Мастер-класс по составлению портфолио педагога ДОУ.
Портфолио происходит от английского portfolio – портфель или папка для документов.
Правильно составленное портфолио способно продемонстрировать уровень профессионализма педагога, умение решать задачи профессиональной деятельности и активность педагога в различных видах деятельности.
Я считаю, что главное назначение портфолио – показать наиболее важные результаты моей практической деятельности, как педагога, для оценки профессиональной компетенции. Портфолио необходимо любому педагогу для прохождения процедуры аттестации.
В своей работе я хочу поделиться опытом составления портфолио. Да, это большой, трудоемкий труд, который занимает много времени. Но вместе с тем, это очень интересная работа. Ведь хочется, что бы портфолио было и содержательным, и красиво оформленным.
Я, как педагог дошкольной образовательной организации (ДОО) и как член экспертной комиссии по аттестации педагогических работников нашего города, познакомилась с портфолио многих педагогов. Но все эти портфолио не устраивали меня, т.к. в них в большей степени были отражены только результаты творческой деятельности и результаты мониторинговых исследований. Мне же хотелось создать такое портфолио, которое показало бы все стороны моей педагогической деятельности.
Интернет - ресурсы предлагают следующую структуру портфолио:
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
В этом разделе фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; правительственные награды, грамоты, благодарственные письма (копии);
- дипломы различных конкурсов (копии);
- другие документы по усмотрению владельца.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4. «Внеурочная деятельность»
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
Но данная структура также не подходила мне. И я решила взять за основу оценочный лист, который используется в нашей области при аттестации педагогических работников. Он включает в себя следующие компоненты:
- Эмоционально-психологический компонент деятельности.
- Регулятивный компонент деятельности.
- Социальный компонент деятельности
- Аналитический компонент деятельности
- Творческий компонент деятельности
- Самосовершенствование
В каждый компонент входят определенные показатели, в соответствии которых я т собирала свое портфолио.
- Общие сведения.
- Образование, место работы, стаж.
- Мое профессиональное кредо.
- Аттестационный лист прошлой аттестации.
- Эмоционально-психологический компонент деятельности.
- Отзывы коллег (ДОУ, города, интернет-сообщества)
- Отзывы родителей
- Взаимодействие с родителями
- Направления работы с родителями
- Анкетирование родителей
- Перспективное планирование работы с родителями (вкладыш)
- Регулятивный компонент деятельности.
- Нормативно-правовая база
- Программно-методическое обеспечение
- Цели педагогической деятельности
- Результаты освоения воспитанниками образовательной программы (аналитические справки+диаграммы)
- Информационные справки (интегративные качества)
- Социальный компонент деятельности
- Взаимодействие с социальными институтами
- Мои вебстраницы на интернет-сайтах
- Банк электронных образовательных ресурсов
- Свидетельства общественного признания
- Свидетельства о публикации материалов на интернет-сайтах
- Аналитический компонент деятельности
- Конспекты (вкладыши)
- Контрольно-измерительные материалы (прилагаются)
- Мониторинг образовательных достижений (прилагается)
- Творческий компонент деятельности
- Мои проекты:
- Участие в профессиональных конкурсах
- Дипломы и сертификаты за участие в профессиональных конкурсах
- Дипломы за организацию детей для участия во Всероссийских и Международных творческих конкурсах
- Творческая деятельность детей на уровне детского сада
- Творческая деятельность детей на уровне города
- Творческая деятельность детей на Всероссийском и Международном уровне
- Дипломы детей-победителей творческих конкурсов
- Дипломы детей-участников творческих конкурсов
- Самосовершенствование
- План по самосовершенствованию
- Работа в педагогическом сообществе детского сада
- Работа в педагогическом сообществе города
- Обобщение и распространение опыта работы на педагогических интернетсообществах
- Повышение квалификации
- Работа в экспертной комиссии по аттестации воспитателей города
- Фотоматериалы.
Если в межаттестационный период входит подготовительная к школе группа, то в социальный компонент входят еще такие показатели, как:
- Коэффициент психологического благополучия в группе
- Уровень психологической готовности к школе
- Занятия воспитанников во внеучебной деятельности
Так же в социальный компонент может быть включен следующий показатель:
- Курсы по развитию ИКТ-компетентностей
В данном портфолио у меня этот показатель отсутствует, т.к. я проходила несколько курсов по ИКТ-компетентности в прошлый межаттестационный период.
Во время прохождения процедуры аттестации в 2014 году экспертная комиссия высоко оценила собранное мною портфолио. Они не сочли нужным проводить со мной собеседование после аналитического отчета, т.к. нашли ответы на возникшие вопросы в портфолио. В ходе процедуры аттестации мне была присуждена высшая квалификационная категория.
Я представляю Вашему вниманию мое педагогическое портфолио (в приложении файла pdf)