Проблема здорового образа жизни в нашем стремительно меняющемся обществе не случайна. Процессы и явления, происходящие в подростковой и молодежной среде (обращение к табакокурению, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, проституции) «быт» нашего времени. Все эти негативные явления ставят перед школой и учреждениями дополнительного образования множество проблем. Одним из средств, решения которых является занятие в спортивных секциях.
Спортивные игры с уверенностью можно назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения. В связи с этим они традиционно популярно и включены в учебные программы общеобразовательных школ и тем более учреждений дополнительного образования по видам спорта.
Программа по баскетболу составлена на основе поурочной программы для детско-юношеских спортивных школ и специальной детско-юношеских школы олимпийского резерва, региональной программы по физической культуре для общеобразовательных школ, закона РФ «Об образовании», требований к образовательной программе МОУ ДОД ЦДОД «Логос».
Программа рассчитана на 36 учебных недель, продолжительность обучения составляет 1 год. Группа начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) предусматривает недельную нагрузку 2 часа в неделю.
Минимальный состав группы 15 человек. В случае отчисления занимающихся на этапе НП возможен добор. Возраст детей в группах может быть от 12 до 16 лет. Группы могут быть разновозрастные. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых в условиях борьбы. Воспитание дисциплинированности и организованность, развитие умение быстро овладевать сбой, принимать правильное решение, а так же развивать творческое воображение, выдержку, самообразование.
Прием детей в группу осуществляется по сформированным интересам, по заявлению родителей, учитывая состояния здоровья детей.
В содержании программы НП-1 значительное количество часов отведено ОФП, спортивным и подвижным играм. Игры дают максимальное в силу их комплексного воздействия на физическое развитие, так и на развитие интеллекта, личностных качеств, способностей ребенка. В процессе командной игры ребенок учится взаимопониманию и сотрудничеству со своими товарищами, учится выбирать из нескольких вариантов самый оптимальный.
Только в процессе командной игры ребенок начинает понимать необходимость выполнения абсолютно разных функций каждым игроком для достижения нужного результата.
Для группы НП-2 спортивные и подвижные игры значительны, вместе с тем увеличивается нагрузка на специальную физическую подготовку. В этот период необходимо создать соответствующую моторную и двигательно-координационную базу.
Хорошие функциональные и координационные возможности организма создают хорошую перспективу в технике нападения и защиты. Поэтому в группах УТ-1, 2 годов обучения идет увеличение часов на техническую и тактическую подготовку. Дети учатся отслеживать свои ошибки на занятиях инструкторско-судейской практики. Для увеличения интереса к игре, появления индивидуальных и командных способностей учащихся в программе отведены часы на участие в соревнованиях.
Занятия проводятся в с/зале, который достаточно освещен, хорошо проветриваемый, площадь выдерживает все нормы СЭС. А так же занятия могут проходить на свежем воздухе (на с/площадке, в парке).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа секции "Баскетбол" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Логос»
Рассмотрена на методическом совете
От 01.09.2014 г. № 3
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ДОД ЦДОД «Логос»
Принята решением педагогического совета
от г. №4
_______________Т.В. Лаурова
«__24__»______09_____2013 г.
Образовательная программа
«Баскетбол»
1 год обучения
для детей 11-13 лет
Педагог:
Дегтева Дарья Евгеньевна
учитель физической культуры
МБОУ Добрянской общеобразовательной школы №2
Добрянка, 2014
1. Пояснительная записка
1.1. Проблема здорового образа жизни в нашем стремительно меняющемся обществе не случайна. Процессы и явления, происходящие в подростковой и молодежной среде (обращение к табакокурению, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, проституции) «быт» нашего времени. Все эти негативные явления ставят перед школой и учреждениями дополнительного образования множество проблем. Одним из средств, решения которых является занятие в спортивных секциях.
Спортивные игры с уверенностью можно назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения. В связи с этим они традиционно популярно и включены в учебные программы общеобразовательных школ и тем более учреждений дополнительного образования по видам спорта.
Программа по баскетболу составлена на основе поурочной программы для детско-юношеских спортивных школ и специальной детско-юношеских школы олимпийского резерва, региональной программы по физической культуре для общеобразовательных школ, закона РФ «Об образовании», требований к образовательной программе МОУ ДОД ЦДОД «Логос».
Программа рассчитана на 36 учебных недель, продолжительность обучения составляет 1 год. Группа начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) предусматривает недельную нагрузку 2 часа в неделю.
Минимальный состав группы 15 человек. В случае отчисления занимающихся на этапе НП возможен добор. Возраст детей в группах может быть от 12 до 16 лет. Группы могут быть разновозрастные. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых в условиях борьбы. Воспитание дисциплинированности и организованность, развитие умение быстро овладевать сбой, принимать правильное решение, а так же развивать творческое воображение, выдержку, самообразование.
Прием детей в группу осуществляется по сформированным интересам, по заявлению родителей, учитывая состояния здоровья детей.
В содержании программы НП-1 значительное количество часов отведено ОФП, спортивным и подвижным играм. Игры дают максимальное в силу их комплексного воздействия на физическое развитие, так и на развитие интеллекта, личностных качеств, способностей ребенка. В процессе командной игры ребенок учится взаимопониманию и сотрудничеству со своими товарищами, учится выбирать из нескольких вариантов самый оптимальный.
Только в процессе командной игры ребенок начинает понимать необходимость выполнения абсолютно разных функций каждым игроком для достижения нужного результата.
Для группы НП-2 спортивные и подвижные игры значительны, вместе с тем увеличивается нагрузка на специальную физическую подготовку. В этот период необходимо создать соответствующую моторную и двигательно-координационную базу.
Хорошие функциональные и координационные возможности организма создают хорошую перспективу в технике нападения и защиты. Поэтому в группах УТ-1, 2 годов обучения идет увеличение часов на техническую и тактическую подготовку. Дети учатся отслеживать свои ошибки на занятиях инструкторско-судейской практики. Для увеличения интереса к игре, появления индивидуальных и командных способностей учащихся в программе отведены часы на участие в соревнованиях.
Занятия проводятся в с/зале, который достаточно освещен, хорошо проветриваемый, площадь выдерживает все нормы СЭС. А так же занятия могут проходить на свежем воздухе (на с/площадке, в парке).
1.2. Цели и задачи
Цель: Формирование основ физической духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы целостности, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Данная цель будет решаться с помощью поставленных задач.
Задачи:
Развивающие:
развивать уровень физической подготовленности.
Обучающие:
овладеть специальной, технической и тактической подготовкой.
Мотивационные:
формировать осознанную потребность в освоении ценности ФК,здоровья и спорта.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма и самостоятельности;
1.4. В программе «Баскетбол» занятия могут проводиться в теоретических, практических формах, а так же могут быть комбинированные. Наряду с этим можно использовать походы, просмотр игр большого спорта, видеофильмы.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
групповые;
индивидуальные;
коллективные;
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные: беседы, рассказы, объяснения.
- наглядные: схемы, видеофильмы.
- практические: выполнение нормативов.
2. Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстрированный метод обучения.
- репродуктивный.
1.5. Прогнозируемый результат
По окончанию курса обучения ребенок должен знать:
историю баскетбола;
правила игры;
практические и теоретические навыки баскетбольной подготовки.
Уметь:
в совершенстве владеть мячом;
играть по правилам и красиво;
стоять за честь коллектива;
проявлять упорство, уверенность, ответственность;
научится применять ранее полученные знания на практике и при выполнении самостоятельных работ.
Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:
формирование желания продолжить обучение. Принятие правил и норм работы учебной группы;
ощущение себя индивидуальностью и в то же время частью коллектива;
положительные изменения в манере общения, речи, поведение, внешнем виде;
способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
воспитывать моральные и волевые качества, приобретения опыта общения;
бережное отношение с/инвентарю.
2.2. Прогнозируемый результат
По окончанию первого года обучения каждый ребенок должен знать историю возникновения баскетбола, основные правила игры. Применять ЗУН полученные на занятиях во время игры. В конце учебного года должны выполнить нормативы по ОФП.
2.3. Тематический план 1-го года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
2
-
2
2
ОФП (бег, ходьба, эстафеты, подвижные игры)
-
73
73
3
Специальная физическая подготовка
-
48
48
4
Контрольные испытания
-
6
6
5
Участие в соревнованиях
1
6
7
6
Восстановительные мероприятия
1
3
4
7
Методико-биологический контроль
1
1.5
2.5
8
Итоговое занятие
1
-
1
Всего:
4
68
144
2.4. Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с коллективом детей, планом работы на ученый год. История возникновения баскетбола. Правила поведения и техника безопасности во время занятий баскетболом. Гигиенические навыки, режим дня и питание спортсмена. Требования к спортивной одежде. Самостоятельное занятие дома и их значение.
2. Общая физическая подготовка (73 часа)
2.1. Строевые упражнения (4 часа)
Команды для управления группой. Построение, расчет. Шеренга, колонна, флат, интервал, дистанция. Повороты на месте, в движении. Построение из одной шеренги в две. Из колонны по одному в колонну по два. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Изменение скорости движения.
2.2. Обще-развивающие упражнение без предметов (8часа)
Упражнения для рук и плечевого пояса. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения на мышцы туловища: управление и формирование правильной осанки: наклоны, повороты, поднимание и опускание ног в положении лежа на спине, на животе, сидя, вися. Переход из положения лежа в сидящее и обратно. Упражнения для ног: ходьба различными способами, вращение голекостных суставов, приседание на одной и обеих ногах, махи в разных направлениях, выпады в полуприседе и полном приседе.
2.3. Обще-развивающие упражнение с предметами (11 часов)
Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, перебрасывание. Выполнение упражнений на месте и в движении. Упражнения со скакалкой: прыжки на одной ноге и двух с вращением скоками вперед, назад. Прыжки сидя и в полуприсядь. Упражнения с баскетбольным мячом: броски мяча и ловля его после подбрасывания вверх, отскока от стены, пола.
2.4. Легкоатлетические упражнения (13часов)
Бег с ускорением: низкий старт, бег с препятствиями, бег в чередование с ходьбой до 3000 м; кросс 300-500 м. Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места,, с разбега. Метание мяча в цель, на дальность броска.
2.5. Спортивные игры (9 часов)
Пионербол, футбол, бадминтон.
2.6. Подвижные игры (19 часов)
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
3. Специальная физическая подготовка (48 часа)
3.1. Упражнения на развитие быстроты (15 часов)
Прыжки в высоту, в длину, тройной, пятерной, с места и с разбега. Многоскоки, прыжки со скакалкой. Метание набивных мячей до 1 кг. от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад. Броски на дальность, ловля мяча. Бег с резкими торможениями и последующими стартами. Подвижные игры. По двигательному сигналу рывки с места с максимальной скоростью 10-15 метров. Рывки.
3.2. Упражнения на развитие выносливости (13 часов)
Длительный размерный бег (частота пульса 140-160 у/м). Кроссы 3 км. Интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью в течении 4-5 минут (работа 5-12 с, интервалы отдыха 15-30). Чередование бега с максимальной, умеренной, малой скоростью. Продолжительные игры с уменьшением числа участников. Упражнения с отягощением, выполняемые с максимальной скоростью (работа 15-20 с, все отягощения для рук не более 3 кг, интервалы отдыха 30-60 с, число повторений 4-5 раз).
3.3. Упражнения на развитее ловкости (15часов)
Эстафеты с предметами и без предметов. Бег с препятствиями. Падения и подъемы. Выполнение изученных способов остановки и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков, ведения мяча. Комбинированные упражнения с чередованием кувырков, прыжков, ведения мяча по прямой, фигурного ведения.
3.4. Упражнения на развитие гибкости (5 часа)
Выполнение упражнений стретчинга.
4. Контрольные испытания (6часов)
Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.
5. Участие в соревнованиях (7часов)
5.1. Товарищеские встречи по СФП, по баскетболу, пионерболу.
5.2. Психологическая подготовка перед соревнованиями.
6. Восстановительные мероприятия (4 часов)
Восстановительные мероприятия после ф/нагрузок. Восстановление организма после ушибов, растяжений, травм.
7. Методико-биологический контроль (2час)
Прохождение мед осмотра детей, витаминизация в зимне-весенний период.
8. Итоговое занятие (1 часа)
Подведение итогов за учебный год.
3. Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение:
Спортивный зал, баскетбольные мячи (на каждого обучающегося по 1 мячу), резиновые мячи, скакалки, гантели, гимнастические скамейки, аптечка, турники, гимнастическая стенка, ф/мяч, в/мяч.
Дидактическое обеспечение
Карточки с заданиями.
Методическое обеспечение:
Сценарии досуговых мероприятий.
4. Литература
Голубцова О.В., Стретчинг в баскетболе, 2003.
Железнякова Ю.Д., Портинова Ю.М., Спортивные игры, 2001.
Железнякова Ю.Д., Портинова Ю.М., Из записной книжки Бобби Найта, 2003.
Кетов Г.Б., Чарный Б.М., Игра и ее роль в физическом воспитании, 2001.
Программа составлена на основе поурочной программы для детско-юношеских школ и региональной программы по физической культуре для общеобразовательных школ.