kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Планирование деятельности — еще один секрет успешных людей!

Введение

Современное реформирование дошкольного образования определяет основы принятия важных решений, расширяющих права дошкольной образовательной организации. Сегодня дошкольная образовательная организация самостоятельна в выборе примерной основной образовательной программы, в выборе средств ее освоения, в выборе содержания дошкольного образования, в котором будет реализован потенциал каждого ребенка, педагога и всего педагогического коллектива.

На сегодняшний день меняется устоявшийся у воспитателей стереотип, что старший воспитатель (воспитатель-методист) — контролер образовательного процесса. Согласно новым требованиям Профессионального стандарта педагога старший воспитатель помогает воспитателям правильно выбрать цели, задачи, содержание и средства реализации ООП в соответствии с особенностями детского коллектива, возможностями педагогов и пожеланиями родителей. Это консультант, генератор педагогических находок, инновационных технологий, который помогает оптимизировать работу воспитателя в построении модели дня и недели, осуществляет мотивацию педагогов на творческую поисковую работу с воспитанниками, родителями, социальными партнерами. Именно он организует перспективное планирование образовательной деятельности в детском саду.

Специалисты в области управления подсчитали, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут исполнения работы, то есть дает огромную отдачу от вложенной интеллектуальной энергии.

Модель перспективного плана

Перед педагогическим коллективом детского сада была поставлена задача создания модели перспективного плана, который бы обеспечивал оптимальное содержание обучения детей, и рациональное использование рабочего времени воспитателя. Для реализации этой задачи была создана творческая группа, которая под руководством старшего воспитателя разработала модель перспективного блочно-тематического плана. Модель учитывает возрастную периодизацию детей дошкольного возраста, практический опыт педагогов, особенности Крымского региона.

К основным элементам модели перспективного блочно-тематического плана можно отнести:

·      примерные темы в рамках основной образовательной программы;

·      план взаимодействия с семьей;

·      план наблюдений за природой и ведения экологического календаря;

·      план наблюдений за комнатными растениями в центре природы в группе;

·      план изменения развивающей предметно-пространственной среды для мотивации игровой деятельности детей;

·      план формирования предпосылок трудовой деятельности;

·      план мотивации детей к изобразительной и музыкальной деятельности;

·      план тематических бесед по безопасности жизни и деятельности;

·      план бесед по формированию первичных знаний о правах ребенка;

Дополнительно в помощь воспитателям было разработано примерное содержание физкультурных пауз, пальчиковой гимнастики, закаливающих мероприятий.

Основные принципы

При планировании образовательного процесса были определены основные принципы, которым должен придерживаться педагог.

1.      Обеспечение духовно-нравственной составляющей образовательной работы с детьми. Содержание строится с учетом задач региональной программы, способствующей развитию общих познавательных способностей детей, расширению кругозора и воспитания любви, гордости к своей малой родине 

2.      Учет возраста детей и интересов детского коллектива. Планирование конкретизирует задачи педагога на определенный отрезок времени с учетом уже достигнутого уровня развития детского коллектива и отдельных детей.

3.      Постепенное усложнение содержания, форм организации деятельности с учетом достижений детей. Усложнение содержания и форм организации образовательного процесса обеспечивает системность работы с детьми в течение их пребывания в детском саду, создает условия для полноценного разностороннего развития воспитанников.

4.      Организация контроля образовательной работы. Контроль — продолжение процесса планирования, сопровождающее процесс реализации планов. Для определения результатов деятельности старший воспитатель (воспитатель-методист) совместно с воспитателем сравнивает фактические результаты реализации ООП с ожидаемыми. Цель контроля — создание гарантий выполнения планов и повышение эффективности работы. Контроль:

·      дает основания для последующего планирования;

·      помогает воспитателю отбирать наиболее эффективные способы мотивации детей, формы организации их деятельности;

·      подводит к обобщению своего опыта;

·      развивает творческий потенциал самого педагога.

Основные принципы ложатся на модель перспективного блочно-тематического плана, так как ФГОС предполагает реализацию комплексно-тематического подхода и пронизан идеями интеграции всех образовательных областей (речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие).

Основные элементы плана

Рассмотрим основные элементы модели перспективного блочно-тематического плана.

Примерные темы в рамках основной образовательной программы

Каждая тема проходит через все образовательные области, однако выделяют две-три ведущие или доминирующие области. Это дает возможность отслеживать интеграцию образовательных областей на протяжении недели, месяца. ФГОС очертил контуры каждой образовательной области.

Содержание образовательных областей определяется детским садом с учетом выбранной детским садом Примерной основной образовательной программы и должно быть раскрыто для ребенка с учетом его возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей.

За развитием детей наблюдают в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными во ФГОС ДО. Педагог фиксирует результаты усвоения тем на конец месяца.

План взаимодействия с семьей

В планировании данного раздела представлено содержание и разнообразные формы взаимодействия с родителями:

·      родительские собрания;

·      семейные праздники;

·      выставки;

·      информационные бюллетени;

·      экологические акции;

·      секционная работа и др.

Особенность этой работы — взаимосвязь с темами недели в группе, учет интересов семьи.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования"»

Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Планирование деятельности — еще один секрет успешных людей!

Введение

Современное реформирование дошкольного образования определяет основы принятия важных решений, расширяющих права дошкольной образовательной организации. Сегодня дошкольная образовательная организация самостоятельна в выборе примерной основной образовательной программы, в выборе средств ее освоения, в выборе содержания дошкольного образования, в котором будет реализован потенциал каждого ребенка, педагога и всего педагогического коллектива.

На сегодняшний день меняется устоявшийся у воспитателей стереотип, что старший воспитатель (воспитатель-методист) — контролер образовательного процесса. Согласно новым требованиям Профессионального стандарта педагога старший воспитатель помогает воспитателям правильно выбрать цели, задачи, содержание и средства реализации ООП в соответствии с особенностями детского коллектива, возможностями педагогов и пожеланиями родителей. Это консультант, генератор педагогических находок, инновационных технологий, который помогает оптимизировать работу воспитателя в построении модели дня и недели, осуществляет мотивацию педагогов на творческую поисковую работу с воспитанниками, родителями, социальными партнерами. Именно он организует перспективное планирование образовательной деятельности в детском саду.

Специалисты в области управления подсчитали, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут исполнения работы, то есть дает огромную отдачу от вложенной интеллектуальной энергии.

Модель перспективного плана

Перед педагогическим коллективом детского сада была поставлена задача создания модели перспективного плана, который бы обеспечивал оптимальное содержание обучения детей, и рациональное использование рабочего времени воспитателя. Для реализации этой задачи была создана творческая группа, которая под руководством старшего воспитателя разработала модель перспективного блочно-тематического плана. Модель учитывает возрастную периодизацию детей дошкольного возраста, практический опыт педагогов, особенности Крымского региона.

К основным элементам модели перспективного блочно-тематического плана можно отнести:

  • примерные темы в рамках основной образовательной программы;

  • план взаимодействия с семьей;

  • план наблюдений за природой и ведения экологического календаря;

  • план наблюдений за комнатными растениями в центре природы в группе;

  • план изменения развивающей предметно-пространственной среды для мотивации игровой деятельности детей;

  • план формирования предпосылок трудовой деятельности;

  • план мотивации детей к изобразительной и музыкальной деятельности;

  • план тематических бесед по безопасности жизни и деятельности;

  • план бесед по формированию первичных знаний о правах ребенка;

Дополнительно в помощь воспитателям было разработано примерное содержание физкультурных пауз, пальчиковой гимнастики, закаливающих мероприятий.

Основные принципы

При планировании образовательного процесса были определены основные принципы, которым должен придерживаться педагог.

  1. Обеспечение духовно-нравственной составляющей образовательной работы с детьми. Содержание строится с учетом задач региональной программы, способствующей развитию общих познавательных способностей детей, расширению кругозора и воспитания любви, гордости к своей малой родине 

  2. Учет возраста детей и интересов детского коллектива. Планирование конкретизирует задачи педагога на определенный отрезок времени с учетом уже достигнутого уровня развития детского коллектива и отдельных детей.

  3. Постепенное усложнение содержания, форм организации деятельности с учетом достижений детей. Усложнение содержания и форм организации образовательного процесса обеспечивает системность работы с детьми в течение их пребывания в детском саду, создает условия для полноценного разностороннего развития воспитанников.

  4. Организация контроля образовательной работы. Контроль — продолжение процесса планирования, сопровождающее процесс реализации планов. Для определения результатов деятельности старший воспитатель (воспитатель-методист) совместно с воспитателем сравнивает фактические результаты реализации ООП с ожидаемыми. Цель контроля — создание гарантий выполнения планов и повышение эффективности работы. Контроль:

  • дает основания для последующего планирования;

  • помогает воспитателю отбирать наиболее эффективные способы мотивации детей, формы организации их деятельности;

  • подводит к обобщению своего опыта;

  • развивает творческий потенциал самого педагога.

Основные принципы ложатся на модель перспективного блочно-тематического плана, так как ФГОС предполагает реализацию комплексно-тематического подхода и пронизан идеями интеграции всех образовательных областей (речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие).

Основные элементы плана

Рассмотрим основные элементы модели перспективного блочно-тематического плана.

Примерные темы в рамках основной образовательной программы

Каждая тема проходит через все образовательные области, однако выделяют две-три ведущие или доминирующие области. Это дает возможность отслеживать интеграцию образовательных областей на протяжении недели, месяца. ФГОС очертил контуры каждой образовательной области.

Содержание образовательных областей определяется детским садом с учетом выбранной детским садом Примерной основной образовательной программы и должно быть раскрыто для ребенка с учетом его возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей.

За развитием детей наблюдают в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными во ФГОС ДО. Педагог фиксирует результаты усвоения тем на конец месяца.

План взаимодействия с семьей

В планировании данного раздела представлено содержание и разнообразные формы взаимодействия с родителями:

  • родительские собрания;

  • семейные праздники;

  • выставки;

  • информационные бюллетени;

  • экологические акции;

  • секционная работа и др.

Особенность этой работы — взаимосвязь с темами недели в группе, учет интересов семьи.

План наблюдений за природой и ведения экологического календаря, план наблюдений за комнатными растениями в центре природы в группе

Этот план разработан по сезонам и связан с познавательным интересом к объектам и явлениям крымской природы и природоведческих объектов, окружающих детей в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Познавательные задачи решаются детьми:

  • в процессе игр, обследования, экспериментов;

  • в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы;

  • в ходе обсуждения наблюдаемых явлений.

План изменения развивающей предметно-пространственной среды для мотивации игровой деятельности детей

Планирование представлено ежемесячно и содержит методические рекомендации к каждому возрастному периоду (описаны компоненты игры и характеристика игровых умений и навыков детей с учетом возраста, развивающая предметно-пространственная среда).

Это связано с особым значением игры в развитии личности дошкольника, с ее местом в педагогическом процессе детского сада, с многообразием видов игр и особенностями их развития. Построенная в игровой форме образовательная ситуация, стимулирующая предметная среда группы имеет большее педагогическое значение, нежели занятие по типу школьного урока. Игровая ситуация, заданная педагогом или продвинутыми сверстниками, должна стать частью жизни ребенка.

План изменения развивающей предметно-пространственной среды для мотивации игровой деятельности детей сопоставим с компонентами комплексно-тематического планирования, и может включать в себя: ознакомление с окружающим; обогащение игрового опыта; изменение игровой среды; активизация общения взрослого с ребенком.

Реализуя задачи этого плана, педагог еженедельно обновляет оснащение в игровых центрах согласно теме недели или дополняет их манипулятивными материалами, усложняя сюжетную линию (сюжетно-ролевая игра). Такая модель работы воспитателя постоянно стимулирует познавательный интерес детей к игровой деятельности, а для педагогов внесение новых мотивирующих элементов является возможностью погрузиться в мир детской игры без навязывания и доминирования в ней.

План формирования предпосылок трудовой деятельности

Здесь отражены:

  • объем и содержание элементарного бытового труда детей по разным его видам (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд детей в природе, ручной труд);

  • формы организации;

  • основные приемы руководства;

  • подбор оборудования и необходимых материалов и инструментов в группе.

План мотивации детей к изобразительной и музыкальной деятельности

План представлен по сезонам, содержит разнообразные формы общения педагога с детьми, который мотивирует малышей на самостоятельное воспроизведение способов действия с художественными предметами. Для педагога предложен музыкальный репертуар, соответствующий особенностям возраста детей, многонациональности Крымского полуострова.

План тематических бесед по безопасности жизни и деятельности, план бесед по формированию первичных знаний о правах ребенка

План тематических бесед призван помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском в различных жизненных ситуациях, сформировав значимые для безопасного поведения навыки и установки восприятия.

Другое

Подборка физкультурных пауз, пальчиковой гимнастики, примерное планирование закаливающих мероприятий разработаны на каждый месяц.

Преимущества перспективного блочно-тематического планирования

К преимуществам перспективного блочно-тематического планирования можно отнести следующие положения:

  • возможность предусмотреть последовательное решение образовательных задач по видам деятельности детей с учетом содержания ООП;

  • возможность проводить наблюдения за детьми с целью освоения ООП в течение всего года по темам;

  • возможность постепенно и системно обогащать развивающую предметно-пространственную среду, что повысит социализацию ребенка-дошкольника;

  • возможность осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы;

  • возможность сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной путем деятельностного погружения в тему недели.

В помощь молодым начинающим воспитателям старший воспитатель (воспитатель-методист) составляет папки методического сопровождения по темам недели, где представлен дополнительный материал.





4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мешкова Галина Сергеевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства