Мое портфолио по образовательной программе повышения квалификации педагогов ДО, разработанной Центром педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы содержит 2 раздела:
1- Примерное перспективное планирование на месяц по лексической теме, циклограмму "Осень, осень, в гости просим!", 2- обучающую историю и комментарии к разделам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио педагога дошкольных организаций»
Портфолио слушателя Приваловой Евгении Александровны Филиал ЧУ «ЦПМ» г. Усть - Каменогорск
Раздел А
Перспективный план
Образовательная область
Здоровье
Коммуникация
Познание
Творчество
Социум
Сквозная тема:
«Осень, осень, в гости просим»
Возраст
Вторая младшая группа
Месяц
Октябрь 2019год
Цель обучения: Типовая программа
Выполняет основные виды движений (ходьба) по словесному и зрительному указанию воспитателя.
Формирует навыки устной речи; слушает и понимает содержание сказок
Имеет навыки составления групп из однородных предметов, выделяет из них один; формирует обобщенные представления об овощах и фруктах; сооружает простейшие постройки.
Формирует навыки изображения овощей и фруктов; лепки из куска глины и теста; подбирает готовые формы для изображения предметов.
Формирует способность к позитивному отношению к окружающему миру; называет предметы ближайшего окружения
Ожидаемый результат
Свободно ходит в колонне по одному, друг за другом, имитирует движения животных, соблюдает интервал и меняет направление, координирует движение рук и ног.
Внятно произносит гласные звуки; применяет навыки диалогической речи; соблюдает средства выразительности речи
Различает понятия «один», «много», «ни одного», группирует однородные предметы; называет и распознает на вкус виды овощей и фруктов; сооружает постройки, называет основные детали строительного материала (кубик, кирпичик)
Имеет первоначальные навыки техники рисования, наклеивания; правильно называет основные цвета; использует при лепки приемы ощипывания, скатывания и раскатывания.
Называет членов своей семьи, их действия. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе;
Индикаторы
согласно
Методическим рекомендациям
Двигается в колонне:
- по одному
- друг за другом
- с высоким подниманием колен
- со сменой направления
- произносит гласные звуки: а, о, у, и;
- отвечает на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Где?)
- применяет простейшие приемы интонационной выразительности для характеристики персонажей
- отвечает на вопрос «сколько?», объединяет однородные предметы в группы.
- описывает овощи и фрукты по их характерным признакам
- располагает детали вертикально, плотно друг к другу, на равном расстоянии
-проводит прямые линии в разном направлении;
- изображает предметы из готовых форм, подбирает по цвету
- скатывает и раскатывает комок между ладонями, прямыми и круговыми движениями
- выполняет роль членов семьи в сюжетно-ролевых играх;
- рассматривает семейное фото
- наблюдает за состоянием погоды
Балалардың іс-әрекеті мен тәрбиесін ұйымдастыру циклограммасы
Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей
Общение воспитателя с детьми и родителями: индивидуальные беседы о семейных традициях, игры для общения и создания хорошего настроения у детей. Создание доброжелательной атмосферы.
Игры (настольные, пальчиковые и др.)
Беседа по теме «Осень»
Игра «Да или нет» (под руководством) Цель: слушают вопрос и высказываются, почему? (да - нет) (ТРИЗ)
Игра «Собери урожай» (структур) Цель: классифицируют предметы по группам: овощи – фрукты – ягоды.(команд. игра)
Игра «Найти такой же» (структур) Цель: находят предмет по сходному признаку, форме, цвету.
Игра - хоровод «Мы – осенние листочки» (под руководством) Цель: выполняют совместные движения и согласовывают их с художественным текстом.
Р\и. «Какого грибочка не хватает» (структур) Цель: выкладывают на наборное полотно недостающий грибок, доказывают свой выбор.
Утренняя гимнастики (5 мин)
Комплекс упражнений
Игровое упражнение «Где мы были не скажем, а что делали покажем» Цель: развивают творческие способности, ритмопластику, жесты.
Завтрак
«Ойнау арқылы үйренеміз» «Учимся играя»
1.«Здоровье» Физическаякультура» Цель: выполняют основные виды движений (ходьба) по словесному и зрительному восприятию.
2. «Познание» Естествознание Цель: называют предметы по словесному описанию, определяют на вкус овощи - фрукты.
1 «Познание» ФЭМП Цель: составляют группы из однородных предметов, выделяют из них один;
2 «Социум»
Ознакомление с окружающим Цель: составляют рассказ о труде человека в природе.
1 «Творчество» Музыка
2.«Коммуникация» Казахский язык
3. «Творчество»
Рисование Цель: изображают овощи и фрукты.
1 «Коммуникация»
Развитие речи Цель: составляют описательный рассказ об осени.
2. «Здоровье» Физическая культура» Цель: соблюдают интервал в ходьбе и меняют направление, координируют движение рук и ног.
1. «Творчество» Музыка
2. «Здоровье» Физическая культура (на воздухе) Цель: свободно ходят в колонне по одному, друг за другом, высоко поднимая колени, имитируют движения животных.
Подготовка к прогулке
Одевание: последовательность, выход на прогулку.
«Табиғатқа бәріміз бірге» «Вместе на природу»
Картотека прогулок карт. Октябрь № 1.
Наблюдение за облаками Ходьба по верёвке Цель: двигаются друг за другом.
Картотека прогулок карт. Октябрь № 2.
Наблюдение за состоянием погоды. «Самолёты» Цель: соблюдают правила дорожного движения
Картотека прогулок карт. Октябрь № 3 Наблюдение за птицами Ходьба змейкой Цель: двигаются в колонне со сменой направления.
Картотека прогулок карт. Октябрь № 4 Наблюдение за листопадом «Попади в цель» Цель: бросают мешочек правой рукой.
Картотека прогулок карт. Октябрь №5 Наблюдение за дождем «Перебежки» Цель: согласовывают свои действия с действиями товарищей.
Возвращение с прогулки
Последовательное раздевание, складывание одежды в шкафчики, мытье рук.
Обед
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета.
Здоровый Сон
Создание благоприятной обстановки для спокойного сна дет
Сказкотерапия
«Почему грустит капелька».
Музыкатерапия
Колыбельная. «Приди котик, покачай»
Потешка.
Ты вода-водица, Всех морей царица, Пузыри пускай, Мой и полоскай!
Сказкотерапия
«Ручеек»
Музыкатерапия «Спи, мое солнышко»
«Просыпаемся, пробуждаемся»
Подъем. Гимнастика пробуждения.
Массаж носа, ушей
Психогимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Зверобика.
Комплекс общеразвивающих упражнений
Полдник
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию КГН, культуры поведения во время приема пищи.
«Алақай! Ойын!» «Ура! Игра!»
Развивающие игры «Лото», пазлы, пирамидки (свободные)
Цель: составляют разрезные картинки, совмещают парные.
Д\И «Когда это бывает» (свободная)
Цель: определяют особенности времен года «Лето», «Осень», «Зима»
СРИ «Дочки- матери» (свободная)
Цель: проявляют заботу о близких людях.
Д\И «Собери целое из частей» (свободная) Цель: собирают целое изображение из двух или несколько частей.
Д\И «Назови сказку» (структурированная) Цель: отгадывают по сюжетным картинкам сказку.
«Қош бол, балабақша!» «До свиданья, детский сад!»
Воспитательная работа.
Минутка нравствености Чтение сказки «Яблоко» Цель: обьясняют понятия дружбы, щедрости, доброты. Рассматривание картинок «Времена года» Цель: имеют представления о сезонных изменениях в природе.
Индивидуальная работа.
- Презентация «Кто такие динозавры»
Иллюстраций динозавров
- Шаблоны для ИЗО
- Рекомендации родителям мальчика Д.
-«Выращивание» собственных динозавров
Развлечение
Драмматизация сказки «Колобок» Цель: передают мимикой и жестами повадки животных.
Трудовое воспитание.
Хоз- быт. труд Цель: расставляют игрушки, раскладывают строительный материал в ящики
- принимают участие в поливе цветов Цель: ухаживают за растениями.
Наблюдение
(связь с обучающей историей)
- Принес в группу мальчик Д. динозавриков.
- Рассматривает энциклопедию
- Задает о них вопросы
- Показывает наклеенные вырезки динозавров
- Делится собственными знаниями
Рефлексия дня.
Я узнал...
Я научился...
Мне понравилось...
Я затруднялся...
Моё настроение...
Подготовка к прогулке
Одевание: последовательность, выход на прогулку.
Прогулка
Мотивация интереса к прогулке. Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Какой бывает осень?»
Комментарий к разделу А.
Перспективный план составлен с учетом основных идей программы. Сквозная тема октября «Осень, в гости просим» по плану, утвержденному на педсовете. Она поможет обобщить знания детей по образовательным областям. По каждой образовательной области ставила цель обучения, направленную на ребенка и проводила параллель с ожидаемым результатом, чтобы видеть, насколько эффективно прошло обучение. Внесла графу «Индикаторы», эти изменения помогут мне в дальнейшем определить уровень сформированных знаний детей.
При составлении циклограммы внесла 3 способа организации игры, которые прослеживаются в течении дня: под руководством воспитателя, структурированная и свободная. Это необходимо для преемственности и непрерывности обучения, поможет лучше развить познавательную активность детей и реализовать модель 4к. - научить работать в команде, развить коммуникативные способности, креативность, умение мыслить критически. В игре под руководством реализовала познавательную цель, знакомя детей с новым материалом. В структурированной - анализировала, как дети применяют полученные знания. В свободной - наблюдая за их действиями, делала выводы – насколько эффективны подобранные игры. Исходя из цели перспективного плана, определила цели ОУД, сформулировала их в формате SMART. Цель ОУД стала более четкой, достижимой. Включила графу «Индивидуальная работа». Отразила в ней обучающую работу с мальчиком Д. и рекомендации родителям, так же буду вносить в неё игры и упражнения с детьми, не в полной мере усвоивших программный материал. В графе «Наблюдения» отразила обучающую историю мальчика Д, которая поможет ему в дальнейшем обучении. Наблюдения за детьми помогут собрать точную, объективную информацию о воспитанниках, спланировать действия, направленные на дальнейшее развитие. Появилась графа «Рефлексия дня», возможность оценить познавательную активность детей, научить размышлять, оценивать результаты собственной деятельности. Новый подход в планировании даст возможность максимально раскрыть потенциал ребенка.
Раздел В
Обучающая история
В моей группе дети 3-4 возраста. Они часто приносят из дома игрушки и иногда встречаются очень забавные. Как- то я предложила рассмотреть одну из них, а её хозяину рассказать об игрушке. С тех пор в нашей группе появилась такая традиция. А т. к. многие ребята говорят ещё плохо, я решила, что это будет им полезно для развития связной речи. Ребята делились своими рассказами о любимой Пони или героях Сказочного Патруля. Мальчик Д. был робким мальчиком, плохо шел на контакт, но разговаривает очень хорошо. И вдруг он принес фигурки динозавров. По его поведению было видно, он очень хотел рассказать о них. Мне стало интересно за ним понаблюдать. Когда я обратила внимание детей на мальчика, Д. сказал: «Это Диплодок, это Тираннозавр», стуча по столу, показал, как они ходят. «Д, откуда ты это знаешь? Кто тебе рассказывал?» - спросила я. Прошло несколько дней, мальчик Д. опять принес динозавров, это были уже другие фигурки. Наблюдая за детьми, стала невольно замечать, как во время игр он боялся их выпустить из рук и если терял из вида, то быстро искал глазами. Понятно было, фигурки эти ему были дороги. Мальчик Д. действительно увлекается этими животными.
Я решила развить интерес ребенка и принесла энциклопедию своего сына с картинками динозавров. Ребята нас окружили, всем интересно было посмотреть, что мы делаем. Мы рассматривали иллюстрации, я рассказала ребятам об этих ящерах, показала презентацию «Кто такие динозавры». Рассказала, кто из этих животных сильнее, чем питался, где обитал. Смотрели мультфильмы «Ледниковый период», «Диномама». Удивлению не было конца, когда ребята узнали, что по нашей земле много лет назад тоже ходили динозавры. У Мальчика Д. появились друзья, они приносили своих динозавров разных размеров.
В мини-лаборатории провели эксперимент и «вырастили» с мальчиком Д. в воде собственных динозавриков.
В разговоре с мамой узнала, что интерес Димы к динозаврам проявился недавно. И т.к. мальчик сам не умеет читать, предложила поддерживать этот интерес, ведь мальчик нуждается в помощи родителей. А интенсивный интерес Д. способствует развитию интеллекта, увеличивает уровень знаний о мире. Даже, если пропадет со временем интерес к динозаврам, у него большие возможности повысить свой IQ. Я предложила записать Д. в школу скорочтения. Это было отличной новостью для родителей.
Комментарий
Описывая случай из моей педагогической практики, понимаю, что его смело можно отнести к «Обучающей истории». Мне было интересно наблюдать за своим воспитанником, когда он приходил в группу и в очередной раз делился с мальчишками новым фактом из жизни динозавров. Ребята его слушали, и даже были вопросы. Значит, и другим было интересно. И я поставила перед собой цель: помочь мальчику Д. овладеть элементарными знаниями о жизни динозавров. Главный мой плюс – это заинтересованность детей. Мальчик Д. у меня был объектом наблюдения и всегда находился в центре внимания. Ведь он интересовался не просто мультяшными героями, а проявлял заинтересованность в динозаврах, что вызвало мой интерес. Ведь доказано учеными, что интерес ребенка к динозаврам является ярким показателем высоких интеллектуальных возможностей. У таких детей есть масса преимуществ по сравнению с их сверстниками. У них другие интересы и мышление. Ссылка FB.rupost / babies/2… До этого случая, у мальчика не было друзей. Я привлекала его к игре с ребятами, которых тоже побуждала к совместным играм. Благодаря этой истории, мне удалось не только реализовать свою цель, но и сплотить ребят. Мальчик Д. стал смелее и раскованнее, он с желанием стал посещать детский сад. Мне интересно было наблюдать, как он меняется и увлекает ребят своим познанием к динозаврам.
Порекомендовав родителям школу скорочтения, я уверенна, это будет удачный тренинг, который поможет мальчику максимально быстро добиться хороших результатов, увидеть свой потенциал и поверить в себя. А обучающая история, своего рода толчок в развитии личности. Благодаря ее написанию, я помогла ребенку самоутвердиться в коллективе, а родителям вывести сына на новый уровень обучения.
Раздел С
Рефлексивный отчет
Выйдя на практику, я апробировала в ОУД внедрение 3 способов организации игры: под руководством педагога, структурированная и свободная. Такая организация игры даст мне возможность развить у детей навыки коммуникативных способностей, критического мышления, творческого развития. Чтобы подготовить ребенка к обновленной программе в школе, необходимо уже в раннем возрасте начать развивать навыки его коммуникативных способностей, критического мышления, творческого и физического развития. Ведущим методом в моей работе стал метод наглядного моделирования (использование предметов-заместителей, мнемотехника - пиктограмма) т.к. у детей дошкольного возраста наглядно – образное и наглядно - действенное мышление. Все действия, которые они наблюдают и проделывают своими руками, запоминаются намного быстрее и эффективнее.
Организуя игры в ОУД, учитываю следующие аспекты: это дифференцированный подход, т.к. не все дети находятся на одном уровне развития и у всех разные темпы обучения. Такой подход поможет тем, у кого есть трудности в обучении и кто нуждается в упражнениях повышенной трудности. Это исследовательская деятельность, где ребенок учится анализировать, размышлять, делать умозаключения. Наблюдение, как ведущий метод, проходил постоянно в естественных условиях за каждым. Наблюдая за детьми, я лучше узнала психологические особенности каждого, это помогло мне спланировать индивидуальную работу, отметить лучшие стороны, и вывести ребенка на определенный уровень развития, написать обучающую историю.
В беседе с детьми выяснила, что многие не имеют элементарных представлений об осени. Работу по теме начала с наблюдения детей за погодой, изменениями в природе. Задавала детям вопросы поискового характера. Наблюдения помогли в учебной деятельности.
Анализируя свою практику, пришла к выводу, что использование наглядного моделирования, в частности применение картинок - пиктограмм в ОУД «Назови признаки осени» (под руководством) способствовали быстрому запоминанию материала. Игра прошла удачно. Дети называли характерные признаки осени. В игре «Во саду ли в огороде» (структурированная) не все дети справились с заданием по причине возрастных особенностей, не смогли разместить овощи и фрукты по месту произрастания. Чтобы игра прошла плодотворнее, использовала дифференцированный подход и предложила им разложить овощи: морковь на морковную грядку, яблоко на яблоню и т.д. Дети научились классифицировать овощи и фрукты по месту произрастания.Зрительное восприятие предметов помогло им лучше справиться с заданием. Свободная игра «Осенние листочки» не удалась, она прошла в форме имитации движений. Дети под музыку двигались по группе, изображая листопад. Реализовать в ОУД модель 4к получается не в полной мере. Не удается работать в команде, причина в возрастных особенностях.
Четко поставленная цель в формате SMART давала мне возможность более конкретно ставить перед собой учебную задачу. Подбирала игры с учетом возрастных особенностей, чтобы каждый мог проявить познавательный интерес.
В ОУД (ФЭМП) «Играем в прятки» создала детям проблемную ситуацию, использовала «Блоки Дьенеша». Дети увлеченно находили, спрятавшиеся в ящики, овощи. Давала поручения: «Принеси капусту. Она лежит в зеленом круглом ящике». Тем, кому было сложно, соотносили предметы по одному признаку. Игра прошла удачно. Дети умеют соотносить предметы по форме и цвету. На успешность игры (под руководством) «Расскажи зайчику про осень» повлиял прием мнемотехники. Описательные рассказы об осени составлялись детьми с опорой на кластер «Осень - чародейка». Дети, развивая коммуникативные способности, обрели навыки составления рассказа; составляя кластер, учились работать в команде. В силу возрастных и психологических особенностей задавала детям простые вопросы, чтобы помочь включиться в диалог и проявить свои знания. «Толстые» вопросы побуждали детей к размышлению, рассуждению, решению проблемных ситуаций. В игре по ИЗО (структурированная) «Чудесный мешочек», возникли трудности, т. к. у детей 3-х лет плохо развита мелкая моторика, исследуя предмет, им сложно определить его на ощупь. Тем детям, кто не справился, для закрепления формы предмета предложила в свободной игре набор плоскостных геометрических фигур. Чтобы развивать в детях критическое мышление, включила в ОУД по Коммуникации игру «Угадай, кто я?» использовала прием оживления (ТРИЗ); вживаясь в образ, дети называли свойства овоща или фрукта «Я расту на грядке», я большой и красный. Кто я?» и т.д. Игра прошла удачно.
Я считаю, что в моей практике организация игры под руководством и структурированная проходила более удачно, т.к. в процессе игры побуждала и направляла детей на правильные действия, задавала вопросы поискового характера. Ставила их в такие ситуации, где им необходимо было проявить свою смекалку, научиться мыслить критически. Свободная игра получалась в форме структурированной. Т.к. в самостоятельной игре не прослеживалась обучающая задача, то приходилось косвенно руководить действиями детей, давать советы, направлять игру. Детям не достаточно жизненного опыта, пока они копируют действия воспитателя.
Планирую продолжать внедрение ключевых идей программы в образовательный процесс. Продолжу работу по наглядному моделированию. Углубленно изучу технологию ТРИЗ. Больше игр уделю развитию мелкой моторики, а так же работе в команде, чтобы дети учились рассуждать, спорить, высказывать своё мнение. Как можно больше времени буду отводить на свободные игры детей, развивать коммуникативность, умения договариваться между собой, решать конфликтные ситуации. Для того чтобы создать единое пространство для развития детей, познакомлю родителей воспитанников с идеями обновленной программы обучения.