнительного физического образования.
Основные направления программы дополнительного физического образования для детей 5-6 лет представлены на рис. 1.
Содержание программы дополнительного физического образования
для детей 5-6 лет
1 блок
Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений
Физические качества
быстрота
гибкость
выносливость
движения
темп движений
скоростно-силовые качества
силовая выносливость
двигательная реакция
координационные способности
точность движений
ритм движений
равновесие
мелкая моторика
расслабление
II блок
Профилактика
III
Коррекция
сердечно - сосудистая и дыхательная системы
опорно-двигательный аппарат
мышечный корсет
осанка
плоскостопие
Рис.1. Основные направления программы дополнительного физического образования для детей 5-6 лет
Ожидаемые результаты программы
Конечным результатом освоения программы дополнительного физического образования является:
у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности (двигательные умения и навыки; двигательно - экспрессивные особенности и навыки;
самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
стабильные общие показатели физического развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Программа дополнительного физического образования для детей 5-6 лет включает 6 основных разделов:
Обучение и формирование правильной осанки.
Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.
Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики.
Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Профилактика и коррекция нарушения осанки.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Распределение учебных часов программы дополнительного физического образования для детей 5-6 лет по выделенным разделам представлено в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1
Распределение физической нагрузки дополнительного физического образования для детей 5-6 лет
Раздел
Этапы обучения
Всего
I
II
III
октябрь, ноябрь, декабрь
январь, февраль, март
апрель, май
1. Обучение и формирование правильной осанки
3
3
2
8
2. Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений
6
6
4
16
3. Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики
3
3
2
8
4. Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем
3
3
2
8
5. Профилактика и коррекция нарушения осанки
6
6
4
16
6. Профилактика и коррекция плоскостопия
3
3
2
8
Всего часов:
24
24
16
64
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
С учетом специфики занятий программы дополнительного физического образования для детей 5-6 лет в подпрограмму работы включаются следующие виды физических упражнений (рис. 3).
Виды
физических упражнений
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Дыхательные упражнения
Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета
Упражнения на формирование правильной осанки
Упражнения на расслабление мышц
Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов
Основные движения (двигательные действия)
Ходьба
Бег
Прыжки
Ползание, лазанье
Упражнения в равновесии, на развитие координации движений
Бросание, ловля, метание
Рис. 2. Основные виды физических упражнений, включаемых в занятия по программе дополнительного физического образования для детей 5-6 лет.
1. Основные движения.
1. Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных движений, с выполнением различных заданий педагога. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске, «следам», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с песком, «шляпкой», бабочкой на голове, с кубиками в руках, с гимнастической палкой за спиной, на плечах.
2. Бег. Бег обычный, на носках, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; бег в медленном, среднем темпе; бег в чередовании с ходьбой, с выполнением имитационных движений, с выполнением различных заданий педагога.
3. Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в прямом направлении; ползание на животе по гимнастической скамейке, на спине по гимнастической скамейке; ползание с опорой на предплечья и ладони.
Лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5м) одноименным и разноименным способом, приставным шагом, произвольным способом, по диагонали, с переходом с пролета на пролет.
4. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно; ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед. Прыжки и подскоки в подвижных играх и игровых упражнениях.
5. Бросание, ловля, метание. Бросание мяча об пол на месте, ловля его двумя руками; подбрасывание мяча вверх и ловля; подбрасывание мяча и ловля его одной рукой; перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя и сидя разными способами; прокатывание мяча по гимнастической скамейке, доске. Метание мячей, мешочков с песком в горизонтальную и вертикальную цели (центр мишени на высоте 1,5-2M) с расстояния 3-4м.
6. Упражнения в равновесии, на развитие координации движений. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком, на носках, перешагивая через предметы (набивные мячи, кубики, шнуры). Ходьба по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком. Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к другой (прямо, по кругу, зигзагообразно). Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранение равновесия после бега и прыжков, приседая на носках, стоя на одной ноге. Использование игровых заданий и упражнений: «Лягушки и цапля»,«Замри на черте», «Петушок» и др. Для совершенствования координации движений использование сложных комбинаций различных движений, спортивного нетрадиционного инвентаря.
2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, для туловища: без предметов, с предметами (гимнастические палки, мячи разного диаметра, веревки, косички, кегли), с использованием снарядов (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки).
3. Упражнения на формирование правильной осанки.
Фиксация тела в правильном положении у стены, подтягивание, выпрямление, приседания, наклоны, повороты в упражнениях с палкой, балансирование с грузом наголове и др.; упражнения, связанные с разгрузкой и вытяжением позвоночника в положениях лежа, стоя в упоре на коленях, в висах, во время ползания.
4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов.
Использование специальных физических упражнений, способствующих укреплению мышц нижних конечностей, выравниванию тонуса мышц, которые поддерживают стопу в нормальном положении, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета.
Упражнения для укрепления мышц спины, мышц брюшного пресса, укрепления мышц боковой поверхности туловища, корригирующие симметричные упражнения, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата плечевого пояса, нижних и верхних конечностей.
6. Упражнения на расслабление мышц - снижение тонуса
различных групп мышц.
Определение оптимального количества повторений, частоты выполнения действий в единицу времени, темпа, их общей продолжительности и величины интервалов между ними. Использование игр и игровых упражнений на расслабление: «Качели», «Шарик» , «Ветер и зайка», «Кораблик» и др.
7. Дыхательные упражнения.
Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом отдельном случае ритм дыхания, привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Все дыхательные упражнения делятся на динамические и статические. Динамические сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища. Статические осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру. Это достигается динамическими и статическими упражнениями. Специальные дыхательные упражнения - активное средство профилактики и борьбы с ОРЗ, ОРВИ. Используются различные методики и игровые упражнения: обучение диафрагмальному дыханию, обучение правильному вдоху и выдоху (через нос, через рот и др.), упражнения на дыхание с использованием речи, фонетическая гимнастика и др.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами специалистами 2 раза в год.
Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка, качественную и количественную оценку эффективности физкультурных занятий по программе дополнительного физического образования).
Врачи-специалисты (ортопед, хирург, врач ЛФК) районной детской поликлиники дважды в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушения в области опорно-двигательного аппарата).
Старшая медсестра ДОО регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание помещения для занятий.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течении всего периода работы по программе (октябрь - май). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Педагогические наблюдения проводятся с использованием следующих методов:
1. Хронометрирование. Осуществляется в конце каждого квартала обучения попрограмме согласно «Методическим рекомендациям», с целью определения педагогической (общей) и моторной плотности занятий, обоснованности распределения учебного материала в частях занятий.
2. Пульсомерия. Осуществляется на тех же занятиях с целью определения физической нагрузки в разных частях занятий, степени напряженности организма ребенка, его реакции на отдельные упражнения, подвижные игры и др.
3. Наблюдение за переносимостью нагрузки по внешним признакам утомления. Осуществляется согласно «Методическим рекомендациям» (табл. 2).
ТАБЛИЦА 2
Схема внешних признаков утомления
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка
Степень выражения утомления
небольшая
значительная
1
2
3
Окраска кожи
Небольшое покраснение
Значительное покраснение
Выражение лица
Спокойное
Напряженное
Потоотделение
Незначительное
Выраженное
Дыхание
Несколько учащенное, ровное
Резко учащенное, поверхностное
Движения
Бодрые; задания выполняются четко
Неуверенные, нечеткие: появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность
Самочувствие
Хорошее, жалоб нет
Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, отдышку. Небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему. Отказ от дальнейшего выполнения заданий.
Внимание
Четкое; безошибочное выполнение заданий
Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления движений
Пульс, уд./мин
110-150
160-180
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ.
Диагностику уровня физической подготовленности детей 5-6 лет рекомендуется осуществлять 2 раза в год (в сентябре и в мае). Диагностические тесты подобраны с учетом:
степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
развития основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Диагностические тесты представлены на рис. 4.
Оценка уровня физической подготовленности
дошкольников 5-6 лет
Быстрота
(скоростные качества)
Бег на 10м с хода (сек)
Бег на 30м со старта (сек)
Гибкость:
Наклон вперед из положения стоя (см)
Выносливость:
Бег на выносливость (дистанция 120м) (сек)
Силовая выносливость:
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 сек)
Координационные способности:
Челночный бег 5х6 (сек)
Статическое равновесие (сек)
Отбивание Мяча от пола с продвижением вперед (кол-во ударов за 30 сек)
Прыжки через скакалку (кол-во прыжков за 30 сек)
Скоростно-силовые качества:
Прыжки в длину с места (см)
Метание малого мяча в цель (кол-во попаданий из 5 попыток)
Рис. 3. Диагностические тесты для оценки уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
1. Бег на 10 м с хода.
Бег проводится на асфальтовой дорожке шириной 2 м.
На дорожке обозначаются линии старта и финиша. За линией финиша, на расстоянии 5-6 м от него, ставится яркий ориентир (кегля, флажок на подставке) для предотвращения резкой остановки ребенка после пересечения линии финиша. Ребенку предлагается выполнить 2 попытки, отдых между пробегами 3-5 минут.
По команде педагога «На старт!» ребенок подходит к черте и занимает удобную для начала бега позу; по команде «Внимание!» слегка сгибает ноги, несколько сгибает рука, смотрит вперед; по команде «Марш!» резко срывается с места и бежит до ориентира. Педагог выключает секундомер в момент пересечения ребенком линии финиша.
В протокол заносится время лучшей попытки в секундах.
2. Бег на 30 м со старта.
Задание выполняется на прямой плотной беговой дорожке (длина не менее 40 м). В начале дорожки отмечается стартовая черта, а через 30м - финишная. За линией финиша на расстоянии 5-7м ставится хорошо видный яркий предмет. Ребенок получает задание пробежать как можно быстрее до этого ориентира, чтобы предотвратить замедление бега перед финишем. По команде педагога «На старт!» ребенок принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!», ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до линии финиша. Педагог на линии финиша фиксирует результат.
3. Прыжок в длину с места.
Для про ведения прыжков создаются необходимые условия: кладется гимнастический или поролоновый мат с разметкой через 1 О см. Ребенок встает у линии старта, касаясь ее носками ног, делает сильный взмах руками и выполняет прыжок на максимальное расстояние. Замеряется расстояние от носков в начале прыжка до пяток в конце прыжка.
Тест выполняется с расстояния 3 м. На линии старта ставится корзина с пятью теннисными мячами. Мишенью служит обруч диаметром 50 см, закрепленный на высоте 1,5 м. Ребенку предлагается выполнить 5 попыток ведущей рукой.
Число попаданий заносится в протокол.
5. Наклон вперед из положения стоя.
Упражнение выполняется на гимнастической скамейке или на другом предмете высотой не менее 20-25 см. Плоскость скамейки соответствует нулевой отметке. Ребенок выполняет наклон вниз, стараясь пальцами рук дотянуться до максимально низкой отметки. При выполнении упражнения ноги не должны сгибаться в коленях. Если ребенок не дотягивается до плоскости скамейки, результат засчитывается со знаком «-».
Педагог регистрирует по линейке, установленной перпендикулярно скамье, глубину наклона вниз.
6. Подъем туловища их положения лежа на спине.
Упражнение выполняется на поролоновом мате у гимнастической стенки. Ребенок садится на мат, руки на груди скрестно. ноги выпрямлены. стопы ног под нижней рейкой гимнастической стенки. Из исходного положения ребенок по команде «Марш!» ложится на спину; коснувшись плечами мата, поднимается в сед, выпрямляет руки, касается пальцами гимнастической стенки. На протяжении 30 секунд ребенок выполняет опускание - подъем туловища максимальное количество раз.
Фиксируется число полных циклов (цикл считается завершенным, когда ребенок касается пальцами рук нижней рейки гимнастической стенки).
7. Бег на выносливость.
Определяется результат непрерывного бега в равномерном темпе на дистанцию 120м.
Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки. В протоколе учитывается время пробега ребенком дистанции.
8. Челночный бег 5 раз по 6 м.
Ребенок встает у контрольной линии, где установлены 3 кубика (ребро 7 см); на расстоянии 6 м от нее, на линии финиша, кладется обруч. Необходимо пробежать дистанцию (5 отрезков по 6 м), поочередно перенося 3 кубика с линии старта на линию финиша.
Указание: кубик в обруч надо ставить, а не бросать.
Упражнение выполняется 2 раза, засчитывается лучший результат в секундах.
9. Статическое равновесие.
Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки - свободно вдоль туловища, глаза открыты. Необходимо удержать равновесие, сохраняя заданную позу. Секундомером фиксируется время выполнения 2 попыток.
Учитывается лучший результат.
10. Отбивание мяча от пола с продвижением вперед.
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд отбивать мяч от пола любой рукой с продвижением вперед.
Указание: если ребенок потерял мяч, он должен подобрать его и продолжить выполнение упражнения.
Фиксируется общее количество ударов об пол за 30 секунд. Даются 2 попытки, засчитывается лучший результат.
11. Прыжки через скакалку.
Ребенок принимает исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Предлагается выполнить как можно больше прыжков через скакалку за 30 секунд.
Указание: для каждого ребенка должна быть правильно подобрана скакалка. Скакалка считается выбранной правильно при условии, когда концы ее достают до подмышек, если ребенок встает в середину скакалки обеими ногами и натягивает ее.
Делаются 2 попытки, фиксируется лучший результат из двух попыток.
Оценка результатов тестирования должна строиться не на сопоставлении результатов тестирования с нормативами, а на динамике прироста индивидуальных показателей, так как усредненные нормативы физической подготовленности, рассчитанные на основе среднестатистических показателей и не учитывающие индивидуальные особенности занимающихся, не всегда объективны.
Определение темпов прироста показателей физических качеств производится по формуле С. Броди.
100 (V2 – V1)
l/2 (V2+ V1)
где W - прирост показателей темпов, %;
V1 - исходный уровень;
V2 - конечный уровень.
Результаты, полученные в ходе расчета, оцениваются по шкале:
до 8% - за счет естественного роста ребенка;
8-10% - за счет естественного роста и увеличения естественной
двигательной активности;
10-15% - за счет естественного роста и целенаправленной системы
физического воспитания;
свыше 15% - за счет эффективного использования естественных сил
природы и физических упражнений.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа дополнительного физического образования построена с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении. Она основывается на знании закономерностей физического развития ребенка дошкольного возраста, в том числе закона гетерохронности созревания систем и функций в онтогенезе, наличия сензитивных периодов в развитии двигательных способностей, обуславливающих подбор соответствующих средств и методов физического образования.
Но, в отличии от физкультурных занятий по базовым программам в дошкольных учреждениях, занятия по физической культуре по программе дополнительного физического образования требуют выполнения дополнительного ряда условий (рис.2).
Создание дополнительных условий для реализации программы
Программа дополнительного физического образования
Развитие материальнотехнической базы ДОО, создание развивающей среды
Рис. 4. Основные условия реализации подпрограммы дополнительного физического образования для детей 5-6 лет.
Наибольшее внимание уделяется второму и пятому разделам (по 16 часов за год обучения): обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений; профилактика и коррекция нарушений осанки. На остальные разделы программы: обучение и формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики; укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем; профилактика и коррекция плоскостопия - выделяется одинаковое количество часов (по 8 часов за год обучения).
Комплектование групп детей для занятий по программе дополнительного физического образования проводится с учетом общего функционального состояния детей, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга и др.), результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана, 2 раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.
Состав группы 12-18 человек. Форма и тип занятия по программе дополнительного образования в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных Способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Выводы:
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность, в которой для дошкольника является естественный.
Программа дополнительного физического образования построена с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении. Она основывается на знании закономерностей физического развития ребенка дошкольного возраста. В том числе закона гетерохронности созревания систем и функций в онтогенезе, наличия сензитивных периодов в развитии двигательных способностей, обуславливающих подбор соответствующих средств и методов физического образования.
Программа дополнительного физического образования «Малыш-крепыш» для детей5-6 лет включает 6 основных разделов:
1. Обучение и формирование правильной осанки.
2. Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.
3. Развитие координационных способностей функции равновесия, мелкой моторики.
4. Укрепление сердечно - сосудистой и двигательной систем.
5. Профилактика и коррекция нарушения осанки.
6. Профилактика и коррекция плоскостопия.
Наибольшее внимание уделяется второму и пятому разделам (по 16 часов за год обучения): обучение техники выполнения движений, совершенствование двигательных умений; профилактика и коррекция нарушений осанки. На остальные разделы про грамм: обучение и формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, функция равновесия, мелкой моторики, укрепление сердечно -сосудистой и дыхательной систем, профилактика и коррекция плоскостопия - выделяется одинаковое количество часов (по 8 часов за год обучения).
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана 2 раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарногигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.
На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный. Самым эффективным способом является индивидуальный подход.
С учетом специфики занятий по программе дополнительного физического образования для детей 5-6 лет в программу включаются следующие:
1.Основные виды физических упражнений:
Ходьба.
Бег.
Ползание, лазанье.
Прыжки.
Бросание, ловля, метание, отбивание.
Упражнение в равновесии, на развитие координации движений.
Из всех основных видов физических упражнений детям труднее дается бросание, ловля мяча, метание малого мяча, отбивание мяча от пола с продвижением вперед.
2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, для ног, для туловища: без предметов, с предметами (гимнастические палки, мячи разного диаметра, веревки, косички, кегли), с использованием снарядов (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки).
3. Упражнения на формирование правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета.
6. Упражнения на расслабление мышц.
7. Дыхательные упражнения.
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами-специалистами 2 раза в год. Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей, осуществляется медицинский контроль состояния здоровья детей.
Врачи-специалисты (ортопед, хирург, врач ЛФК) рационной детской поликлиники дважды в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушений в области опорно-двигательного аппарата).
Старшая медицинская сестра регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, соблюдение воздушнотеплового режима, кварцевание помещения для занятий.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течении всего периода работы по программе (октябрь - май). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Осуществляется на тех же занятиях пульсометрия с целью определения физической нагрузки в разных частях занятий, степени напряженности организма ребенка, его реакции на отдельные упражнения на отдельные упражнения, подвижные игры и др.
Диагностику уровня физической подготовленности детей 5-6 лет рекомендуется осуществлять 2 раза в год. Диагностические тесты подобраны с учетом:
степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
развития основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
По итогам тестирования детей по основным видам физических упражнений видно, что повысился уровень показателей. В результате постоянных нагрузок у детей развились такие физические качества как гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества, быстрота, координационная способность, что ведет к общему физическому оздоровлению детей. Улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, расширяется двигательный опыт, прибавляется детская уверенность, смелость, решительность.
Литература:
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983г.
2. Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья - М , 1992г.
3. Арьямов И.А. Особенности детского организма - М Просвещение, 1953г.
4. Ашмарин Б.А., 3авьялов А. К., Курамшин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Уч. гюс – СПб., 1999г.
5. Вильчковскuй Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: здоровья,1983г
6. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пос. / М В. Матюхина, Т.С., Михльчик, Н.Ф. Пронина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984г.
7. Глатырuна Л.Д., Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
8 Глазырина Л.Д., Овянкин В.А Методика физического воспитания у детей дошкольного возраста: Пос. для педагогов дошк. учреждения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
9 Двигательные качества и методика их развития у дошкольников/ Сост. Н.А. Ноткина. – СПб.: Образование, 1993г.
10. Дмитриев В.Н. Игры на открытом воздухе. – М.: Изд. МСП,1998г.
11. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989г.
12.Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987г.
13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1983г.
14. Кабанов А.М., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1969г.
15. Как вырастить здорового ребенка/ Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991г.
16. Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. – Мн.: Нар. асвета, 1980г.
17. Латохина Л.И. Творим здоровые души и тела. – СПб.: Комплект, 1997г.
18. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста6 Метод. рек. / М-во здравоохранения СССР. – М., 1982г.
19. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пос. для воспитателя /Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова: Под. ред. Г.П. Лесковой. – М.: Просвещение, 1981г.
20. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986г.
21. Оценка физического и нервно-психологического развития детей дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Акцидент, 1999г.
22. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятия физическими упражнениями: Методич. рек. / Авт. –сост. С.О. Филиппова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000г.
23. Потапчук А.А., Дидур М.Д.,Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб.: Речь, 2001г.
24. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2000г.
25. Силариа Д., Баретт Н. Спорт: игры, игроки и зрители. – М.: 1994г.
26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Уч. пос. – М.: Академия, 2001г.
27. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994г.
28. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 5-е изд., 1988г.
29. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе (из опыта работы) / Э.И. Адашкявичене, Л. В. Карманова, Л.М. Коровина и др.: Под ред. А.В. Кенеман и др. – М.: Просвещение, 1980г.
30. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. – СПб., 2002г.
31. Фонарев М.И.Развитие движений ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 1975г.
32. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. – М.: Медицина, 1972г.