Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Тема «Здравствуй, детский сад» Д/и «Давайте познакомимся!» | Игра «Перекличка-путанка» (развитие внимания) Ведущий называет имена и фамилии детей, путая при этом то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. |
2 | Тема «Россия- Родина моя!» 1. Литература Пришвин «Моя Родина» Александрова «Родина» 2. Пословицы и поговорки о Родине | «Собери пословицу о дружбе» (развитие зрительной и слуховой памяти, логического мышления) Д/и «Части суток» Д/и «Составь из палочек» Паруса Дом |
3 | Тема «Времена года» 1. Литература К. Ушинский «Четыре желания» Е. Трутнева «Четверо художников» 2. Русские пословицы о временах года | Д/и «Что перепутал художник?» (развитие памяти, внимания и логического мышления) Д/и «Скажи наоборот» (день – ночь, жарко - …, худой -…) Закончи предложения: «Зимой погода холодная, а летом…» «Днём светло, а ночью…» |
4 | Тема «Здравствуй осень!» 1.Осеннее настроение в стихах 2. Загадки, пословицы и приметы об осени | 1.Психогимнастика «Прогулка в лес» выразить состояние людей, заблудившихся в лесу. Заблудились мы в лесу (грустно), Закричали все «Ау!» (громко), Никто не отзывается (печально), Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается к нам (тихо: Ау! Ау!) Эхо! Эхо! Вот потеха! Это эхо каждый раз передразнивает нас. 2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» по теме «Осень» (ранняя, золотая, поздняя) Солнце (какое?) …небо…земля…трава…дождь…ветер…листья… |
Для познавательного развития воспитанников в процессе образовательной деятельности стимулирую любознательность, интеллектуальную активность детей через систему мероприятий познавательного цикла. Использую проблемные ситуации, эксперименты. Непосредственно - образовательную деятельность организую в форме экскурсий, занятий-путешествий, применяю проблемные ситуации, провожу эксперименты с водой, песком, бумагой.
Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
ОКТЯБРЬ | 1 | Тема «Краски осени. Листопад» 1. Литература Рассказ С. Логинова «Зелёный куст» | Игра «Будем листья собирать» (развитие внимания) Д/и «Штрихи в рисунке» (обводка трафаретов осенних листьев, их штриховка) Д/и «Запутанные дорожки» (Помоги ёжику найти свою дорожку по линиям) Д/и «У кого какое семечко?»: - у ёлки - … (шишки, - у дуба - … (жёлуди, - у берёзки - (серёжки, - у сосны - (шишки, - у клёна - («носики» - это семечко с крылышком, - у рябины - … семечки в ягодках, |
2 | Тема «Беседа по картине об осени!» «Ёжик в осеннем лесу» «Запасливая белочка» | Упражнения на релаксацию (осенние листочки, шум ветра) По теме осень придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что, делает?», «Что делают?» Солнце (что делает?) … облака…, трава…, птицы… деревья… ветер…, дождь… Д/и «Нарисуй дождик» (нарисовать дорожки дождика) Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. |
3 | Тема «Что лето растило, осень подарила» 1. Литература Заходер «Помидор» Пословицы про овощи | Д/и «Штрихи в рисунке» (обводка трафаретов овощей, и их штриховка) Д/и «Приведи зайчика к морковке» (формирование зрительной координации и внимания) Д/и «Таинственный мешочек» (тактильное восприятие) |
4 | Тема «Весёлый огород!» 1.Загадки об овощах, фруктах 2. Русские народные сказки «Репка». «Вершки и корешки» | Д/и «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» Согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, размер, форму, вкус (помидор красный, большой. Круглый, вкусный) |
Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
НОЯБРЬ | 1 | Тема «Фруктовая корзина. Сад.» 1. Литература Рассказ Е. Пермак «Косточка» В. Сутеев «Яблоко» | Д/и «Штрихи в рисунке» (обводка штриховка трафаретов фруктов) Д/и «Разрезные картинки» (формирование внимания, зрительной памяти, восприятия целостности мира) Д/и «Назови предмет» (логическое мышление) Д/и «Приготовим салат для зайки» (активизировать в речи детей названия овощей: лук, морковь, помидор, огурец, картошка, свекла, капуста; прилагательные: вкусный, вкусная, зеленый, красивый, полезный; развивать умение понимать обобщающее слово «овощи») |
2 | Тема «Сад. Фрукты.» Загадки о фруктах Составление описательных рассказов по плану а) Что это? б) Где растёт? в) Какой на вкус? г) Какой формы? д) Какого цвета? е) Что можно приготовить? | Д/и «Где растёт фрукт?» (образование предложного падежа существительных единственного числа) Д/и «Какой компот сварили?» (образование отыменных прилагательных) Д/и «Дары осени» (обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих фрукты, прилагательных, обозначающих признаки и свойство) |
3 | Тема «Домашние животные» 1. Литература А. Неверов «Жучка» В. Сутеев «Кто сказал: «Мяу?»» | Д/и «Путаница» (составить правильно картинку животного, закрепление представление о частях тела различных животных) Д/и «Чья мама, чьи детки?» (формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) |
4 | Тема «Дикие животные» 1.Загадки о диких животных 2. Составление описательных рассказов по плану: Кто это? Какой у него домик? Чем питается? 3. Литература: Л. Толстой «Три медведя», «Маша и медведь» | Пальчиковые игры Д/и «Четвёртый лишний» (дифференциация домашних и диких животных) Д/и «Кто кем будет?» (развитие внимания, мышление, воображения, речи ) яйцо-цыплёнком, семечко-яблоней и т.д. Драматизация сказки «Теремок» |
Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
ДЕКАБРЬ | 1 | Тема «Дикие животные» Литература: 1.Г. Скребицкий «Белая шубка» 2.Е. Чурашин «Лесной котёнок» 3.В. Сутеев «Палочка-выручалочка» | 1.Упражнение на РММ: «Узнай, кто я» (обвести контур рисунков по точкам и узнать, кто там спрятан, раскрасить рисунок) 2.Д/и. «Найди отличия» (развития памяти, внимания) 3.Д/и. «Чьи хвосты?» (образование притяжательных прилагательных, например, лисий хвост и т.) 4.Оразование слов с ласкательными и увеличительными значениями (волк-волчище. Лиса-лисичка…) |
2 | Тема «Дикие животные» 1.Загадки о диких животных 2. Составление описательных рассказов по плану: Кто это? Какой у него домик? Чем питается? Как кричит? 3. Литература: Русские народные сказки в обработке Л. Толстого три медведя маша и медведь | 1.РММ - обводка и штриховка трафаретов диких животных. 2.Пальчиковые игры «Зайчик», «Белка» 3.Речь с движением «Хомка, хомка, хомка, полосатенький бочок…» 4.Д/и «Четвертый-лишний» (дифференциация домашних и диких животных) 5.Д/и «Мы считаем» (сочетание существительных с числительными. Например, один заяц- пять зайцев…) |
3 | Тема «Зима в природе» Литература: 1.Биакаи «Синичкин календарь» 2.» Путешествие в белую сказку» 3.Н. Калинина «про снежный колобок» | 1. Мнемотаблица «Зима» 2.Психогимнастика: имитация зимних развлечений – игры в снежки, катание на лыжах, коньках 3.Придумать слова по теме «Зима» 4.Д/и. «Составь из палочек» (санки, лыжи …) |
4 | Тема «Зима в природе» 1.Загадки о зиме и зимних явлениях 2.Сочинение сказок по заданному началу «Снеговики» 3.Русская народная сказка «Снегурочка» | 1.РММ – по пунктирам нарисуй снеговика 2.Д/и. «Найди отличия» (две картинки со снеговиками) 3.Придумать слова – действия по теме «Зима» снег (что делает?) узоры…, снежинки…, ветер…, мороз…, птицы…. |
Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
ЯНВАРЬ | 1 | Тема: «Ёлка. Новый год» Литература: 1.В. Сутеев «Ёлка» 2.С. Маршак «Двенадцать месяцев» Рассматривание серии сюжетных картин «Ёлка в детском саду» и беседа по ним | 1.Обрисовка трафаретов елочки и елочных игрушек, их штриховка 2.Игра «Наряди елку» (раскрась игрушки на елке в соответствии с их формой по образцу) 3.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (подарок-подарочек, ёлка-ёлочка, игрушка- игрушечка) 4. Согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, размер и принадлежность (красный шар, еловая шишка…) |
2 | Тема: «Зимующие птицы» 1.Беседа по картинам о зимующих птицах А. Яшин «Покормите птицу зимой» 2.Литература В. Чаплина «Лесная кормушка» В. Сухомлинский «Птичья кладовая» | 1.РММ – «Сколько птичек?» 2.Д/и «Четвёртый лишний» 3.Координация слова с движением «Вороны» «Возле ёлочки зелёной скачут, каркают вороны… Из-за корочки подрались, во всё горло разорались6 кар-кар-кар! Вдруг собаки выбегают, ворон крикливых разгоняют» |
3 | Тема: «Зимующие птицы» Литература: 1.А. Барто «Снегирь» 2. Александрова «Новая столовая» 3.Стихи и загадки о зимующих птицах 4.Составление рассказов по серии картин «Кормушка» | 1.Д/и. «Штрихи в рисунке» (обводка трафаретов зимующих птиц) 2.Пальчиковые игры «Воробьи» 3.Д/и «Какие бывают птицы?» (подбор признаков для описания птиц, например, снегирь: маленький, яркий, быстрый, зимующий, городской) 4.Использование простых предлогов (прилетели на кормушку, слетел с ветки…) |
4 | Тема: «Домашние птицы» Литература: 1.В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» 2.Г. Андерсон «Гадкий утёнок» 3.Русская-народная сказка «Гуси-лебеди» | 1.Д/и. «Штрихи в рисунке» (обводка трафаретов птиц) 2.Д/и. «Четвёртый лишний» (дикие и домашние птицы) 3.Игра «Мячик-соединитель» развитие внимания, быстроты мышления, речи), например, «снег», «падать», «падает снег» …. |
Неделя | Тема занятия | Развитие познавательных процессов |
ФЕВРАРЬ | 1 | Тема: «Делу время, потехе час» 1.Беседа «Наши дела, и мы сами» 2.Литература «Три совета отца» (татарская сказка) В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1.Д/и. «Пословица о труде» 2.Игра «Загадки» А) Кто покрасил все заборы,…? Б) Кто продаст вам творог,…? и т.д. 3. Игра «Кем работают мои родители?» (вырабатывать навык составления самостоятельно рассказа) |
2 | Тема: «Пословицы и поговорки о труде» 1.Литература: С. Сухомлинский «Блестящие ботинки» В. Сутеев «Умелые руки» | 1.Д/и «Кто что делает?» (формирование навык образования новых слов, например: рыболов, лесоруб,… ) 2.Нарботка словаря по теме «Труд» 3.Игра «Мы работаем». Составление рассказа на тему «Труд». |
3 | Тема: «Дома, в семье» 1.Литература Е. Пермак «Как Маша стала большой?» Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» А. Барто «Игрушки» | 1. Сделаем подарок для мамы. «День рождения» 2.Д/и. «Найди предмет» (развитие внимания, найти и перечислить все предметы - игрушки) 3. Развитие зрительной памяти по картине «Семья» 4. Д/и «Четвёртый лишний» 5.Нарботка словаря по теме «Семья» |
4 | Тема: «Семья» 1.Литература К. Ушинский «Дети в роще» В. Катаев «Цветик - семицветик» 2. Загадки об игрушках | 1.» Бусы для бабушки» (бусы из бросового материала) 2. Психогимнастика игра «Улыбнись» (найди на картинках лицо веселое, грустное, изобразить эти состояния на своём лице) 3.Составление словосочетаний однородными прилагательными (мама красивая, добрая…) 4.Игра «Писатель». Составление рассказа на тему «Моя семья» по плану: А) кто входит в семью? Б) как зовут членов семьи? В) чем занимаются члены семьи7 Г) как в семье проходит выходной день? |